Запорно-регулирующее устройство
Использование: для управления расходом жидкой или газообразной среды в технологических процессах. Сущность изобретения: в корпусе перпендикулярно его оси установлено неподвижное седло с проходными окнами. С седлом контактирует поворотный запорно-регулирующий орган. Полость герметичного корпуса - стакана /КС/ узла передачи перестановочных усилий от привода сообщена с полостью корпуса. КС выполнен в виде охватывающего запорно-регулирующий орган хомута, связанного с КС элементами, передающими от привода на концы хомута синхронные встречно-направленные колебания. Хомут выполнен из двух жестких частей. Каждый герметичный КС выполнен из эластичного материала. Элементы установлены с возможностью взаимодействия с КС. Амплитуды колебаний равны между собой. Снаружи каждого КС установлены дополнительные элементы, передающие от привода через каждый КС на взаимодействующие с ним концы хомута синхронизирующие выше колебаниями дополнительные управляющие импульсы. 9 ил.
Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к регулирующей трубопроводной арматуре, и может быть использовано для управления расходом жидкой или газообразной среды в различных технологических процессах, например, в центральных и индивидуальных тепловых пунктах отопительных тепловых сетей для автоматического регулирования расхода теплоносителя.
Известна задвижка, содержащая корпус, установленное в корпусе перпендикулярно его оси неподвижное седло с проходными окнами, контактирующий с седлом поворотный дисковый запорно-регулирующий орган и узел передачи перестановочных усилий от привода, выполненный в виде конической зубчатой передачи и связанного с сервоприводом уплотненного шпинделя [1] Недостатки такого устройства заключаются в сложности конструкции и ненадежности механизма поворота запорно-регулирующего органа, а также недостаточной точности регулирования. Известно также запорно-регулирующее устройство, содержащее корпус, установленное в корпусе перпендикулярно его оси неподвижное седло с проходными окнами, контактирующий с седлом поворотный дисковый запорно-регулирующий орган и узел передачи перестановочных усилий от привода с по крайней мере одним герметичным корпусом-стаканом, полость которого сообщена с полостью корпуса, выполненный в виде охватывающего запорно-регулирующий орган хомута, связанного с корпусом посредством элементов, передающих от привода на концы хомута синхронные встречно направленные и различные по амплитуде колебания [2] Данное решение наиболее близко к предлагаемому и выбрано в качестве прототипа. Недостатки прототипа заключаются в малой надежности узла передачи перестановочных усилий, связующие элементы которого, во-первых, расположены в регулируемой среде, во-вторых, должны обеспечить сжатие и последующее угловое перемещение хомута в результате одновременного воздействия двух противоположно направленных и различных по амплитуде импульсных управляющих усилий, и недостаточной долговечности хомута, испытывающего знакопеременные деформации относительно высокой частоты. Задачей изобретения является повышение надежности и долговечности работы устройства. Поставленная задача достигается тем, что в запорно-регулирующем устройстве, содержащем корпус, установленное в корпусе перпендикулярно его оси неподвижное седло с проходными окнами, контактирующий с седлом поворотный дисковый запорно-регулирующий оpган и узел передачи перестановочных усилий от привода с по крайней мере одним герметичным корпусом-стаканом, полость которого сообщена с полостью корпуса, выполненный в виде охватывающего запорно-регулирующий орган хомута, связанного с корпусом-стаканом посредством элементов, передающих от привода на концы хомута синхронные встречно направленные колебания, хомут выполнен из двух жестких частей, каждый герметичный корпус-стакан узла передачи перестановочных усилий выполнен из эластичного материала, элементы, передающие на концы хомута синхронно встречно направленные колебания, установлены с возможностью взаимодействия с ним, причем амплитуды упомянутых колебаний равны между собой, а снаружи каждого корпуса-стакана установлены дополнительные элементы, передающие от привода через каждый корпус-стакан на взаимодействующие с ним концы хомута синхронизированные с упомянутыми выше колебаниями дополнительные управляющие импульсы. Надежность и долговечность работы устройства достигается благодаря тому, что хомут выполнен из двух жестких частей, каждый герметичный корпус-стакан узла передачи перестановочных усилий выполнен из эластичного материала, элементы, передающие на концы хомута синхронные встречно направленные колебания, установлены с возможностью взаимодействия с ним, причем амплитуды упомянутых колебаний равны между собой, а снаружи каждого корпуса-стакана установлены дополнительные элементы, передающие от привода через каждый корпус-стакан на взаимодействующие с ним концы хомута синхронизированные с упомянутыми вше колебаниями дополнительные управляющие импульсы. Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями в данной области не выявило в них признаки, отличающие предлагаемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия". На фиг. 1 изображено предлагаемое запорно-регулирующее устройство (вариант 1) в положении полного закрытия, продольный разрез; на фиг. 2 то же, разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 изображено предлагаемое запорно-регулирующее устройство (вариант 2) в положении полного закрытия, продольный разрез; на фиг. 4 то же, разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5-9 показаны этапы работы узла передачи перестановочных усилий предлагаемого устройства при выполнении шага запорно-регулирующего органа в сторону открытия. В корпусе 1 запорно-регулирующего устройства (клапана), выполненном в виде участка трубопровода, перпендикулярно его оси установлены неподвижное седло 2 с проходными окнами 3 и постоянно контактирующий с седлом поворотный дисковый запорно-регулирующий орган (золотник) 4 с проходными окнами 5. Седло 2 и золотник 4 разделяют клапан на напорную 6 и сливную 7 полости. Радиальный подшипник 8 выполнен таким образом, что не препятствует золотнику самоустанавливаться относительно седла. Для поворота золотника 4 служат установленное вне клапана и не показанное на чертежах устройство управления (привод), формирующее управляющие, например, электрические импульсы, и узел передачи перестановочных усилий от привода. Последний содержит, по крайней мере, один (см. вариант, фиг. 1 и 2) выполненный из эластичного материала герметичный корпус-стакан 9, сообщающийся с внутренней полостью корпуса 1, охватывающий золотник 4 хомут, выполненный из двух жестких частей 10 и 11, свободные концы которых 12 и 13 расположены внутри корпуса-стакана, и установленные вне корпуса-стакана элементы 14, 15, 16, 17, 18, передающие на концы хомута от привода синхронизированные между собой управляющие импульсы. Фланец 19 обеспечивает герметичность соединения эластичного корпуса-стакана 9 с корпусом 1 клапана. В варианте 2 (см. фиг. 3 и 4) узел передачи перестановочных усилий содержит два корпуса-стакана 9. В варианте 1 клапана жесткие части 10 и 11 хомута шарнирно соединены между собой, в варианте 2 шарнирное соединение отсутствует, клапан симметричен относительно горизонтальной и вертикальной осей. Элементы 14 и 15 служат для передачи от устройства управления на концы хомута синхронных встречно направленных и равных по амплитуде колебаний. В изображенных на чертежах в качестве примера вариантах клапана эти элементы показаны в виде пьезоэлементов, каждый из которых одним своим концом связан с жестким кольцом 16, выполненным из электротехнической стали, а вторым с эластичным корпусом-стаканом 9. На пьезоэлементы можно подавать электрические импульсы от устройства управления. Конструктивно связь пьезоэлементов 14 и 15 с жестким кольцом16 может быть выполнена таким образом, чтобы эти элементы удерживали кольцо 16 от перемещения относительно продольной оси корпуса-стакана, как это показано на фиг. 5. Верхняя часть кольца может также иметь, например, жесткую опорную втулку, надеваемую на днище корпуса-стакана. Возможны и другие многочисленные конструктивные решения. Элементы 17 и 18, служащие для передачи на золотник перестановочных усилий, показаны в виде взаимодействующих с магнитопроводящим кольцом 16 электромагнитов, на электрические обмотки (катушки) которых можно подавать электрические импульсы от устройства управления. Действие установленных вне эластичного корпуса-стакана элементов, передающих на концы хомута от устройства управления синхронизированные между собой управляющие импульсы, может быть основано на других принципах, сами эти элементы могут иметь различное устройство. Запорно-регулирующее устройство (клапан) работает следующим образом. Регулируемая среда под давлением поступает в напорную полость 6 клапана и выходит в сливную полость 7 через отверстия, образующиеся при совпадении проходных окон 3 и 5 седла 2 и золотника 4. Поворотом последнего вокруг своей оси можно изменять площадь этих отверстий, благодаря чему осуществляется регулирование расхода. Профиль окон определяет расходную характеристику клапана. В закрытом положении золотник полностью перекрывает окна в седле. Плоские уплотнительные поверхности золотника и седла притерты друг к другу. Перепадом давлений золотник