Способ контроля работоспособного состояния оборудования тепловых электрических станций и нефтеперерабатывающих заводов
Изобретение относится к средствам регулирования и контроля технологического оборудования и может быть использовано для определения работоспособного состояния оборудования тепловых электрических станций и нефтеперерабатывающих заводов. Технический результат изобретения - обеспечения возможности нахождения областей аварийного и предаварийного состояния труб поверхностей нагрева паровых котлов, печей установок и т.д. Диагностика проводится по всей длине контролируемого объекта, что повышает достоверность, информативность и производительность контроля. Результатом диагностики является исключение аварийных пусков-остановов оборудования по причине разрушения труб поверхностей нагрева, что снижает вредные выбросы при этих действиях, т.е. вызывает значительное улучшение экологической ситуации. Способ включает измерение напряженности и индукции магнитного поля в отдельных точках, фиксацию измеренных параметров, формирование сглаженной совокупности измеренных параметров, нормирование полученной сглаженной совокупности измеренных параметров, восстановление ранее усредненных флуктуаций параметров измерения соседних точек, задание пороговых сигналов нормального состояния объекта и пороговых сигналов рискованного состояния объекта, сравнение с ними значений сигналов флуктуаций параметров измерения, нахождение точек рискованного состояния и точек аварийного состояния и формирование координат этих точек. 1 ил.
Изобретение относится к средствам управления, регулирования и контроля технологического оборудования и может быть использовано для определения работоспособного состояния оборудования тепловых электрических станций и нефтеперерабатывающих заводов, например для дефектоскопии металла труб поверхностей нагрева паровых котлов и печей установок.
Известен способ [1] включающий измерение напряженности магнитного поля и формирование информационного параметра, позволяющий измерять напряженность магнитного поля только в отдельных точках, на требующий предварительного намагничивания и значительный объем оборудования. Известен способ [2] включающий измерение электромагнитной индукции, но также требующий предварительного намагничивания. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ [3] включающий измерение магнитной напряженности, в отдельных точках, фиксацию измеренных параметров и формирование информационного параметра. Технический результат изобретения возможность обеспечения нахождения областей аварийного и предаварийного состояния труб поверхностей нагрева паровых котлов, печей установок и т.д. Диагностика проводится по всей длине контролируемого объекта, что повышает достоверность, информативность и производительность контроля. Кроме того, результатом диагностики является исключение аварийных пусков-остановов оборудования по причине разрушения труб поверхностей нагрева, что снижает вредные выбросы при этих действиях, т.е. имеет место значительное улучшение экологической ситуации. Сущность изобретения состоит в том, что осуществляют измерение напряженности и индукции магнитного поля в отдельных точках, фиксируют измеренные параметры, формируют информационный параметр. Измерение и фиксацию напряженности и индукции магнитного поля осуществляют по всей длине контролируемого объекта, формируют сглаженную совокупность измеренных параметров путем усреднения флуктуаций параметров измерения соседних точек, нормируют полученную сглаженную совокупность измеренных параметров, на нормированной сглаженной совокупности измеренных параметров восстанавливают ранее усредненные флуктуации параметров измерения соседних точек, задают пороговые сигналы нормального состояния и пороговые сигналы рискованного состояния объекта, сравнивают значения пороговых сигналов нормального состояния объекта со значениями флуктуаций параметров измерения и при превышении последними заданного допуска фиксируют точки рискованного состояния объекта и формируют координаты этих точек; сравнивают значения пороговых сигналов рискованного состояния объекта со значениями флуктуаций параметров измерения и при превышении последними заданного допуска фиксируют точки аварийного состояния объекта и формируют координаты этих точек. Способ базируется на эффекте температурного магнитного гистерезиса в области слабых магнитных полей в ферромагнитных оксидных пленках образующихся во время эксплуатации. Пленки состоят из оксидов железа, хрома и никеля и составляют с парамагнитной матрицей хорошую адгезионную пару. Кроме того, они не скалываются во время пусков и остановов. Вследствие разницы коэффициентов линейного расширения металла и оксидных пленок, имеющих достаточно высокую хрупкость, перегревы вызывают их растрескивание на наружней и внутренней поверхностях труб. Нарушение сплошности защитных оксидных пленок инициирует процесс диффузии кислорода вглубь металла, что приводит к межкристаллитному разрушению металла, когда проникающий кислород разрывает связи между зернами, создавая тем самым базу для хрупкого разрушения металла при динамических нагрузках. Учитывая, что процесс зарождения трещины происходит на внутренней стороне поверхности трубы, можно сделать вывод, что он обусловлен коppозией под напряжением. Другими словами, состояния металла труб на участках с разрушенными оксидными пленками близко к состоянию разрушенного металла. Задача состоит в том, чтобы снять распределение нормальной составляющей магнитного поля на поверхности трубы вдоль ее оси по всей длине. Поскольку намагничивание трубы происходит в приложенном однородном магнитном поле Земли, производят действие над измеренной величиной. Получив распределение, формируют произвольную первичную кривую, на которой необходимо выделить участки с флуктуациями измеренного параметра. Анализ первичной кривой (произвольной функции) производится специальными математическими функциями, с помощью которых выделяются участки с флуктуациями определенной амплитуды, формы и частоты. Определение таких участков проводится в следующей последовательности. Вначале измеряется распределение магнитного параметра на поверхности трубы вдоль ее оси по измеренному распределению строится первичная кривая произвольной функции. Такие действия производятся для каждой трубы. Так как при этом контроле сканируются все трубы узла (теплообменника) на всю длину (доступную) мы будем говорить о совокупности труб, а не об отдельно стоящей трубе. Затем анализируются первичные кривые совокупности труб и выделяется уровень фоновых флуктуаций. Определив фоновые флуктуации магнитного параметра на первичных кривых для каждой трубы идентифицируются браковочные участки по амплитуде, форме и частоте браковочных флуктуаций магнитного параметра. Причем уровень браковочных флуктуаций устанавливается по анализу первичных кривых и соотношению зависимости состояния металла (структура, механические свойства, наличие несплошностей, коррозия и т. д.) и амплитуды, формы и частоты браковочных флуктуаций. Так как известны координаты каждого измерения, то очень четко с точностью





Формула изобретения
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОГО СОСТОЯНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДОВ, включающий измерение напряженности и индукции магнитного поля в отдельных точках, фиксацию измеренных параметров и формирование информационного параметра, отличающийся тем, что измерение и фиксацию напряженности и индукции магнитного поля осуществляют по всей длине контролируемого объекта, формируют сглаженную совокупность измеренных параметров путем усреднения флуктуаций параметров соседних точек, нормируют полученную сглаженную совокупность измеренных параметров, восстанавливают ранее усредненные флуктуации параметров измерения соседних точек, задают пороговые сигналы нормального состояния и пороговые сигналы рискованного состояния объекта, сравнивают значения пороговых сигналов нормального состояния объекта со значениями сигналов флуктуаций параметров измерения и при превышении последними заданного допуска фиксируют точки рискованного состояния объекта и формируют координаты этих точек, сравнивают значения пороговых сигналов рискованного состояния объекта со значениями сигналов флуктуаций параметров измерения и при превышении последними заданного допуска фиксируют точки аварийного состояния объекта и формируют координаты этих точек.РИСУНКИ
Рисунок 1