Привод управления коробкой передач транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автомобильным коробкам передач с дистанционным приводом управления, имеющим блокирующее устройство против ошибочного включения передачи заднего хода. Сущность изобретения: привод управления коробкой передач транспортного средства содержит рычажный механизм с блокируемым включением передачи заднего хода элементом, установленный в упругой опоре и подпружиненный с возможностью утапливания, жесткую перемычку, размещенную под упругой опорой, соединенную с полом транспортного средства элементами крепления и образующую с полом полость для размещения упругой опоры, установленный на полу блокирующий включение передачи заднего хода элемент с упорной поверхностью, наклоненной к рычажному механизму по ходу утапливания во взаимодействии с ответной поверхностью на блокируемом включение передачи заднего хода элементе, и фиксатор конца хода утапливания рычажного механизма в виде выступа, установленного под блокирующим включение передачи заднего хода элементом, образующим паз под блокируемый включение передачи заднего хода элемент. На жесткой перемычке со стороны, противоположной основному блокирующему включение передачи заднего хода элементу, выполнен дополнительный блокирующей включение передачи заднего хода элемент, а на упругой опоре соответственно - дополнительный блокируемый включение передачи заднего хода элемент. 3 з. п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автомобильным коробкам передач с дистанционным приводом управления, имеющим блокирующее устройство против ошибочного включения заднего хода.
Известна конструкция привода управления переключением передач с блокировкой включения заднего хода [1] В такой конструкции включение задней передачи невозможно без предварительного подъема собачки на рычаге переключения, осуществляемого водителем. К недостаткам такого устройства относится сложность привода "собачка-тросик" (тяга), идущий от рукоятки к собачке через весь рычаг, а иногда внутри рычага, для чего он обязательно должен быть трубчатым. А если приводные элементы располагаются не внутри, а снаружи рычага, то требуется их декоративное оформление, так как они вместе с рычагом находятся в салоне автомобиля. Известны другие конструкции приводов управления, в которых разблокирование для включения передачи заднего хода осуществляется путем притапливания рычага внутри корпуса и освобождения блокирующих выступов на рычаге и на любом жестком блокирующем элементе. Блокирующие выступы контактируют на линии раздела передач переднего и заднего хода. Выбор и включение передачи заднего хода можно осуществить только выведя из контакта боковые поверхности выступов, что и достигается притапливанием рычага. При этом блокирующий элемент и рычаг с принадлежащим ему выступом размещены в одном корпусе, закрепленном на жестком основании, например на полу кузова. Такие конструкции нашли широкое применение на автомобилях моделей "Golf", "Passat", "Sinohoro", "Сorrado" фирмы Volkswagen [2,3 и 4] Эти конструкции проще по устройству, чем описанные выше с собачкой. К их недостаткам следует отнести размещение блокирующего элемента и рычага управления в одном корпусе. В случае установки этого корпуса на эластичных элементах, что широко распространено в приводах управления с реактивной тягой, при срабатывании блокировки, когда упор на рычаге с усилием прижимается к блокирующему элементу, в месте контакта создается точка опоры, вокруг которой происходит перемещение рычага вместе с корпусом. Это перемещение тем больше, чем выше эластичность элемента (высокая эластичность необходима для лучшей виброизоляции и свободных колебаний рычага вместе с реактивной тягой) и чем меньше жесткость взаимодействующих блокирующих элементов, или упругая закрутка привода носит нежелательный характер, так как передается на исполнительные элементы механизма переключения внутри коробки передач и вызывает их смещение от нужного положения, соответствующего определенной лини включения передач. В итоге снижаются точность и четкость процесса переключения. Наиболее близким аналогом к изобретению является конструкция привода [5] состоящая из рычага управления, шарнирно связанного с тягой управления и установленного на реактивной тяге, которая элементами крепления через подпружиненный упругий элемент связана с полом