прижимается к седлу, что обеспечивает плотность клапана. Для изменения степени открытия клапана на пьезоэлементы 14 и 15 (см. фиг. 2, 4 и 5) от устройства управления (привода) подают сфазированные между собой импульсные напряжения одинаковой амплитуды. Под действием этих напряжений пьезоэлементы периодически удлиняются и укорачиваются. В моменты их удлинения эластичный корпус-стакан 9 деформируется, а расположенные в нем концы хомута 12 и 13 воспринимают соответствующие встречно направленные равные по величине силовые воздействия, благодаря которым они сближаются, хомут снимается и плотно охватывает золотник. При этом концы хомута, корпус-стакан, пьезоэлемент и магнитопроводящее кольцо 16 оказываются жестко связанными между собой. В моменты укорочения пьезоэлементов хомут разжимается, разрывается жесткая связь как внутри кольца 16, так и между хомутом и золотником. Если требуется открывать клапан, сфазированные между собой электрические управляющие импульсы подают, помимо пьезоэлементов, также и на электромагнит 17. В моменты удлинения пьезоэлементов электромагнит притягивает к себе магнитопроводящее кольцо 16 вместе с жестко связанными с ним пьезоэлементами, корпусом-стаканом и концами хомута. Эластичный корпус-стакан деформируется, золотник вместе с плотно охватывающим его хомутом поворачивается на небольшой угол против часовой стрелки. В моменты укорочения пьезоэлементов электромагнит 17 обесточивается, восстанавливается первоначальная форма корпуса-стакана, все элементы, передающие перестановочные усилия, в том числе и хомут, уже не связанный с золотником, возвращаются в исходное положение. Таким образом, каждый импульс управляющего напряжения обеспечивает поворот золотника на один шаг против часовой стрелки и возвращение всех элементов, передающих перестановочные усилия, в исходное положение. Фиг. 5-9 иллюстрируют поэтапную работу узла передачи перестановочных усилий при выполнении шага золотника в сторону открытия. Фиг. 5. Клапан и узел передачи перестановочных усилий в исходном состоянии. Нет напряжения на пьезоэлементах 14, 15 и на электромагнитах 17, 18. Герметичный корпус-стакан 9 симметричен относительно вертикальной оси, части 10, 11 жесткого хомута и их концы 12, 13 расположены свободно, что подчеркнуто на чертеже изображением зазоров между ними и золотником 4 и корпусом-стаканом 9. На золотнике произвольно выделена точка Б, расположенная на вертикальной оси. Фиг. 6. На пьезоэлементы 14 и 15 от устройства управления поданы равные по величине управляющие напряжения. Длина пьезоэлементов увеличилась, эластичный корпус-стакан 9 деформирован, но сохраняет симметричность относительно вертикальной плоскости, концы хомута 12, 13 воспринимают через корпус-стакан встречно направленные равные по величине усилия от пьезоэлементов, жесткие части 10, 11 хомута с большой силой прижаты к золотнику. Оставшийся неподвижным золотник, половины хомута, корпус-стакан, пьезоэлементы и магнитопроводящее кольцо 16 жестко связаны между собой. Фиг. 7. Управляющее напряжение от устройства управления подано, помимо пьезоэлементов, также и на электромагнит 17. Магнитопроводящее кольцо 16 притянуто к электромагниту. Вместе с кольцом благодаря жесткой связи между ними переместились пьезоэлементы, эластичный корпус-стакан дополнительно деформирован и потерял симметричность относительно вертикальной плоскости, хомут и золотник повернуты против часовой стрелки на угол

Формула изобретения
ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, содержащее корпус, установленное в корпусе перпендикулярно его оси неподвижное седло с проходными окнами, контактирующий с седлом поворотный запорно-регулирующий орган и узел передачи перестановочных усилий от привода с по крайней мере одним герметичным корпусом-стаканом, полость которого сообщена с полостью корпуса, выполненный в виде охватывающего запорно-регулирующий орган хомута, связанного с корпусом-стаканом посредством элементов, передающих от привода на концы хомута синхронные встречно направленные колебания, отличающееся тем, что хомут выполнен из двух жестких частей, каждый герметичный корпус-стакан узла передачи перестановочных усилий выполнен из эластичного материала, элементы, передающие на концы хомута синхронные встречно направленные колебания, установлены с возможностью взаимодействия с ним, причем амплитуды упомянутых колебаний равны между собой, а снаружи каждого корпуса-стакана установлены дополнительные элементы, передающие от привода через каждый корпус-стакан на взаимодействующие с ним концы хомута синхронизированные с упомянутыми колебаниями дополнительные управляющие импульсы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9