Модуль плавучести
Применение: для создания плавучести притопленных автономных буйковых станций. Сущность изобретения: модуль плавучести состоит из двух секций, образующих тело вращения, например, в виде полусфер, выполненных из плавучего материала и связанных узлами крепления между собой и тросом, пропущенным через модуль по оси симметрии. В модуле секции соединены между собой и с тросом через кронштейн, имеющий вертикальную стойку с узлами фиксации троса на концах и установленный с возможностью вращения вокруг стойки соосный корпус, имеющие оба продольные пазы, причем на упомянутом корпусе кронштейна с двух сторон симметрично и перпендикулярно его оси вращения установлены два стержня, на которые надеты монолитные секции своими вторыми сквозными центральными отверстиями, конец каждого стержня выполнен в виде болтового соединения с упором конца винта на цилиндрический палец, установленный в сквозном пазу стержня до упора в края секции, а сам палец имеет проточку, по диаметру соизмеримую с размером паза и диаметром стержня. 2 ил.
Изобретение относится к оборудованию для морских исследований, в частности к устройствам для создания плавучести притопленных автономных буйковых станций (ПАБС).
В притопленных автономных буйковых станциях (ПАБС) достаточно широко используются распределенные по всему буйрепу модули плавучести, состоящие из элементов плавучести и устройства крепления их на буйрепе ПАБС. Они различны по конструкции, но преобладающими являются распределенные плавучести, в состав которых входят модули плавучести сферической формы, устанавливаемые в разрыв буйрепа ПАБС. Установка известных распределенных плавучестей на туго натянутый буйреп из стального каната требует специальных методических приемов, усложняющих постановку ПАБС и приводящих к увеличению времени постановки, повышению опасности работ, к дополнительной деформации троса стопорящими устройствами. Кроме того, наличие самих узлов крепления элементов плавучести на тросе часто приводит к дополнительной деформации (каната) буйрепа ПАБС за счет возникновения и действия разных нагрузок при спуско-подъеме на буйреп и распределенную плавучесть, что снижает надежность ПАБС. Однако установка распределенных плавучестей на туго натянутый трос используется в случае необходимости дополнительного увеличения плавучести буйковых станций. Увеличение объема научно-исследовательских работ с постановкой автономных измерительных приборов на серии ПАБС требует дальнейшей работы как над самой конструкцией ПАБС, так и над отдельными узлами для повышения надежности и улучшения эксплуатационных качеств. Известны распределенные плавучести в виде стеклянных сфер, заключенных в пластмассовые контейнеры, установленные симметрично на тросе с помощью специальных зажимов в виде прижимной планки и четырехболтового соединения. Симметричное расположение элементов относительно троса позволяет исключить изгибающие моменты от разнесенных от троса сил плавучести. Недостатками этой плавучести являются: низкие эксплуатационные качества, так как не обеспечивается возможность оперативной, безопасной установки плавучести на туго натянутый трос, проходящий от блока кран-балки мимо откидного мостика, с которого производится установка приборов и распределенной плавучести; низкая надежность. Жесткое соединение распределенной плавучести с тросом приводит к деформации троса в месте крепления за счет разности крутящих моментов, приложенных к тросу и распределенной плавучести, так как трос под действием растягивающего усилия имеет тенденцию к вращению, а жестко закрепленная на нем распределенная плавучесть за счет своего гидродинамического сопротивления и присоединенной массы воды препятствует провороту троса. Возникают разные скручивающие моменты, приводящие к деформации троса, а значит и к возможности обрыва. Также известен модуль плавучести, состоящий из двух половин (секций), образующих тело вращения и выполненных из материала с удельным весом меньше плотности воды, расположенных симметрично относительно троса, проходящего через сквозное центральное отверстие модуля. Обе половинки (секции) модуля жестко связаны между собой болтовым соединением и с тросом посредством кронштейна. Обладая рядом преимуществ по сравнению с удельными модулями плавучести, этот модуль обладает низкой надежностью. Неподвижное крепление на тросе приводит к деформации троса в месте крепления кронштейна на тросе за счет разности крутящих моментов при спуско-подъемных работах, так как трос под действием растягивающего усилия имеет тенденцию к вращению и расплетанию и в месте жесткого соединения с тросом модуля плавучести возникают добавочные усилия на пряди троса, приводящие их к деформации и соответственно к потере прочности, надежности всей буйковой станции. Для установки этого модуля плавучести необходимо произвести также ослабление нагрузки на трос с установкой стопора (см. вышеприведенную методику установки распределенной плавучести в виде стеклянных сфер), что в итоге