Катодный кожух алюминиевого электролизера
Авторы патента:
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к получению алюминия электролизом в криолитглиноземных расплавах. Сущность: в кожухе сопрягаемые поверхности каркаса и обшивки выполнены с углом наклона не менее угла трения скольжения материалов сопрягаемых элементов конструкций. 2 ил.
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к получению алюминия электролизом.
В настоящее время в электролизерах для получения алюминия применяются катодные устройства с кожухами самых различных типов и конструкций, внутри которых размещается футеровка, образующая электролизную ванну. Срок службы катодных устройств (промежуток времени между двумя капитальными ремонтами) колеблется в пределах 4-5 лет. При капитальном ремонте катодного устройства производится выбойка отработанной футеровки, ремонт катодного кожуха и монтаж новой футеровки. Из этих операций самой трудоемкой и неблагополучной с точки зрения условий труда является операция по выбойке и извлечению футеровки из кожуха из-за сильной запыленности рабочей зоны. Для упрощения операции по выбойке футеровки и снижения трудозатрат при капитальном ремонте катодов с кожухами контрфорсного типа цельносварной конструкции в настоящее время на алюминиевых заводах применяют технологию с вырезанием одной из боковых стенок с последующей ее приваркой на прежнее место после восстановительного ремонта. Самым значительным недостатком такой технологии является снижение срока службы кожуха после ремонта до 3-3,5 лет вследствие разрезки несущих элементов кожуха (поясов жесткости стенок). Особенно большие трудности связаны с выбойкой футеровки при использовании цельносварных катодных кожухов шпангоутного типа, где технология с вырезанием стенок неприменима из-за специфики конструкции таких кожухов. Единственным решением вопроса в этом случае является выбойка футеровки из кожуха с поворотом его на 60-90о при помощи специального кантователя с автономным электро- или гидроприводом. Сложность заключается в том, что масса катода современного электролизера составляет 200 т и более (для сверхмощных электролизеров) и создание кантователей для таких катодов связано с целым рядом трудностей технического характера. Таким образом, при использовании всех существующих типов кожухов сохраняется проблема удаления отработанных футеровки при капитальном ремонте катодов. Известно катодное устройство алюминиевого электролизера (а.с. N 1650783) с дополнительными наклонными боковыми стенками, соединенными с днищем кожуха и верхней частью стенок, а между основной и дополнительной стенками установлены косынки, соединенные с основной и дополнительной стенками и днищем. Дополнительные стенки установлены под углом 15-35о к основным стенкам. Предложенная конструкция катодного устройства ставит своей целью повышение срока службы катода, выхода по току и снижение металлоемкости кожуха, т. е. цель создания катодного кожуха продиктована в основном технико-экономическими показателями работы электролизеров, но при этом никак не затрагиваются вопросы производства капитального ремонта катодных устройств и, в частности, выбойки и удаления отработанной футеровки. Более того, представленный кожух, являясь цельносварным по конструкции, приближен к кожухам шпангоутного типа, в которых исключается технология ремонта с вырезанием стенок, как принято в контрфорсных кожухах. Следовательно, выбойка возможна или с применением кантователя или простая выбойка при горизонтально расположенном кожухе, что еще более усложняет производство работ. Наклонные боковые стенки могли бы способствовать облегчению выбойки, но для этого необходимо перевернуть катод днищем вверх, т.е. на 180о, что трудно осуществимо даже при наличии соответствующих кантователей при массах катодов более 200 т. В связи с тем, что выбойка футеровки производится в условиях цеха капитального ремонта (ЦКР), то условия труда персонала при этом не улучшаются. Известно катодное устройство алюминиевого электролизера (а. с. N 1295786), в котором боковые стенки кожуха с железобетонным днищем выполнены с расширением кверху под углом 24-25о. Целью создания конструкции является увеличение срока службы, снижение металлоемкости и трудозатрат на демонтаж футеровки. При демонтаже катодного устройства с кожуха срезается фланцевый лист с кронштейнами. Затем кожух переворачивается на 180о и импульсивным воздействием на железобетонное днище отработанная футеровка удаляется. Основным недостатком в данной конструкции, как и в предыдущей, является необходимость переворота кожуха на 180о для удаления футеровки, следовательно, необходимо иметь для этого спецоборудование, т.е. кантователи, которые в настоящее время в промышленности отсутствуют. Другим недостатком, как и в предыдущем случае, является то, что условия труда персонала в ЦКР, где только и производится выбойка футеровки, не улучшаются, так как сохраняется сама операция "выбойка футеровки" в условиях цеха капитального ремонта. Данная конструкция кожухов (рамного типа) с железобетонным днищем применяется в электролизерах небольшой мощности (до 130 кА) и в современных электролизерах не применяется. Известен кожух катодный алюминиевого электролизера (а.