Гравиметрический способ обнаружения подземных неоднородностей
Использование: для обнаружения подземных неоднородностей, при поиске подземных инженерных сооружений, их дефектов, а также пустот, камней. Сущность изобретения: с целью увеличения отношения приращений измеряемого гравиметром параметра колебаний к ускорению силы тяжести одновременно с возбуждением свободных колебаний кругового маятника создают в вертикальном к поверхности земли направлении вынужденные колебания точки подвеса маятника по закону, обеспечивающему максимальное отношение приращений измеряемого гравиметром параметра колебаний к ускорению силы тяжести, определяют приращение ускорения силы тяжести по разности числа колебаний маятника в опорном и рядовых пунктах, измеренных от начальной амплитуды колебаний до амплитуды, составляющей 0,1 от начальной, и по полученным величинам судят о наличии подземных неоднородностей. 1 ил.
Изобретение относится к геофизике и может быть использовано для обнаружения подземных неоднородностей, при поиске подземных инженерных сооружений, их дефектов, а также пустот, камней и т.д.
Наиболее близким к изобретению является способ обнаружения подземных неоднородностей, использующий колебания кругового маятника с неподвижной точкой подвеса. По этому способу измеряют период свободных колебаний маятника с неподвижной точкой подвеса в опорном и рядовых пунктах, производят усреднение и определяют отклонение периода, а через него определяют отклонение ускорения силы тяжести. По изменению ускорения силы тяжести судят о наличии подземной неоднородности. Основной недостаток способа кругового маятника с неподвижной точкой подвеса малое отношение отклонений измеряемого параметра колебаний к ускорению силы тяжести. Это отношение характеризует чувствительность гравиметра. К недостаткам этого способа следует отнести уменьшение чувствительности за счет эффекта сокачания маятника и требование высокой точности pегистрации периода колебаний маятника. Технической задачей, решаемой изобретением, является упрощение способа, что достигается путем увеличения чувствительности, т.е. путем увеличения отношения отклонений измеряемого параметра колебаний к ускорению силы тяжести. Увеличение этого отношения позволяет перейти при сохранении точности измерений к более простому для измерений параметру колебаний числу колебаний маятника от начальной амплитуды до амплитуды, составляющей 0,1 от начальной, упростить систему регистрации, увеличить стабильность измерений по отношению к внешним воздействиям. Приборы, работающие по предлагаемому способу, имеют меньшие вес, габариты, потребляемую мощность, их можно изготовить переносными и удобными для поиска подземных неоднородностей. Указанная техническая задача решается за счет того, что одновременно с возбуждением свободных колебаний кругового маятника создают в вертикальном к поверхности земли направлении вынужденные колебания точки подвеса по закону, обеспечивающему максимальное отношение приращений измеряемого гравиметром параметра колебаний к ускорению силы тяжести, определяют приращение силы тяжести по разности числа колебаний маятника в опорном и рядовых пунктах, измеренных от начальной амплитуды колебаний до амплитуды, составляющей 0,1 от начальной, и по полученным величинам судят о наличии подземных неоднородностей. Вынужденные колебания точки подвеса маятника производят по условию h 2lsin






Формула изобретения
ГРАВИМЕТРИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ НЕОДНОРОДНОСТЕЙ, включающий измерение параметров свободных колебаний кругового маятника на опорном и рядовых пунктах, определение величины приращения ускорения силы тяжести и суждение по полученным величинам о наличии подземных неоднородностей, отличающийся тем, что одновременно с возбуждением свободных колебаний кругового маятника создают в вертикальном к поверхности земли направлении вынужденные колебания точки повеса маятника, удовлетворяющие условию

где h - величина перемещения точки повеса маятника;
l - длина маятника;

v - угол текущего отклонения маятника;
а значение ускорения силы тяжести в рядовом пункте определяют по формуле

где g - значение ускорения силы тяжести на опорном пункте;
К - коэффициент, учитывающий трение в точке подвеса маятника;

a - числовой коэффициент.
РИСУНКИ
Рисунок 1