кузова, причем элементы крепления соединены жесткой перемычкой. Соединенная с рычагом реактивная тяга имеет упор, контактирующий с блокирующим элементом, жестко закрепленным на полу кузова на линии раздела передач переднего и заднего хода. Включение передачи заднего хода возможно только после предварительного притапливания рычага, чем блокирующие элементы выводятся из контакта. К достоинствам конструкции относится то, что при блокировке включения передачи заднего хода (упоре выступа в блокирующий элемент) упругая деформация реактивной тяги (из-за наличия упругого элемента) и связанного с ней рычага не сопровождается такой же деформацией жестко установленного на кузове блокирующего элемента, что снижает паразитную закрутку в системе управления и повышает точность переключения. Этому же способствует наличие жесткой перемычки, стягивающей элементы крепления упругого элемента к полу кузова и снижающей упругие деформации пола при восприятии реакции от усилий выбора передач в момент упора блокирующих элементов друг в друга. Из-за значительных размеров отверстия под реактивную тягу, выполненного в полу кузова, ослабление жесткости пола в зоне рычага может быть значительным. К недостаткам конструкции следует отнести отсутствие четких ограничителей по притапливанию рычага (наличие упругого элемента), что в условиях повышенной податливости системы в вертикальном направлении (направлении притапливания) ухудшает четкость восприятия действий, совершаемых водителем. Субъективно возможны недопритапливание рычага или неполная разблокировка передачи заднего хода, излишнее приложение усилия, что вызывает рост сопротивления пружин механизма включения. Все это приводит к затруднениям, снижению точности и четкости при включении передачи заднего хода. К тому же при малых перекрытиях блокирующих элементов в вертикальном направлении (разброс допусков в связи с наличием упругого элемента может быть значительным), износах контактирующих поверхностей блокировки, особенно при быстром и резком характере процесса включения, возможны проскакивание блокирующих элементов друг под другом и непроизвольное включение передачи заднего хода вместо передачи переднего хода. Это связано с тем, что усилие выбора, прилагаемого водителем к верхней части рычага, в месте упора блокирующих элементов из-за соотношения плеч достигает большого значения. Учитывая вертикальную податливость системы, неоптимальность формы взаимодействия блокирующих элементов и упомянутые малые или изношенные их перекрытия, можно получить в месте контакта упоров составляющую усилия, которая как бы затянет один выступ под другой. Вертикальная составляющая, направленная вниз, всегда присутствует при выборе передач из-за положения руки водителя на рычаге сверху. Этого недостатка можно избежать, если искусственно сделать значительным перекрытием блокирующих выступов. Но это приведет к повышенным усилиям притапливания, что неудобно эргономически. Технической задачей изобретения является повышение точности и надежности переключения передач. Поставленная задача решается тем, что в известной конструкции привода управления переключением передач, содержащей рычажный механизм с блокируемым включением передачи заднего хода элементом, установленный в упругой опоре и подпружиненный с возможностью утапливания, жесткую перемычку, соединенную с полом транспортного средства элементами крепления и установленный на полу блокирующий включение передачи заднего хода элемент с упорной поверхностью во взаимодействии с ответной поверхностью на блокируемом включение передачи заднего хода элементе, и фиксатор конца хода утапливания рычажного механизма, жесткая перемычка размещена под упругой опорой, фиксатор конца хода утапливания рычажного механизма выполнен в виде выступа, установленного под блокирующим включение передачи заднего хода элементом, образующим паз под блокируемый включение передачи заднего хода элемент, при этом упорная поверхность блокирующего элемента наклонена к рычажному механизму по ходу утапливания. Кроме того, оси элементов крепления жесткой перемычки и центр опоры рычажного механизма расположены в плоскости выбора передач. Кроме того, на жесткой перемычке со стороны, противоположной основному блокирующему включение передачи заднего хода элементу, выполнен дополнительный блокирующий включение передачи заднего хода элемент, а на