Способ измерения характеристик акустических колебаний, излучаемых подвижным объектом, и устройство для его осуществления
Авторы патента:
Использование: измерительная техника, в автомобилестроении. Сущность изобретения: на подвижном объекте устанавливают источник монохроматического акустического излучения в рабочем диапазоне частот с амплитудой, значительно превышающей амплитуды спектральных составляющих акустических колебаний объекта. Во время движения объекта измеряют доплеровское смещение частоты монохроматического акустического сигнала, определяют радиальную скорость движения объекта и затем формируют искомую частотную шкалу для спектра акустических колебаний, излучаемых подвижным объектом. 2 с. п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствами измерения акустических колебаний, излучаемых подвижным объектом.
Известен способ измерения спектра нестационарных акустических колебаний, излучаемых подвижным объектом [1] Способ заключается в том, что спектральные характеристики нестационарного акустического сигнала получают путем преобразования Фурье исследуемого акустического процесса с учетом его нестационарных свойств из-за движения с ускорением источника излучения, который определяет время интегрирования при преобразовании Фурье. Однако в данном способе измерения нет операций, которые могли бы учесть доплеровский сдвиг по частоте спектpальных составляющих излучаемых акустических колебаний. Известно устройство для спектрального анализа, содержащее последовательно соединенные широкополосный усилитель, смеситель, набор узкополосных фильтров, электронный коммутатор и электронно-лучевую трубку, другой вход смесителя подключен к выходу генеpатора развертки. Данное устройство позволяет осуществлять параллельный спектральный анализ сложных широкополосных сигналов, но при этом искажения, вызванные доплеровским смещением частоты, не учитывается [2] Наиболее близким по технической сущности является способ измерения характеристик акустических колебаний, излучаемых подвижным объектом (автомобилем) [3] заключающийся в том, что исследуемый автомобиль движется с ускорением на контрольном участке дороги длиной 20 м, по обеим сторонам которой на расстоянии 7,5 м по отношению к средней точке контрольного участка установлены микрофоны, выходы которых подключены с магнитофонам. Записи реальных акустических процессов в дальнейшем анализируются в лабораторных условиях анализаторами спектра. Недостатком данного способа является искажение спектра акустических колебаний из-за эффекта Доплера, возникающего при движении автомобиля с ускорением относительно микрофона, что приводит к неточному определению спектральных составляющих акустических колебаний и, как следствие, к неправильной идентификации источников излучения в автомобиле. Прототипом устройства является мультимикропроцессорная система цифровой обработки сигналов в реальном масштабе времени [4] которая обеспечивает возможность регистрации быстродействующих процессов (режим цифрового магнитофона) с последующей обработкой. Однако данное устройство также не позволяет корректировать искажения спектра акустических процессов доплеровским смещением частоты. Цель изобретения устранение смещения частот в спектре акустических колебаний, излучаемых подвижным объектом. Цель достигается тем, что при оценке спектра излучаемых подвижным объектом акустических колебаний в стационарной контрольной точке пространства на подвижном объекте устанавливают источник монохроматического акустического излучения в рабочем диапазоне частот акустических колебаний с амплитудой, значительно превышающей уровни спектральных составляющих излучаемых акустических колебаний, измеряют доплеровское смещение частоты F монохроматического акустического излучения, оценивают радиальную скорость подвижного объекта V и формируют искомую частотную шкалу для спектра излучаемых акустических колебаний подвижным объектом. Цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно соединенные микрофон, предусилитель, цифровой анализатор спектра, введены источник монохроматического акустического излучения, содержащий последовательно соединенные генератор монохроматического сигнала, усилитель мощности и акустический излучатель, последовательно соединенные схема выбора максимума, вход которой соединен с выходом цифрового анализатора спектра, схема вычисления доплеровского смещения частоты, второй вход которой подключен к выходу цифрового генератора монохроматического сигнала, схема оценки радиальной скорости, второй и третий входы которой подключены соответственно к выходу цифрового генератора монохроматического сигнала и к выходу схемы цифрового опорного сигнала, схема формирования частотной шкалы, второй и третий входы которой подключены соответственно к выходу схемы цифрового опорного сигнала и к выходу цифрового генератора сетки частот, блок памяти, второй вход которого подключен к выходу цифрового анализатора спектра, а выход подключен к дисплею. Кроме того, к управляющим входам схемы выбора максимума, схемы вычисления доплеровского смещения частоты, схемы оценки радиальной скорости и схемы формирования частотной шкалы подключен генератор синхросигналов. На фиг. 1 представлена схема измерительного участка для испытания автомобиля; на фиг. 2 представлены спектрограммы, поясняющие предложенный способ; на фиг. 3 блок-схема предложенного устройства; на фиг. 4 электрическая схема выбора максимума. Автомобиль (фиг. 1), на котором установлен источник монохроматического акустического излучения (ИМАИ), подходит к началу измерительного участка (АА), после чего начинает резко ускоряться. Спектр исследуемого акустического шума записывают на магнитофоны и исследуют на цифровом анализаторе спектра. Спектрограммы (фиг. 2) иллюстрируют, каким образом, за счет доплеровского смещения частоты изменяется спектр акустического излучения, излучаемого автомобилем. Источник монохроматического акустического излучения установлен на автомобиле и излучает сигнал частоты f, спектр которого является дельта-функцией (фиг. 2а). На выходе анализатора спектра (АС) получают искаженный за счет доплеровского смещения сигнал. Если автомобиль движется на участке AO, то получают сигнал, частота которого fol сдвинута на частоту +FD (фиг. 2б) по отношению к fol. Кроме того, за счет конечного времени наблюдения (анализа) происходит размытие спектра. Когда автомобиль движется на участке OВ, то частота fo сместится, соответственно, на частоту -FD (фиг. 2в). На фиг. 2 показана взаимная деформация спектра двух монохроматических сигналов, излучаемых подвижным объектом, откуда видно, что происходит не только смещение частот, но и их взаимное расположение на оси частот (изменяется расстояние по частоте



