Устройство для автоматического запуска и останова кислородно-водородного жидкостного ракетного двигателя
Использование: в автоматических устройствах управления жидкостными ракетными двигателями в режимах запуска и останова. Сущность: устройство, содержащее блок 1 формирования управляющих команд, два согласующих блока 2 и 3, два широтно-импульсных преобразователя 4 и 5, два электронных коммутатора 6 и 7, два усилительных устройства 8 и 9, два шаговых двигателя 10 и 11, позволяет расширить функциональные возможности и упростить устройство. 4 з. п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к ракетно-космический технике, а более конкретно к автоматическим устройствам управления жидкостного ракетного двигателя на режимах запуска и останова.
До настоящего времени обеспечение запуска и останова (выключения) ЖРД реализовалось путем выбора определенной последовательности команд на срабатывание пуско-отсечных клапанов (Федосьев В.И. Основы техники ракетного дела. М. Наука, 1981, с.135, рис.3.20), В этом случае протекание процесса запуска (останова) между двумя последовательными командами может идти произвольно и при резком изменении внешних и внутренних факторов может возникнуть аварийная ситуация. Особенно положение усложняется для кислородно-водородного ЖРД, где при запуске из-за этого возникает превышение допустимой величины температуры генераторного газа, поступающего на турбину ТНА и происходит выход из строя турбины. Прототипом предлагаемого автоматического устройства запуска и останова кислородно-водородного ЖРД является двухканальное устройство управления, каждый канал которого состоит из микропроцессора, усилительного устройства (транзисторного коммутатора), шагового двигателя. Связи между усилительным устройством (транзисторным коммутатором) и шаговым двигателем и их количество (восемь выходов усилительного устройства соединены с восемью входами шагового двигателя) показаны на с. 93, рис.4.17. Цель изобретения расширение функциональных возможностей и упрощение устройства. Указанная цель достигается тем, что в устройство для автоматического запуска и останова кислородно-водородного жидкостного ракетного двигателя, состоящее из двух усилительных устройств, и двух шаговых двигателей, при этом восемь выходов первого усилительного устройства соединены с восемью входами первого шагового двигателя, а восемь выходов второго усилительного устройства соединены с восемью входами второго шагового двигателя, введены двухканальный блок формирования управляющих команд, два блока согласования, два широтно-импульсных преобразователя и два электронных коммутатора, при этом выходы блока формирования управляющих команд соединены со входами первого и второго блоков согласования соответственно, выходы первого и второго блоков согласования соединены со входами первого и второго широтно-импульсных преобразователей cоответcтвенно, два выхода каждого широтно-импульcного преобразователя соединены с двумя входами соответствующего электронного коммутатора, четыре выхода каждого электронного коммутатора связаны с четырьмя входами соответствующего усилительного устройства. На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг.2 схема одного канала двухканального блока формирования управляющих команд; на фиг. 3 схема согласующего блока; на фиг.4 устройство широтно-импульсного преобразователя; на фиг. 5 схема электронного коммутатора; на фиг.6 состав усилительного устройства; на фиг.7 электрическая схема шагового двигателя. Предложенное устройство содержит: блок 1 формирования управляющих команд, два согласующих блока 2 и 3, два широтно-импульсных преобразователя 4 и 5, два электронных коммутатора 6 и 7. два усилительных устройства 8 и 9, два шаговых двигателя 10 и 11, причем выходы блока формирования управляющих команд 1 соединены с входами блоков 2 и 3, выходы которых связаны с входами преобразователей 4 и 5 соответственно, два выхода каждого преобразователя 4 и 5 соединены с двумя входами электронных коммутаторов 6 и 7 соответственно, четыре выхода каждого электронного коммутатора соединены с четырьмя входами усилительных устройств 8 и 9 соответственно, восемь выходов каждого усилительного устройства связаны с восемью входами шаговых двигателей 10 и 11 соответственно. Устройство работает следующим образом. За некоторое время до запуска кислородно-водородного ЖРД привод системы регулирования кажущейся скорости (РКС) устанавливается в положение























































Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАПУСКА И ОСТАНОВА КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНОГО ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ, состоящие из двух усилительных устройств и двух шаговых двигателей, при этом восемь выходов первого усилительного устройства соединены с восемью входами первого шагового двигателя, а восемь выходов второго усилительного устройства соединены с восемью входами второго шагового двигателя, отличающееся тем, что в него введены двухканальный блок формирования управляющих команд, два блока согласования, два широтно-импульсных преобразователя и два электронных коммутатора, при этом выходы блока формирования управляющих команд соединены с входами первого и второго блоков согласования, выходы первого и второго блоков согласования связаны с входами первого и второго широтно-импульсных преобразователей соответственно, два выхода каждого широтно-импульсного преобразователя соединены с двумя входами соответствующих электронных коммутаторов, четыре выхода каждого электронного коммутатора соединены соответственно с четырьмя входами соответствующего усилительного устройства. