Способ изготовления составного ролика
Изобретение относится к непрерывной разливке стали, может быть применено в машиностроении при изготовлении составных роликов машин непрерывного литья заготовки. Цель повышение надежности соединения бандажа с осью. Способ включает изготовление оси ролика и бандажа, состоящего из нескольких колец, насадку бандажа на ось по скользящей посадке и последующую поверхность закалку бандажа с индукцинного нагрева при перемещении зоны закалки вдоль оси ролика. Зону закалки по ширине каждого кольца перемещают с переменной скоростью. На уровне торцевых поверхностей каждого бандажного бандажного кольца зоны закалки перемещают со скоростью, составляющей 0,3 0,7 рабочей скорости. На участках, прилегающих к каждой торцевой поверхности каждого бандажного кольца, составляющих 0,10 0,35 ширины кольца, зону закалки перемещают со скоростью, возрастающей по мере удаления от этой торцевой поверхности, а в средней части кольца зону закалки перемещают с рабочей скоростью. 2 з. п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к непрерывной разливке и может быть также применено в машиностроении при изготовлении составных роликов.
Известен способ изготовления составного ролика (патент Японии 4333, 1965), включающий изготовление оси ролика и бандажа, насадку бандажа на ось и последующее соединение бандажа с осью посредством сварки. Однако данный способ отличается значительной трудоемкостью, не обеспечивает надежного соединения бандажа с осью, поскольку плотный контакт между этими элементами имеет место лишь в зоне сварного шва. Другим недостатком способа является неравномерность структуры, связанная с наличием зоны термического влияния сварки. Известен способ изготовления составного ролика [1] включающий изготовление оси ролика и бандажа, их сборку и последующую совместную горячую деформацию бандажа и оси. Однако при совместной пластической деформации невозможно получить соединение деталей со значительным натягом. В процессе эксплуатации ролика бандаж контактирует с горячим слябом, разогревается, вследствие чего возникает проскальзывание бандажа относительно оси. Другим недостатком способа является значительная его трудоемкость. Наиболее близким к предлагаемому является способ изготовления составного ролика [2] включающий изготовление оси ролика и бандажа, состоящего из нескольких колец, насадку бандажа на ось по скользящей посадке и последующую поверхностную закалку бандажа с индукционного нагрева при перемещении зоны закалки вдоль оси ролика. Однако данный способ не предусматривает перемещения зоны закалки вдоль оси ролика с переменной скоростью, вследствие чего надежность соединения не может быть обеспечена. Целью изобретения является повышение надежности соединения бандажа с осью. Цель достигается тем, что в способе изготовления составного ролика, преимущественно для машины непрерывного литья заготовок, включающем изготовление оси ролика и бандажа, состоящего из нескольких колец, насадку бандажа на ось по скользящей посадке и последующую поверхностную закалку бандажа с индукционного нагрева при перемещении зоны закалки вдоль оси ролика, зону закалки по ширине каждого кольца перемещают с переменной скоростью. Цель достигается также тем, что на уровне торцевых поверхностей каждого бандажного кольца зону закалки перемещают со скоростью, составляющей 0,3-0,7 рабочей скорости, также тем, что на участках, прилегающих к каждой торцевой поверхности каждого бандажного кольца, составляющих 0,10-0,35 ширины кольца, зону закалки перемещают со скоростью, возрастающей по мере удаления от этой торцевой поверхности, а в средней части кольца зону закалки перемещают с рабочей скоростью. Перемещение зоны закалки вдоль оси ролика с переменной скоростью позволяет при поверхностной закалке бандажа обеспечить равномерный натяг, вследствие чего повышается надежность соединения бандажа с осью. Перемещение зоны закалки на уровне торцевых поверхностей каждого бандажного кольца со скоростью, составляющей 0,3-0,7 рабочей скорости, позволяет компенсировать "краевой эффект" и нагреть металл кольца вблизи торцевой поверхности до такой же температуры, как и в средней части кольца, чем и достигается дополнительное повышение надежности соединения бандажа с осью. Перемещение зоны закалки на участках, прилегающих к каждой торцевой поверхности каждого бандажного кольца и составляющих 0,10-0,35 ширины кольца, со скоростью, возрастающей по мере удаления от этой торцевой поверхности, и перемещение зоны закалки в средней части кольца с рабочей скоростью позволяет полностью компенсировать "краевой эффект", обеспечить равномерную усадку кольца по всей его ширине и тем самым дополнительно повысить надежность соединения бандажа с осью. Способ изготовления составного ролика осуществляют следующим образом. Изготовляют ось и бандаж, состоящий из нескольких колец. Насаживают бандаж на ось по скользящей посадке. Затем осуществляют поверхностную закалку бандажа с индукционного нагрева при перемещении зоны закалки вдоль оси ролика. На уровне первой по ходу движения зоны закалки торцевой поверхности каждого кольца зону закалки перемещают вдоль оси ролика со скоростью, составляющей 0,3-0,7 рабочей скорости. На участке, составляющем 0,10-0,35 ширины кольца, скорость перемещения зоны закалки увеличивают до рабочей скорости. В средней части каждого кольца зону закалки перемещают с рабочей скоростью. На участке, примыкающем к второй по ходу движения зоне закалки, торцевой поверхности каждого кольца, и составляющем 0,10-0,35 ширины кольца, скорость перемещения зоны закалки уменьшают от рабочей скорости до скорости, составляющей 0,3-0,7 рабочей скорости. Опытным путем установлено, что при перемещении зоны закалки вдоль оси ролика с постоянной (рабочей) скоростью не обеспечивается равномерный натяг. А именно, в средней части каждого бандажного кольца на участке, составляющем 0,3-0,8 его ширины, натяг постоянный, а на участках, прилегающих к торцевым поверхностям каждого кольца, натяг убывает по мере приближения к этим поверхностям. Вследствие неравномерного натяга не обеспечивается достаточно надежного соединения бандажа с осью ролика. Предложенный способ позволяет компенсировать неравномерную усадку бандажного кольца за счет более медленного (по сравнению с рабочей скоростью) перемещения зоны закалки на участках, прилегающих к обеим торцевым поверхностям каждого кольца. Длина средней части кольца, на которой скорость перемещения зоны закалки должна быть постоянной, определена на основании анализа опытных данных, приведенных в табл. 1. Критерий Био в данном случае вычисляется по формуле Bi=









F=

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2