Составной прокатный валок
Использование: прокатка полос и листов. Сущность изобретения: валок содержит износостойкий бандаж с утолщенной относительно краев средней частью, гильзу и ось, сопряженную с охватывающей деталью по посадке с натягом. Бандаж сопряжен с гильзой по посадке с натягом, при этом толщина стенки и средний радиус рабочей поверхности бандажа выполнены в регламентированных отношениях. 2 ил.
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при производстве листов и полосового проката.
Известен составной прокатный валок [1] содержащий ось, бандаж и полость между ними, заполненную теплоизоляционным наполнителем, в качестве которого может быть использован один из окислов переходных металлов, преимущественно NiO, ZrO2, TiO, TiO2. При этом полость может быть представлена в виде гильзы, выполненной параболоидом вращения с вершиной, лежащей в среднем сечении бандажа. Недостаток указанного валка заключается в низкой нагрузочной способности составляющих его элементов, в частности гильзы, изготовленной из окислов переходных металлов, которая не может обеспечить надежную совместную работу элементов валка при значительных изгибающих моментах, испытуемых валками, например толстолистовых станов 3000 и 3600. Частично этот недостаток устраняется в составном прокатном валке [2] содержащем ось и бандаж, отличающийся от известных тем, что он состоит из двух слоев материала с различной жесткостью; наружный слой выполнен из более жесткого и прочного материала, например чугуна, и имеет увеличенную толщину в своей средней части, а внутренний слой выполнен, например, из стали путем заливки слоя стали на внутренние стенки чугунного внешнего бандажа. Сварившийся в монолит в процессе отливки двухслойный бандаж горячей посадкой насажен на стальной вал. По сравнению с вышеприведенным аналогом этот валок имеет большую нагрузочную способность за счет того, что в нем рассредотачивается и замедляется процесс фреттинг-коррозии по посадочным поверхностям оси и промежуточного элемента-гильзы. Во время работы валка основными факторами, влияющими на процесс фреттинг-коррозии, является контактное давление и амплитуда проскальзывания. Поэтому наиболее интенсивный износ посадочной поверхности наблюдается у торцов бочки, где амплитуда проскальзывания и контактное давление максимальны. Превышение роста давления по торцам составного бандажа обусловлено краевым (у торцов) эффектом изгибающего момента, действующего на валок. При увеличении относительной толщины стенки составного бандажа процесс фреттинг-коррозии происходит интенсивнее, краевой эффект роста давления по торцам также увеличивается. Таким образом выполнение составного бандажа [2] путем заливки слоя чугуна на внутренние стенки стального внешнего бандажа приведет к увеличению относительной толщины стенки и усугублению процесса фреттинг-коррозии. В то же время уменьшение относительной толщины бандажа позволяет уменьшить процесс фреттинг-коррозии, но при этом наблюдается рост тангенциальных напряжений от натяга, что приводит к разрушению бандажа. Следовательно, техническое решение [2] не может обеспечить стабильную работу составного прокатного валка при произвольных значениях толщин стенок и посадочных диаметров его элементов. Целью изобретения является повышение ресурса валка путем снижения процесса фреттинг-коррозии по посадочным поверхностям оси и гильзы. Цель достигается тем, что бандаж сопряжен с гильзой по посадке с натягом, при этом толщина стенки и радиус гильзы выполнены в соотношениях






Мг-о несущая способность гильзы и оси в соединении;
Мг несущая способность гильзы;
Мо несущая способность оси;
D наружный диаметр бандажа;
dг наружный диаметр гильзы;
d диаметр оси. Признаки, характеризующие соотношения геометрических параметров элементов составного прокатного валка, отсутствуют в валке-прототипе. Следовательно, заявленный составной прокатный валок соответствует критериям "Новизна" и "Существенные отличия". Бандаж, гильза и ось известны, как самостоятельные детали в технике, так и в сочетании с другими деталями в узлах и механизмах, причем самых различных параметров. Но по сравнению с известными в предлагаемом составном прокатном валке подобрано такое оптимальное соотношение параметров составляющих его элементов (бандажа, гильзы, оси), что валок проявляет теперь новое качество достаточную надежность за счет исключения процесса фреттинг-коррозии его элементов. На фиг. 1 представлена схема валка; на фиг. 2 графики изменения несущей способности элементов валка в долях от изгибающего момента, действующего на составной валок. Предложенный составной прокатный валок содержит ось 1, гильзу 3, бандаж 2. Известно, что одним из основных требований к составным прокатным валкам (особенно опорным) является высокая прочность, слагаемая из прочности составляющих ею элементов, и равенство их жесткостных характеристик. Исходя из этого проводились экспериментальные исследования. Исследования показали, что изгибающие моменты, действующие в сечениях составного прокатного валка, распределяются между охватывающей деталью (бандажом) и охватываемой деталью (осью) в зависимости от отношения t/R, где t толщина; R наружный радиус, а также в зависимости от lx расстояния от торца бандажа до исследуемого сечения (фиг. 2). Установлено, что с увеличением отношения t/R изгибающий момент в охватываемом элементе растет, а в охватывающем уменьшается. Причем равенство изгибающих моментов в сечении посредине длины бандажа (lx




