Способ вибродиагностики звездообразных двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к вибродиагностике двигателей внутреннего сгорания. Технический результат оценка состояния звездообразного двигателя в целом по вибрационным характеристикам. Это достигается тем, что измеряют вибропараметры двигателя в процессе работы и используют их для диагностики его состояния, отличающийся тем, что измерения производят при работе двигателя на номинальном режиме в низкочастотной области вибрации с помощью вибропреобразователей, ориентированных во взаимно перпендикулярных направлениях и расположенных в плоскости, параллельной и предельно близко расположенной к плоскости движения кривошипно-шатунного механизма двигателя, а в качестве вибропараметров используют амплитуду виброперемещения, относительное значение среднеквадратичной величины виброперемещения виброперемещения, измеренные за период, равный рабочему циклу двигателя.
Изобретение относится к технической диагностике, преимущественно авиационных поршневых двигателей, имеющих кривошипно-шатунный механизм, состоящий из главного и прицепных шатунов, расположенных в одной плоскости перемещения.
В эксплуатации звездообразных поршневых двигателей не существует безразборных надежных методов оценки их технического состояния в целом, которые не требовали бы конструктивных доработок данных двигателей. Известные методы безразборного диагностирования указанного типа поршневых двигателей оценивают техническое состояние только отдельных узлов и деталей объекта контроля и не позволяет определять его преотказное состояние. Механический перенос методов инструментальной диагностики рядных двигателей внутреннего сгорания на звездообразные поршневые двигатели невозможен, вследствие наличия у последних характерных конструктивных особенностей, требующих специфических методов контроля. Известны результаты исследования способов вибрационной диагностики звездообразных двигателей внутреннего сгорания в области средних и высоких частот, основанных на частотно-фазовой селекции виброграмм. Однако указанные исследования не привели к созданию метода диагностирования звездообразных двигателей внутреннего сгорания, пригодного для условий эксплуатации. При выделении полезной информации из множества дополнительных возмущений, обусловленных работой других механических систем исследуемого двигателя методами частотной фильтрации и временной (фазовой) селекции, не удается надежно отстроиться от источников вибраций, не входящих в состав регулярной структуры (зубчатые передачи, навешенные агрегаты и т.п.), что приводит к значительной разнице в уровнях сигналов от однотипных узлов, находящихся в идентичном техническом состоянии. Рассматриваемый способ оценки технического состояния элементов звездообразного двигателя внутреннего сгорания не обладает достаточными точностью и достоверностью, зачастую не удается найти соответствие между некоторыми частотами спектра вибрации и возмущениями в рабочих узлах механизмов. Представляет существенную трудность определения места и способа установки датчиков вибрации с целью повышения их помехоустойчивости, а также значительный разброс частот собственных колебаний основных деталей у различных модификаций указанного типа двигателей. Целью изобретения является получение инструментальной оценки технического состояния звездообразного двигателя внутреннего сгорания в целом (без конструктивных доработок объекта контроля) по вибрационным характеристикам. Это достигается путем использования параметров периодического (полигармонического) низкочастотного колебательного процесса звездообразного двигателя на определенном (номинальном) режиме его работы. Поскольку техническое состояние звездообразных двигателей внутреннего сгорания оценивается при помощи параметров Ам









Формула изобретения
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ ЗВЕЗДООБРАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, заключающийся в том, что измеряют вибропараметры двигателя в процессе работы и используют их для диагностики его состояния, отличающийся тем, что измерения производят при работе двигателя на номинальном режиме в низкочастотной области вибрации с помощью вибропреобразователей, ориентированных во взаимно перпендикулярных направлениях и расположенных в плоскости, параллельной и предельно близко расположенной к плоскости движения кривошипно-шатунного механизма двигателя, а в качестве вибропараметров используют амплитуду виброперемещения, относительное значение среднеквадратичной величины виброперемещения двигателя и фазовое положение экстремумов среднеквадратичной величины виброперемещения, измеренные за период, равный рабочему циклу двигателя.