Формула изобретения
1. Способ измерения характеристик акустических колебаний, излучаемых подвижным объектом, состоящий в оценке спектра излучаемых подвижным объектом акустических колебаний в стационарной контрольной точке пространства, отличающийся тем, что на подвижном объекте устанавливают источник монохроматического излучения в рабочем диапазоне частот акустических колебаний с амплитудой, значительно превышающей уровни спектральных составляющих излучаемых акустических колебаний, измеряют доплеровское смещение частоты монохроматического акустического излучения, оценивают радиальную скорость подвижного объекта и формируют искомую частотную шкалу для спектра акустических колебаний, излучаемых подвижным объектом. 2. Устройство для измерения характеристик акустических колебаний, содержащее последовательно соединенные микрофон, предусилитель, цифровой анализатор спектра, отличающееся тем, что в него введены источник монохроматического акустического излучения, содержащий последовательно соединенные генератор монохроматического сигнала, усилитель мощности и акустический излучатель, последовательно соединенные схема выбора максимума, вход которой соединен с выходом цифрового анализатора спектра, схема вычисления доплеровского смещения частоты, второй вход которой подключен к выходу цифрового генератора монохроматического сигнала, схема вычисления радиальной скорости, второй и третий входы которой подключены соответственно к выходу цифрового генератора монохроматического сигнала и к выходу схемы цифрового опорного сигнала, схема формирования частотной шкалы, второй и третий входы которой подключены соответственно к выходу схемы цифрового опорного сигнала и к выходу цифрового генератора сетки частот, и блок памяти, второй вход которого подключен к выходу цифрового анализатора спектра, а выход к дисплею, при этом к управляющим входам схемы выбора максимума, схемы вычисления доплеровского смещения частоты, схемы вычисления радиальной скорости и схемы формирования частотной шкалы подключен введенный генератор синхросигналов.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Изобретение относится к гидроакустическим измерениям, а конкретнее к способам измерения рассеяния звука дном океана
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к звукопоглощающим панелям, которыми облицовывают с внутренней стороны кабины автомобилей, тракторов, комбайнов, погрузчиков и других транспортных средств
Способ формирования звукового поля в зале прослушивания и устройство для его осуществления // 2042217
Изобретение относится к способу и электроакустической системе для обработки звука, излученного одним или более источником звука в комнате прослушивания, посредством записи указанного звука посредством некоторого количества микрофонов, сигналы S которых обрабатываются в процессоре соответственно матричному соотношению = T, где Р представляет собой обработанные сигналы, выдаваемые процессором на некоторое количество громкоговорителей, расположенных по комнате прослушивания, и где Т представляет собой следующие матрицы передачи: T где M и N количество микрофонных сигналов и сигналов громкоговорителей соответственно
Изобретение относится к настройке музыкальных инструментов, а именно музыкальных колоколов
Изобретение относится к системам звукопоглощения и может быть использовано в судостроении для создания высокоэффективного звукопоглощения с требуемой частотой поглощения
Изобретение относится к гидроакустике, а именно к области гидроакустических изменений рассеяния звука в океанической среде
Изобретение относится к звукопоглощающим системам и может быть использовано для создания высокоэффективного звукопоглощения металлической пластиной в жидкости
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения уровня шумового сигнала отдельного источника в суммарном шуме нескольких источников независимо от физической природы сигнала, например в акустике или радиотехнике
Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано при гидроакустических измерениях подводного шумоизлучения
Изобретение относится к акустике, теплофизике и смежным вопросам
Изобретение относится к технике воспроизведения звуковых колебаний и может быть использовано при изготовлении звуковых колонок, акустических систем и других приборов высококачественного воспроизведения звука
Изобретение относится к технике воспроизведения звуковых колебаний и может быть использовано при изготовлении звуковых колонок, акустических систем и других приборов высококачественного воспроизведения звука
Способ формирования звукопоглощающей среды // 2110851
Изобретение относится к технике генерации и подавления звуковых колебаний и может быть широко использовано в различных областях техники, а именно при выполнении звукоизоляции, в акустических системах воспроизведения звуковых сигналов, безэховых камерах, глушителях шума газовых потоков выхлопных и вентиляционных систем, поглотителях вибраций, амортизаторах и др
Изобретение относится к области техники, связанной с защитой от шума, в частности к материалам, предназначенным для снижения уровня шума, исходящего от ферромагнитных поверхностей (или передаваемых через них), например корпусов, кожухов, оболочек и т.п., и может быть использовано в машиностроении, судостроении, строительстве, а также в автомобилестроении
Изобретение относится к области физической акустики и может использоваться для определения интегральной (в полосе частот) эффективности звукоизоляции конструкций, предназначенных для локализации диффузных шумовых широкополосных и узкополосных стационарных акустических полей
Изобретение относится к физической акустике и может использоваться для определения частотной зависимости коэффициента звукопрохождения упругих пластин - звукоизолирующих перегородок и кожухов прямоугольной формы при воздействии на них стационарных полигармонических или гармонических звуковых полей
Изобретение относится к технике понижения уровня шума, производимого пламенем
Устройство для подавления шума // 2115960