с. N 1625054), принятый за прототип, который снабжен шпангоутами по торцевым сторонам, горизонтальные участки которых расположены в одной плоскости с аналогичными участками боковых шпангоутов. При этом шпангоуты жестко соединены в верхней части с рамой, а в нижней части между собой с образованием пространственного силового каркаса, внутри которого установлена обшивка стенок и днища, жестко соединенная с рамой. Таким образом, в данной конструкции имеются следующие самостоятельные элементы: пространственный силовой каркас с верхней рамой; обшивка стенок и днища из листового материала с элементами жесткости (как единая сварная конструкция). Обшивка стенок и днища установлена внутрь силового пространственного каркаса. Оба элемента жесткости соединены между собой в верхней части (в области рамы каркаса и верха обшивки стенок). Целью изобретения является увеличение срока службы и снижение металлоемкости, но в материалах заявки не упоминается сопутствующий эффект, позволяющий снизить трудозатраты и улучшить условия труда персонала при удалении футеровки при капитальном ремонте. Этот эффект обуславливается тем, что обшивка стенок и днища установлена в пространственном силовом каркасе как самостоятельный элемент конструкции, жестко соединенный с каркасом (рамой каркаса) только в верхней части, например, сваркой прерывистым швом. Это позволяет легко извлечь обшивку вместе с футеровкой из каркаса, если предварительно удалить сваркой шов при ремонте. В действительности это затрудняется тем, что под воздействием распирающих нагрузок от футеровки, направленных в сторону каркаса, по линии сопряжения каркас обшивка возникают столь значительные силы трения, что при вертикальных стенках извлечь обшивку с футеровкой из каркаса без специальных приспособлений практически невозможно. Поэтому необходимо применять такую специальную траверсу для подъема обшивки с футеровкой, которая бы при подъеме стягивала боковые стенки обшивки в сторону оси кожуха, отделяя ее от каркаса, что и позволило бы вынуть обшивку с футеровкой из каркаса без выбойки футеровки в цехе капремонта. Создание такой траверсы сопряжено с рядом технических трудностей. Цель изобретения увеличение срока службы катодного кожуха, снижение трудозатрат и улучшение условий труда при капитальном ремонте катодных устройств электролизеров. Сущность изобретения состоит в том, что сопрягаемые поверхности силового каркаса и обшивки стенок выполнены с углом наклона не менее угла трения скольжения сопрягаемых элементов конструкции. При сопряжении стальных необработанных поверхностей каркаса и обшивки этот угол составляет примерно

Формула изобретения
КАТОДНЫЙ КОЖУХ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА, включающий пространственный силовой каркас, сопрягаемый с обшивкой стенок, отличающийся тем, что поверхности сопрягаемых элементов выполнены с углом наклона не менее угла трения скольжения материалов указанных элементов конструкций.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2TK4A Исправление очевидных и технических ошибок в публикациях сведений об изобретениях вбюллетене "Изобретения. Полезные модели"
Номер и год публикации бюллетеня: 3-1996
Код раздела бюллетеня: FG4A
Опубликовано: (21), (22) Заявка: 92015231/02, 22.01.1993
Следует читать: (21), (22) Заявка: 92015231/02, 10.12.1992
Дата публикации: 27.05.2011
Похожие патенты:
Катодный кожух алюминиевого электролизера // 2051204
Изобретение относится к металлургии цветных металлов, в частности к электролитическому получению алюминия, к конструкции катодного кожуха алюминиевого электролизера
Изобретение относится к электролитическому производству алюминия, в частности к анодному устройству алюминиевого электролизера с самообжигающимся анодом и с верхним токоподводом
Изобретение относится к конструкции алюминиевых электролизеров и позволяет повысить надежность работы устройства благодаря тому, что оно снабжено регулятором вязкой анодной массы, который может быть выполнен в виде одного или нескольких трубчатых электронагревателей, установленных в сквозном трубчатом кармане, пропущенном через боковые стенки в нижней части бункера; или в виде одного или нескольких трубопроводов, пропущенных через боковые стенки в нижней части бункера и связанных через смеситель с трубопроводами горячего или холодного теплоносителя; или в виде змеевика, установленного вокруг нижней части бункера и связанного через смеситель с трубопроводами горячего и холодного теплоносителя; или в виде задвижки, выполненной из двух скрепленных между собой пластин и образующих полость, внутри которой установлен электронагреватель
Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано при монтаже подины алюминиевых электролизеров
Изобретение относится к конструкции алюминиевых электролизеров
Изобретение относится к элетктроизоляционным материалам, состоящим из огнеупорных компонентов и используемым в цветной металлургии, например, в качестве заполнителя электроизоляционных зазоров между катодными стержнями и металлическим кожухом алюминиевого электролизера
Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано при монтаже подины электролизера для получения алюминия
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к электролитическому производству алюминия, к технологии самообжигающегося анода с вертикальными токоподводящими штырями
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к производству алюминия электролизом расплавленных солей и может быть использовано при монтаже катодных устройств алюминиевого электролизера
Изобретение относится к электролитическому получению алюминия из расплавов и предназначено для повышения качества обжига электролизеров после капитального ремонта
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к получению алюминия высокой чистоты способом электролитического рафинирования, и касается футеровки анодного кожуха электролизера
Кожух катодный алюминиевого электролизера // 2112082
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к получению алюминия электролизом в криолитглиноземных расплавах
Изобретение относится к металлургии цветных металлов, в частности электролитическому получению алюминия, катодным устройствам электролизеров для получения алюминия
Подина алюминиевого электролизера // 2120500
Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к электролитическому получению алюминия, и касается совершенствованию конструкции подины алюминиевого электролизера
Кожух катодный алюминиевого электролизера // 2121527
Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к получению алюминия электролизом
Изобретение относится к металлургии цветных металлов, в частности к электролитическому получению алюминия, к катодным устройствам электролизеров для получения алюминия
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к электролитическому получению алюминия и касается ремонта футеровки алюминиевых электролизеров