упругой опоре дополнительный блокирующий включение передачи заднего хода элемент. На основных блокирующем и блокируемом включение передачи заднего хода элементах выполнены расположенные во взаимодействии при включении передачи заднего хода зацепы. Расположение жесткой перемычки под упругой опорой ограничивает перемещение рычажного механизма при приложении осевого усилия притапливания, что дает водителю более четкое ощущение окончания фазы притапливания. Наличие выступа на блокирующем элементе также повышает информативность обратной связи рычаг-водитель в процессе переключения. Все это повышает точность и четкость включения передачи заднего хода. Наклон упорной поверхности блокирующего элемента к рычажному механизму по ходу утопливания образует осевую составляющую от взаимодействия с упором в момент выбора линии передачи, направленную вверх. Это составляющая предотвращает притапливание механизма при резких переключениях, когда водитель недостаточно хорошо контролирует усилия, прикладываемые к механизму и возможны случайные смещения рычажного механизма вниз. На фиг.1 показан привод управления, вид в плане; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 работа привода управления; на фиг.4 вид по стрелке Б на фиг. 3. Привод управления переключением передач транспортного средства состоит из рычага 1 управления (фиг.1), шарнирно связанного с тягой 2 управления через ось 3 (фиг.2) и установленного на реактивной тяге 4 с помощью сферического шарнира 5, подпружиненного пружиной 6 внутри обоймы 7 с возможностью осевого перемещения в ней. Реактивная тяга жестко болтами 8 соединена с наружной обоймой 9, завулканизированной в эластичный элемент 10 (фиг.1 и 2), который через элементы крепления болты 11 соединен с полом 12 кузова, имеющим отверстие для размещения в нем рычага 1 и тяги 2 управления. Болты 11 стянуты перемычкой 13, установленной под эластичным элементом 10 с зазором "а" относительно него (фиг.2). К полу кузова приварен кронштейн 14 с закрепленным на нем блокирующим элементом 15, имеющим окно, в которое имеет возможность входить упор 16 рычага, жестко установленный на оси 3. При выборе линии передач переднего хода (1п-2п по схеме, фиг.2) упорная поверхность блокирующего элемента контактирует с ответной упорной поверхностью упора рычага (фиг.3), не позволяя случайно перейти на линию заднего хода и ошибочно включить заднюю передачу. Упорная поверхность имеет наклон


Формула изобретения
1. ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий рычажный механизм с блокируемым включение передачи заднего хода элементом, установленный в упругой опоре и подпружиненный с возможностью утапливания, жесткую перемычку, соединенную с полом транспортного средства элементами крепления, пропущенными через фланцевую поверхность упругой опоры, и образующую с полом полость для размещения упругой опоры, установленный на полу блокирующий включение передачи заднего хода элемент с упорной поверхностью во взаимодействии с ответной поверхностью на блокируемом включение передачи заднего хода элементе, и фиксатор конца хода утапливания рычажного механизма, отличающийся тем, что жесткая перемычка размещена под упругой опорой, фиксатор конца хода утапливания рычажного механизма выполнен в виде выступа, установленного под блокирующим включение передачи заднего хода элементом, образующим паз под блокируемый включение передачи заднего хода элемент, при этом упорная поверхность блокирующего включение передачи заднего хода элемента наклонена к рычажному механизму по ходу утапливания. 2. Привод управления по п.1, отличающийся тем, что оси элементов крепления жесткой перемычки и центр опоры рычажного механизма расположены в плоскости выбора передач. 3. Привод управления по пп.1 и 2, отличающийся тем, что на жесткой перемычке со стороны, противоположной основному блокирующему включение передачи заднего хода элементу, выполнен дополнительный блокирующий включение передачи заднего хода элемент, а на упругой опоре соответственно дополнительный блокируемый включение передачи заднего хода элемент. 4. Привод управления по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что на основных блокирующем и блокируемом включение передачи заднего хода элементах выполнены расположенные во взаимодействии при включении передачи заднего хода зацепы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4