Способ стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания
Сущность изобретения: в способе стабилизации свойств масла в двигателе внутреннего сгорания в систему смазки заливают заправочный объем масла, доливают его по мере расхода, вводят дозированно в масло многофункциональную присадку и принимают в качестве браковочного параметра отношение текущего значения щелочности масла к минимальному допустимому равное 2,7 3,2, причем поддерживают значение браковочного параметра не ниже 2,7 путем ввода присадки при проведении технического обслуживания системы, а дозу присадки определяют в соответствии с соотношением Vпр=Vз.обKосв.пр где Vпр доза присадки для введения в систему смазки, л (кг); Vз.об заправочный объем масла, л (кг); Kосв.пр коэффициент освежения присадки, 0,02
Kосв.пр< 0,1 Применение способа обеспечивает бессменное использование товарных моторных масел в двигателях внутреннего сгорания различного назначения.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания (ДВС), других машин и механизмов, эксплуатирующихся на маслах с многофункциональными присадками.
Известен способ стабилизации свойств масла в ДВС, заключающийся в том, что в систему смазки заливают заправочный объем масла и доливают его по мере расхода на угар и утечки. При работе дизельного двигателя и осуществлении способа постепенно снижается щелочность масла в системе до минимально допустимого значения, равного 0,8-1,2 мг КОН/г масла. После достижения этого значения проводят техническое обслуживание (ТО) системы смазки двигателя, отработанное масло сливают и заливают вновь заправочный объем свежего масла. При этом скачкообразно восстанавливается и стабилизируется щелочность находящегося в системе масла и другие его физико-химические показатели. Периодичность проведения ТО, определенная заводами-изготовителями для каждого конкретного типа ДВС, для подавляющего числа отечественных автотракторных ДВС это всего лишь 200-300 моточасов работы или 10,0-15,0 тыс. км пробега. Недостатками способа являются периодическое скачкообразное восстановление и стабилизация только физико-химических показателей масла в системе смазки, бессмысленный расход масла на замены, достигающий 50% и выше от общего его расхода эксплуатацию автотракторных ДВС, безвозвратные потери отработанного сливаемого масла и загрязнение им окружающей среды, особенно, в районах Заполярья, Крайнего Севера, Сибири и Востока страны, непроизводительные затраты труда и потери времени на проведение замен масел в ДВС. Недостатки обусловлены примитивностью самого способа, разработанного еще более 100 лет тому назад для самых первых ДВС и для масел без присадок, а главное его применением для современных ДВС и высокоэффективных моторных масел с многофункциональными присадками, процессом старения или резкого ухудшения всех свойств масла в системе смазки ДВС от ТО до ТО из-за снижения в нем концентрации присадок и, соответственно, его щелочности до минимально допустимого значения 0,8-1,2 мг КОН/г масла. Известен способ стабилизации свойств масла в ДВС, заключающийся в том, что заливают в систему смазки заправочный объем масла, доливают его по мере расхода и вводят дозированно в масло многофункциональную присадку. При реализации способа присадку ЦИАТИМ-339 или АзНИИ-7 в низкоэффективные моторные масла групп А и Б вводили через каждые 100-120 моточасов (5,0-6,0 тыс. км пробега) в количестве, обеспечивающем восстановление щелочности масла, нейтрализующих, диспергирующих и других его физико-химических показателей и функциональных свойств. Это стабилизировало свойства масла при работе тракторных дизельных ДВС, увеличило в 2-5 раз срок службы (ресурс) товарных моторных масел до замен и существенно сократило тем самым их общий расход, снизило износы деталей ДВС. Основной недостаток способа повышенный расход многофункциональной присадки. Недостаток обусловлен частым введением присадки, отсутствием в описании изобретения и в опубликованных о нем материалах каких-либо указаний или рекомендаций по определению оптимальных (необходимых и достаточных) периодичности введения и величин доз присадки для конкретных типов ДВС и марок масел. При внедрении этого способа на многомиллионном парке ДВС страны указанный недостаток предопределит огромный перерасход дорогих присадок и необходимость проведения широкомасштабных научно-исследовательских работ. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ стабилизации свойств масла в ДВС, заключающийся в том, что в систему смазки заливают заправочный объем масла, доливают его по мере расхода, вводят дозированно в масло многофункциональную присадку и принимают в качестве браковочного параметра отношение текущего значения щелочности масла к минимально допустимому, равное 2,7-3,2. При осуществлении этого способа присадку ВНИИ НП-360 в масла групп Б и В вводили значительно реже и только до достижения оптимального значения браковочного параметра в указанных в изобретении пределах. При этом дозу присадки определяли исходя из условия восстановления щелочности масла, нейтрализующих, диспергирующих и других его физико-химических показателей и функциональных свойств только до необходимых и достаточных уровней, обеспечивающих нормальную работу ДВС. Периодичность введения и величину дозы присадки уточняли каждый раз с помощью результатов физико-химических анализов проб картерного масла с каждого ДВС, предварительно рассчитав их значения с помощью экспериментально полученных математических формул. Применение способа при сниженном в 2-3 раза расходе присадки так же позволило стабилизировать свойства масла при работе ДВС, увеличить в 5-10 раз ресурс товарных масел до замен, уменьшить скорость загрязнения фильтров очистки масла и повысить моторесурс до капитального ремонта стационарных дизель-генераторов, эксплуатировавшихся в жестких климатических условиях Заполярья, Крайнего Севера и Востока страны. К недостаткам способа следует отнести дополнительные затраты на создание на каждом автопредприятии лабораторий и на проведение физико-химических анализов масел в них, предварительное выполнение достаточно сложных математических расчетов, отсутствие взаимосвязи во времени между операциями по введению присадки и операциями действующей системой ТО, что препятствует широкому внедрению способа. Недостатки обусловлены сложностью и специфическими особенностями способа, узкими его технологическими возможностями, а именно необходимостью уточнения периодичности и дозы путем осуществления контроля за щелочностью масла в каждом отдельно работающем ДВС, необходимостью определения расчетным путем ориентировочных периодичности и дозы, "плавающей" периодичностью введения присадки, зависящей от результатов расчетов и анализов, которая не совпадает с действующей "жесткой" периодичностью проведения ТО. Цель изобретения устранение указанных недостатков и исключение любых дополнительных затрат, т.е. упрощение, расширение технологических возможностей и объемов внедрения способа. Цель достигается тем, что в известном способе стабилизации свойств масла в ДВС, заключающимся в том, что в систему смазки заливают заправочный объем масла, доливают его по мере расхода, вводят дозированно в масло многофункциональную присадку, принимают в качестве браковочного параметра отношение текущего значения щелочности к минимально допустимому, равное 2,7-3,2, согласно изобретению поддерживают значение браковочного параметра не ниже 2,7 путем ввода присадки при проведении технического обслуживания системы смазки, при этом дозу присадки определяют в соответствии с соотношением Vпр= Vз.об

Vпр=26


Формула изобретения
Vпр Vз.об

где Vпр доза присадки для введения в систему смазки, л(кг);
Vз.об заправочный объем масла, л(кг);
Kосв.пр коэффициент освежения присадки, 0,02
