Способ сжигания жидких топлив
Использование: в теплоэнергетике преимущественно при сжигании жидкого топлива в различных двигателях и энергетических установках. Сущность изобретения: производят смешение топлива с окислителем, подготовку полученной смеси к сжиганию и сжигание ее. Подготовку топливо-окислительной смеси производят путем дополнительной выдержки при температуре 200 - 500o в течение 10-3 - 10-2 при скорости течения, равной 1,2 - 1,6 скорости турбулентного распространения пламени, а скорость топливо-окислительной смеси в зоне горения поддерживают равной 0,6 - 0,95 скорости турбулентного распространения пламени при коэффициенте избытка окислителя в зоне подготовки более 0,95. 1 табл., 1 ил.
Изобретение относится к технике сжигания жидкого топлива в различных двигателях и энергетических установках и может быть использовано для повышения эффективности и экологической чистоты проведения разнообразных высокотемпературных технологических процессов (технологического нагрева металлов, жидкостей, неорганических продуктов и т.д.): топок котельных, парогазовых и других агрегатов, работающих на разнообразном топливе, для получения ценных продуктов из нетрадиционного сырья, для расширения сырьевой базы топлива за счет снижения требований к его качеству.
Известны разнообразные способы и устройства для сжигания жидкого топлива в энергетических установках, двигателях внутреннего сгорания, реактивных двигателях (газотурбинных), турбореактивных, воздушно-реактивных (ВРД) и т. д. а также в теплосиловых установках. Известны способы сжигания жидкого топлива, заключающиеся в сжигании топливоокислительной смеси с предварительной подготовкой и смешением топлива с окислителем (см. например, авт. св. СССР N 1163694, кл. F 23 R 3/00, 29.12.84). При этом для обеспечения эффективного процесса горения основное внимание и усилия прилагаются для совершенствования конструкции горелок, камер сгорания и системы поджига. Стадия подготовки рабочей смеси топлива с окислителем состоит, как правило, в смешении в определенной пропорции жидкого топлива с окислителем при температуре окружающей среды. При этом большое внимание уделяется эффективному распылению жидкого горючего. В редких случаях, например в особо теплонапряженных ВРД, смешение происходит при температуре до 550оС. Практически во всех конструкциях смешение горючего и окислителя, испарение жидкого топлива и его горение осуществляются в основном в одном и том же объеме при диффузионном характере пламени. Основными недостатками существующих способов для сжигания жидкого топлива являются недостаточная устойчивость горения, сравнительно узкий диапазон эффективного сжигания как по составу топлива, так и по соотношению топливо окислитель, неполнота сжигания топлива, сопровождающаяся образованием сажи, дыма, нагара, других токсичных продуктов монооксида углерода, несгоревших углеводородов, в том числе синтез высокомолекулярных канцерогенных соединений полиароматического ряда и бензопиренов, образование окислов азота, высокие требования к качеству топлива. Изобретение направлено на повышение эффективности, устойчивости и экологической чистоты сжигания жидкого топлива, преодоление отмеченных выше недостатков существующих способов. Это обеспечивается тем, что по способу сжигания жидкого топлива, заключающемуся в смешении топлива с окислителем, подготовке и сжигании топливо-окислительной смеси, подготовку топливо-окислительной смеси производят путем дополнительной выдержки при температуре 200-500оС в течение 10-3-10-2 с при скорости течения в пределах 1,2-1,6 скорости турбулентного распространения пламени, а скорость топливо-окислительной смеси в базе горения поддерживают в пределах 0,6-0,95 скорости турбулентного распространения пламени при коэффициенте избытка окислителя в зоне подготовки более 0,95. Изобретение поясняется чертежом и таблицей, где приведены результаты испытаний на модельной камере сгорания. На чертеже схематически показано устройство для сжигания жидкого топлива. Оно содержит камеру 1 смешения-подготовки топливо-окислительной среды, камеру 2 горения, устройство 3 для подачи топлива, устройства 4 для поджига смеси. Работа устройства для реализации предлагаемого способа сжигания жидкого топлива на примере камеры сгорания ВРД состоит в следующем. Предназначенная для сжигания всего топлива часть предварительно подогретого до температуры 200оС и более воздуха (за счет сжатия в компрессоре) подается в камеру 1 для смешения с топливом, которое подается устройством 3, при этом обеспечивается коэффициент избытка воздуха в камере смешения-подготовки не менее 0,95, скорость течения топливо-окислительной среды поддерживается в пределах 1,2-1,6 скорости турбулентного распространения пламени в этих условиях при времени нахождения в пределах 10-2-10-3 с. Подготовленная таким образом топливная смесь, попадая в камеру 2 горения, поджигается от запального устройства 4, сгорает в узкой пространственной зоне. В предлагаемом способе эффективность сжигания повышается за счет изменения этапов подготовки топливо-окислительной смеси. При этом помимо тщательного предварительного испарения и смешения жидкого топлива с оксилителем происходит и энергонасыщение смеси. В результате сжигание подготовленной таким способом смеси происходит в узкой пространственной зоне, формируемой за счет особенностей газодинамики потока подготовленной в предлагаемом устройстве смеси. Для решения задачи подготовки топливо-окислительной смеси и ее энергонасыщения топливо смешивается с окислителем при температуре последнего, превышающей среднюю температуру кипения топлива (например, для керосинов > 200оС), но значительно ниже температуры самовоспламенения, чтобы избежать инициирования горения в подготовительной зоне. При типичных размерах капель, распыляемых различными устройствами, составляющих для углеводородного топлива 10-140 мкм, время испарения, зависящее от температуры и диаметра капель, как показали специальные эксперименты, в диапазоне температур 200-550оС, составляет от 10-3 до 10-2 с. За это время в рабочем диапазоне давлений 1-50 атм успевает произойти энергонасыщение паров топлива с окислителем, состоящее в образовании высокохимически активных части карбенов. Высокая скорость топливо-окислительной среды в зоне подготовки 1,2-1,6 величины скорости турбулентного распространения пламени не позволяет образоваться очагам самовоспламенения в зоне подготовки и препятствует проскоку пламени из зоны горения. Скорость турбулентного распространения пламени определяется физико-химическими свойствами топлива и параметрами окислителя температурой и давлением. С повышением температуры и давления окислительной среды скорость турбулентного распространения пламени увеличивается. Например, при температуре 20оС и атмосферном давлении скорость турбулентного распространения пламени керосино-воздушной смеси при


Формула изобретения
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ЖИДКИХ ТОПЛИВ, заключающийся в смешении топлива с окислителем, подготовке полученной смеси к сжиганию и сжигании ее, отличающийся тем, что подготовку топливоокислительной смеси производят путем дополнительной выдержки ее при 200 - 550oС в течение 10-3 - 10-2 с при скорости течения, равной 1,2 - 1,6 скорости турбулентного распространения пламени, а скорость топливоокислительной смеси в зоне горения поддерживают равной 0,6 - 0,95 скорости турбулентного распространения пламени при коэффициенте избытка окислителя в зоне подготовки более 0,95.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2