приводит к высокой трудоемкости и недостаточной безопасности обслуживания. Наиболее близким к заявленному решению является гибкий томбуй, выбранный в качестве прототипа. Томбуй содержит трубу, через которую проходит цепь, прикрепленная к якорю. К трубе присоединен продолговатый сердечник, расположенный перпендикулярно к ней. Вокруг сердечника смонтированы два упругих тела, обладающих запасом плавучести. Эти тела установлены вокруг сердечника с противоположных сторон трубы. Плавучие тела проходят от трубы к соответствующим концам продолговатого сердечника. Плавучие тела выполнены со сквозными отверстиями для сердечника. Установленный в отверстии сердечник отделяет плавучие тела от трубы, обеспечивая их независимый от трубы изгиб. Недостаток данного модуля плавучести заключается в низкой эксплуатационной надежности и отсутствии возможности установки модуля на туго натянутый трос. Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности и удобства установки модуля. Поставленная цель достигается тем, что в модуле плавучести, содержащем корпус, включающий в себя вертикальную цилиндрическую стойку под трос и два стержня, симметрично закрепленные на этой стойке перпендикулярно ее продольной оси, а также две образующие тело вращения секции, обладающие положительной плавучестью и каждая из которых выполнена со сквозным отверстием под соответствующий стержень, который выполнен с болтовым креплением для этой секции, новым является то, что вертикальная стойка выполнена с прорезью под трос и установлена коаксиально на дополнительной цилиндрической стенке с возможностью поворота вокруг ее продольной оси, при этом упомянутая дополнительная стенка снабжена на концах узлами фиксации троса и выполнена с прорезью под этот трос, а каждое болтовое крепление для секции включает в себя цилиндрический палец, установленный в сквозном пазу, выполненном в соответствующем стержне с возможностью его перемещения вдоль продольной оси этого стержня и контактирования с соответствующей секцией посредством прижимного винта. На фиг. 1 показан общий вид, совмещенный с разрезом одного из возможных вариантов модуля распределенной плавучести; на фиг. 2 горизонтальный разрез модуля распределенной плавучести. Предлагаемый модуль распределенной плавучести состоит из двух секций, образующих тело вращения, например, в виде полусфер 1, нанизанных на стержни 2 корпуса 3, установленного соосно на стойке 4 через втулки 5 с возможностью вращения вокруг стойки 4. Концы 4 имеют тросовые зажимы, состоящие из корпуса 6, прижимного сухаря 7, стопорного винта 8. Жесткое соединение тросовых зажимов к стойке 4 обеспечивается сопрягаемой цилиндрической стенкой между корпусом 6 и стойкой 4 и креплением их между собой с помощью болта 9. Корпус 3, стойка 4, втулки 5, корпуса 6 тросовых зажимов имеют продольную прорезь вдоль образующей 10, при совмещении которой туго натянутый трос 11 проходит в центр стойки 4 и где с помощью сухарей 7, стопорных винтов 8 стойка 4 неподвижно соединяется с тросом 11. Полусферы 1 ограничены от перемещения по стержню 2 корпуса 3 с одной стороны корпусом 3, с другой стороны пальцем 12, установленным в сквозном пазу стержня, где палец 12 прижимается к полусфере 1 торцом винта 13. Для проведения ручных операций с полусферами в них имеются рукоятки 14. Полусферы 1, монолитные блоки плавучести, могут быть выполнены из несжимаемого сплошного материала, имеющего плотность, меньшую плотности воды, например сферопластика типа ЭДС-5; ЭДС-6 методом литья в форму, к котоpой установлены закладные детали, такие как ручки 14, и тонкостенная труба с внутренним отверстием соизмеримого с наружным диаметром стержня 2. Плоская поверхность полусферы с продольной канавкой для сопряжения с корпусом 4 может быть предусмотрена в заливочной форме, что исключает механические работы и позволяет получить унифицированные плавучие элементы. Секции 1 имеют вес на воздухе
Формула изобретения
МОДУЛЬ ПЛАВУЧЕСТИ, содержащий корпус, включающий в себя вертикальную цилиндрическую стойку под трос и два стержня, симметрично закрепленные на этой стойке перпендикулярно ее продольной оси, а также две образующие тело вращения секции, обладающие положительной плавучестью, каждая из которых выполнена со сквозным отверстием под соответствующий стержень, который выполнен с болтовым креплением для этой секции, отличающийся тем, что вертикальная стойка выполнена с прорезью под трос и установлена коаксиально на дополнительной цилиндрической стойке с возможностью поворота вокруг ее продольной оси, при этом дополнительная стойка снабжена на своих концах узлами фиксации троса и выполнена с прорезью под трос, а каждое болтовое крепление для секции включает в себя цилиндрический палец, установленный в сквозном пазу, выполненном в соответствующем стержне с возможностью его перемещения вдоль продольной оси этого стержня и контактирования с соответствующей секцией посредством прижимного винта.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2