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый канал двухканального блока формирования управляющих команд состоит из трех регистров, четырех сумматоров, двух инверторов, двух компараторов, трех элементов И и элемента МОДУЛЬ, причем выход первого регистра соединен с первыми входами первого и второго сумматоров и второго компаратора, выход второго регистра соединен с вторым входом второго компаратора и через первый инвертор - с вторым входом второго сумматора, выход второго сумматора подключен к первому входу первого элемента И и через элемент МОДУЛЬ к первому входу первого компаратора, выход третьего регистра соединен с вторым входом первого компаратора, первым входом второго элемента И и через второй инвертор - с первым входом третьего элемента И, первый выход первого компаратора соединен с вторым входом первого элемента И, второй соединен с вторыми входами второго и третьего элементов И, первый выход второго компаратора соединен с третьим входом второго элемента И, второй соединен с третьим входом третьего элемента И, выходы второго и третьего элементов И соединены соответственно с первым и вторым входами третьего сумматора, выход которого соединен с вторым входом четвертого сумматора, первый вход которого соединен с выходом первого элемента И, а выход - с вторым входом первого сумматора и с выходом блока формирования управляющих команд, выход первого сумматора соединен с входом первого регистра, а входы второго и третьего регистров - с входами формирователя управляющих команд. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый из согласующих блоков состоит из последовательно соединенных регистра приема, рабочего регистра, компаратора, триггера и вентиля, второй вход которого соединен с выходом источника питания, а выход - с выходом согласующего блока, первый выход задатчика тактовых импульсов соединен с вторым входом регистра приема, первый вход которого соединен с входом согласующего блока, второй выход задатчика тактовых импульсов соединен с вторым входом триггера, а третий выход соединен через счетчик с вторым входом компаратора. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый широтно-импульсный преобразователь состоит из триггера, вход которого соединен с входом широтно-импульсного преобразователя, а выход через вентиль соединен с входом счетчика, два выхода которого соединены с выходами широтно-импульсного преобразователя соответственно, второй вход вентиля соединен с выходом задатчика частоты. 5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый электронный коммутатор состоит из первой группы из четырех элементов И, связанных параллельно с первым входом электронного коммутатора, второй группы из четырех элементов И, связанных параллельно с вторым входом электронного коммутатора, четырех элементов ИЛИ, двух триггеров, причем выходы первых элементов И в первой и второй группах связаны соответственно с первым и вторым входами первого элемента ИЛИ, выходы вторых элементов И в первой и второй группах связаны соответственно с первым и вторым входами второго элемента ИЛИ, выходы третьих элементов И в первой и второй группах связаны соответственно с первым и вторым входами третьего элемента ИЛИ, выходы четвертых элементов И в первой и второй группах связаны соответственно с первым и вторым входами четвертого элемента ИЛИ, выходы первого и второго элементов ИЛИ связаны соответственно с первым и вторым плечами первого триггера, выходы третьего и четвертого элементов ИЛИ связаны соответственно с первым и вторым плечами второго триггера, выход с первого плеча первого триггера соединен с первым выходом электронного коммутатора, а также с вторыми входами второго и третьего элементов И из первой группы и второго и четвертого элементов И из второй группы, выход с второго плеча первого триггера соединен с вторым выходом электронного коммутатора, а также с вторыми входами первого и четвертого элементов И из первой группы и первого и третьего элементов И из второй группы, выход с первого плеча второго триггера соединен с третьим выходом электронного коммутатора, а также с третьими входами второго и четвертого элементов И из первой группы и первого и четвертого элементов И из второй группы, выход с второго плеча второго триггера соединен с четвертым выходом электронного коммутатора, а также с третьими входами первого и третьего элементов И из первой группы и второго и третьего элементов И из второй группы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Похожие патенты:
Изобретение относится к летательным аппаратам, в частности к гиперзвуковым самолетам, снабженным тепловой защитой конструкции и бортового оборудования и силовыми установками, обеспечивающими гиперзвуковую скорость атмосферного полета
Изобретение относится к аэродинамической технике, а именно к форсируемым газофазным ракетным двигателям, способным выполнять длительные полеты в атмосферах Земли и планет
Устройство для создания силы тяги // 2025572
Изобретение относится к пневматическому устройству для создания силы тяги или подъемной силы летательного аппаратов тяжелее воздуха и наземных транспортных средств
Двигатель внутреннего сгорания // 2008490
Реактивно-перемещающийся аппарат // 2007608
Изобретение относится к реактивной технике, а именно к реактивно-перемещающимся аппаратам, предназначенным для проходки скважин в средах с различной плотностью (песок, мерзлый грунт, глина, суглинок и т
Двигатель внутреннего сгорания // 2005903
Изобретение относится к двигателестроению, может быть использовано при конструировании роторных двигателей, используемых в транспорте, авиации и других отраслях народного хозяйства, и позволяет повысить КПД и мощность двигателя, за счет выполнения ротора 4 в виде полой сферы, внутренняя полость которой является камерой 5 сгорания, сообщаемой по газу с реактивными соплами 6, заключенной в кожух-турбину 7, и размещения их в виде двух и более сферических роторно-турбинных блоков 3 свободно катящихся между внутренней 2 и наружной 1 обоймами
Стенд для испытаний энергетических установок // 2002232
Изобретение относится к ракетостроению, в частности, к средствам управления полетом ракеты
Мотор-винт // 2102280
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции двигателей внутреннего сгорания и авиационных винтов
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реактивным-роторным двигателям и может широко применяться во всех отраслях народного хозяйства, взамен поршневых двигателей
Роторно-реактивный двигатель // 2118687
Изобретение относится к разновидности реактивных авиационных двигателей, а именно к роторно-реактивным
Солнечный тепловой ракетный двигатель // 2126493
Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей, а именно к транспортным - роторным двигателям, и может в качестве силовой установки широко применяться на всех видах транспортных средств
Газовая турбина внутреннего сгорания // 2147069
Изобретение относится к энергомашистроению и касается усовершенствования газовой турбины внутреннего сгорания
Оппозитный реактивный двигатель // 2151319
Изобретение относится к области авиационного и космического двигателестроения