Способ жидкофазного разделения минерального шлама
Использование: для защиты окружающей среды от загрязнения при очистки шламов, содержащих ядовитые красящие вещества, при дробеструйной обработке поверхностей корпуса судов на судоремонтных заводах. Сущность изобретения: в одной емкости готовят насыщенный раствор шлама в соотношении жидкой и твердой фаз (2,0 2,7) 1, затем интенсивно перемешивают в течение 3,5 мин и производят разделения фракции частиц в поле центробежных сил двух ступенях, в первой ступени гидроциклон задерживает частицы размером более 0,2 мм с последующим их обезвоживанием и сушкой, а частицы размером менее 0,2 мм отделяют в поле центробежных сил второй ступени с последующим их обезвоживанием в другом аппарате. Далее жидкую фазу с минеральными мелкодисперсными ядовитыми частицами красок подвергают флотации для извлечения и удаления их. Обезвоженные и высушенные частицы дроби с размером более 0,2 мм используют вновь на дробеструйных аппаратах, а частицы менее 0,2 мм используют в строительстве. При этом производственную сточную воду из аппаратов используют в оборотном цикле очистки. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к способам защиты окружающей среды от загрязнения и может быть использовано при очистке шламов, содержащие ядовитые красящие вещества, при дробеструйной обработке поверхностей корпуса судов на судоремонтных заводах.
Такой подход обусловлен тем, что, шлам, подвергаемый разделению, является чрезвычайно сложной субстанцией. Шлам это продукт, полученный при дробеструйной обработке поверхностей корпуса судов от ржавчины, краски и обрастания, которое получается в результате жизнедеятельности животных и растительных организмов. Обрастание разрушает антикоррозионное защитное покрытие подводной части корпуса, способствует коррозии незащищенного металла. Для борьбы с обрастанием используют специальные краски, содержащие различные ядовитые компоненты, однако до сегодняшнего дня они не решили проблемы борьбы с обрастанием, поэтому корпуса судов подвергаются периодической очистки от обрастания. Очистку и подготовку поверхности под окрашивания проводят механическими методами с помощью специальных установок (дробеметных, дробеструйных и т.д. ). Дробеструйная очистка осуществляется дробью, подаваемой с большой скоростью (до 80 м/с) под действием струи сжатого воздуха. Для дробеструйной очистки судостроительного проката и судовых конструкций используют, как правило, чугунную колотую (ДЧК) и литую (ДЧЛ) дробь, реже применяется стальная колотая, литая и рубленная дробь, причем иногда взамен металлической дроби могут использоваться шлаки литейного производства, кварцевый песок, стеклянная дробь, корунд и другие материалы. Установлено, что при очистке поверхности корпуса судна дробью размером более 0,2 мм в выпавшем шламе содержится порядка 70% частиц более 0,2 мм; 25% менее 0,2 мм и 5% частиц краски, ржавчины и пыли. Вторичное использование частиц дробью размером более 0,2 мм не представляется возможным из-за прилипших (приклеенных) на их поверхностях частиц красок в виде агрегатов. Поэтому весь этот шлам вывозят на свалку, заражают вредными ядовитыми красками окружающую среду, а организации за это платят штрафы. Указанные способы применяются в основном для разделения руд, не имеющих в своем составе агрегатов ядовитых красок. Наиболее близкой к предлагаемому изобретению по технологической схеме очистки, является установка, содержащая узел предварительной механической очистки, устройство для удаления всплывающих и оседающих взвешенных веществ с камерой флотоотстаивания и камерой осветленной воды, блок фильтров и резервуара для сбора масла и шлама, узел предварительной очистки выполнен в виде приемного резервуара, в котором размещена камера улавливания крупнодисперсных примесей, и напорных гидроциклонов с общим шламовым бункером, соединенным с приемным резервуаром, а перед камерой флотоотстаивания после напорных гидроциклонов установлен напорный электрокоагулятор сатуратор. Недостатком данного технического решения является то, что отсутствует смешение шлама для отделения прилипших к друг другу частиц, а также отсутствуют резервуары для сбора частиц различных фракций. Целью изобретения является улучшение защиты окружающей среды за счет обеспечения разделения и извлечения из шлама минеральных примесей по соответствующим фракциям. Цель достигается тем, что шлам смешивают с водой в соотношении жидкой и твердой фаз (2-2,7):1 и интенсивно перемешивают в течении 3,5 мин и производят разделения фракции частиц в поле центробежных сил в двух ступенях: в первой ступени задерживают частицы размером более 0,2 мм с последующим обезвоживанием и сушкой, а во второй с размером менее 0,2 мм с последующим только обезвоживанием. При этом выделение частиц в виде вредных минеральных составляющих красок проводят путем флотации с размером воздушных пузырьков и флотируемых частиц в соотношении (10-60):1 с последующим их удалением. На фиг. 1 представлена принципиальная технологическая схема процесса; на фиг. 2 график влияния массового соотношения жидкой и твердой суспензии; на фиг. 3 график влияния интенсивности перемешивания (критерия Рейнольдса) на степень разрушения агрегатов красок; на фиг. 4 график влияния времени интенсивного перемешивания

Формула изобретения
1. СПОСОБ ЖИДКОФАЗНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО ШЛАМА путем выделения фракции частиц по крупности и плотности с последующим их удалением, отличающийся тем, что шлам смешивают с водой при соотношении жидкой и твердой фаз (2 2,7) 1, интенсивно перемешивают в течение 3,5 мин и разделяют фракции в поле центробежных сил по двум ступеням, при этом на первой ступени задерживают частицы размером более 0,2 мм, обезвоживают и сушат, а на второй задерживают частицы с размером менее 0,2 мм и обезвоживают. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что выделяют частицы в виде вредных минеральных составляющих красок флотацией с размером воздушных пузырьков и флотируемых частиц при соотношении (10 60) 1 и удаляют.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5