Турбокомпрессор с системой регулирования наддува двигателя внутреннего сгорания а.ф.мещерякова
Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбомоторостроению, и может быть применено в турбопоршневых двигателях. Цель изобретения - повышение эффективной мощности двигателя по наддуву путем регулирования частоты вращения ротора. Турбокомпрессор с системой регулирования наддува двигателя внутреннего сгорания с консольным расположением колес содержит корпус 3 камеры волнового редуктора, ограниченный со стороны компрессора задней стенкой 4 диффузора, взаимодействующей с уплотнительной муфтой 5, моновтулку 8, установленный в моновтулке ротор. Ротор снабжен звездочкой 20 обгонной муфты с телами качения, в которой обоймой служит ступица 24 жесткого колеса волнового редуктора, развитая по ширине и взаимодействующая выступающей над габаритом звездочки частью с шейкой 9 моновтулки. В качестве генератора волн деформации гибкого колеса 29, неподвижно установленного в камере волнового редуктора соосно с ротором, служит статор электрической машины, причем между габаритной поверхностью полости статора и гибким колесом, а также между зубчатыми венцами жесткого и гибкого колес выполнены зазоры. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбомоторостроению, и может быть применено в турбопоршневых двигателя.
Известен турбокомпрессор с системой регулирования наддува двигателя внутреннего сгорания, преимущественно с консольным расположением колес, содержащий корпус с центральной несущей частью, моновтулку, установленную в осевой полости, выполненной в центральной несущей части корпуса, и фиксированную от смещений патрубком маслосистемы, установленный в моновтулке вал ротора с консольными участками, уплотнительную муфту, установленную за колесом компрессора с возможностью взаимодействия ее кольцевых уплотнительных элементов с крышкой подшипников, служащей задней стенкой диффузора. Однако эффективная мощность этого турбокомпрессора недостаточно высока для двигателей с малым и передним рабочими объемами цилиндров, велика инерционность составного ротора, затруднено регулирование частоты вращения ротора. Целью изобретения является повышение эффективности мощности двигателя по наддуву путем регулирования частоты вращения ротора. Эта цель достигается тем, что в турбокомпрессоре с системой регулирования наддува двигателя внутреннего сгорания, преимущественно с консольным расположением колес, содержащем корпус с центральной несущей частью, моновтулку, установленную в осевой полости, выполненной в центральной несущей части корпуса, и фиксированную от смещений патрубком маслосистемы, установленный в моновтулке вал ротора с консольными участками, уплотнительную муфту, установленную за колесом компрессора с возможностью взаимодействия ее кольцевых уплотнительных элементов с крышкой подшипников, служащей задней стенкой диффузора, в несущей части корпуса выполнен туннельный прилив с осевой полостью, являющийся продолжением полости несущей части корпуса, и в выполненной таким образом полости установлена удлиненная моновтулка с концевым участком, выступающим за торец прилива, в моновтулке установлен вал ротора с удлиненной консольной частью со стороны колеса компрессора, причем на участке, примыкающем к торцу концевого участка моновтулки, как одно целое с валом выполнена обойма звездочки обгонной муфты, снабженная заклинивающими телами качения, а в камере, образованной стенкой корпуса и задней стенкой диффузора, соосно с ротором неподвижно установлен электромагнитный генератор волн волновой передачи, выполненный в виде статора генератора трехфазного тока с пускорегулирующим устройством, в полости статора размещено гибкое колесо волновой передачи, выполненное в виде стальной упругой тонкостенной оболочки, на одном торце которой выполнен зубчатый венец внутреннего зацепления, а на другом торце выполнен отвальцованный наружу посадочный фланец, жестко присоединенный к стенке корпуса камеры, причем между габаритной поверхностью статора и гибким колесом выполнен зазор, жесткое колесо волновой передачи выполнено со ступицей, служащей обоймой упомянутой обгонной муфты, причем ступица развита по ширине и установлена на звездочке обгонной муфты с возможностью взаимодействия с упомянутым концевым участком моновтулки, совместно с уплотнительной муфтой установлена шайба для фиксирования ступицы, при этом между зубьями венцов жесткого и гибкого колес выполнен зазор. Кроме того, турбокомпрессор содержит пускорегулирующее устройство электромагнитного генератора волн волновой передачи, выполненное с возможностью регулирования круговой частоты вращающегося магнитного поля статора и посредством микропроцессорной системы автоматического управления связано с системой автоматического регулирования частоты вращения вала двигателя, выполненной на электрической основе. На фиг.1 изображен фрагмент центральной части корпуса турбокомпрессора; на фиг.2 фрагмент узла гибкого и жесткого колес волнового редуктора; на фиг. 3 принципиальные графики зависимости коэффициента избытка воздуха





















Формула изобретения
1. Турбокомпрессор с системой регулирования наддува двигателя внутреннего сгорания преимущественно с консольным расположением колес, содержащий корпус с центральной несущей частью, моновтулку, установленную в осевой полости, выполненной в центральной несущей части корпуса, и фиксированную от смещения патрубком маслосистемы, установленный в моновтулке вал ротора с консольными участками, уплотнительную муфту, установленную за колесом компрессора с возможностью взаимодействия ее кольцевых уплотнительных элементов с крышкой подшипников, служащей задней стенкой диффузора, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективной мощности двигателя по наддуву путем регулирования частоты вращения ротора на всех режимах и в переходных процессах двигателя, в несущей части корпуса выполнен туннельный прилив с осевой полостью, являющейся продолжением полости несущей части корпуса, и в выполненной таким образом полости установлена удлиненная моновтулка с концевым участком, выступающим за торец прилива, в моновтулке установлен вал ротора с удлиненной консольной частью со стороны колеса компрессора, причем на участке, примыкающем к торцу концевого участка моновтулки, как одно целое с валом выполнена обойма звездочки обгонной муфты, снабженная заклинивающими телами качения, а в камере, образованной стенкой корпуса и задней стенкой диффузора, соосно с ротором неподвижно установлен электромагнитный генератор волн волновой передачи, выполненный в виде статора генератора трехфазного тока с пускорегулирующим устройством, и в полости статора размещено гибкое колесо волновой передачи, выполненное в виде стальной упругой тонкостенной оболочки, на одном торце которой выполнен зубчатый венец внутреннего зацепления, а на другом торце - отвальцованный наружу посадочный фланец, жестко присоединенный к стенке корпуса камеры, причем между габаритной поверхностью статора и гибким колесом выполнен зазор, жесткое колесо волновой передачи выполнено со ступицей, служащей обоймой упомянутой обгонной муфты, причем ступица развита по ширине и установлена на звездочке обгонной муфты с возможностью взаимодействия с упомянутым концевым участком моновтулки, совместно с уплотнительной муфтой установлена шайба для фиксирования ступицы, причем между зубьями венцов жесткого и гибкого колес выполнен зазор. 2. Турбокомпрессор по п.1, отличающийся тем, что система регулирования наддува содержит пускорегулирующее устройство электромагнитного генератора волн волновой передачи, выполненное с возможностью регулирования круговой частоты вращающегося магнитного поля статора и посредством микропроцессорной системы автоматического управления связанное с системой автоматического регулирования частоты вращения вала двигателя, выполненной на электрической основе.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3