R

Dп диаметр переточенного бандажа. При этом t (0,16-0,20)

Внутренний диаметр бандажа или наружный диаметр гильзы (dг) определяется как
dг 2(R (0,16-0,20)R)
В процессе исследования установлено, что соединение с натягом при относительной толщине стенки охватывающей детали
tг= (0,08-0,1)Rг и Rг




Численно получено, что отношение

Мг-о несущая способность в соединении, а отношение

Мо несущая способность оси. Условия (3) и (4) являются обобщенными нагрузочными критериями соединений бандаж-гильза и гильза-ось. Для краткости в дальнейшем обозначают их соответственно К1 и К2. Установлено также, что уменьшение относительной толщины способствует росту тангенциальных напряжений от натяга при неизменном контактном давлении. Однако учитывая рост площади посадочной поверхности и симметричность торцов бандажа относительно профиля посадочной поверхности, допускается снижение натяга при сохранении сил сцепления. При этом величина натяга не оказывает влияния на надежность составного валка. Использование валка предполагаемой конструкции позволяет улучшить нагрузочные способности его элементов, повысить надежность составного валка в целом. П р и м е р 1 реализации предлагаемого решения на стане 3000. Максимальный Dн и минимальный Dп диаметры рабочей поверхности бандажа равны соответственно 2,1 и 1,95 м. Тогда средний радиус рабочей поверхности
R

Принимают t/R 0,18, тогда t 0,18

dг 2 (1,0125 0,182) 1,66 м (1660 мм)
Проверяют бандаж по условиям прочностно-нагрузочного критерия. При новом валке Dн 2,1 м; dг 1,66 м:
t/R

По фиг. 2 МБ 0,6 М; Мг-о 0,4М, где М момент изгибающий
K1


K1

K1



2tг 0,081 . 1,66 0,1344 м или 135 мм
d 1660 135 1525 мм
Проверяют гильзу по условию (4)


П р и м е р 2 реализации предлагаемого решения на стане 3600. Максимальный и минимальный диаметры рабочей поверхности бандажа равны соответственно 1,8 м и 1,68 м. Средний радиус рабочей поверхности
R

t 0,18 . 0,87 0,1566 м (157 мм)
Принимают t/R 0,18. Внутренний диаметр бандажа равен
dг 2(R t) (0,87 0,157)
1,426 м (1426 мм)
Проверяют бандаж по условию (3)
Новый бандаж D 1,8 м (1425 мм), при этом
t/R




Тогда нагрузочный критерий соединения бандаж-гильза К1 определяется
K1

tг/Rг 0,55 . 0,18 0,099, отсюда
2tг 0,141 м (140 мм)
d 1425 140 1285 мм
Проверяют гильзу по условию прочности


что удовлетворяет условию (4)
П р и м е р 3 реализации предлагаемого решения на стане 2030. Максимальный и минимальный диаметры рабочей поверхности бандажа равны соответственно Dн 1600 мм, Dп 1480 мм. Средний радиус рабочей поверхности бандажа
R

Принимают t/R 0,18; t 0,18 . 0,76 0,1368 м (140 мм). Наружный диаметр гильзы определяется
dг 2 (R t) 2 (0,76 0,14) 1,24 м (1240 мм)
Проверяют бандаж по условию прочности:
при новом бандаже Dн 1,6 м; dг 1,24 м
t/R

Тогда нагрузочный критерий соединения бандаж-гильза-ось равен
K1

что удовлетворяет условию (3). При переточенном бандаже
Dп 1,480 м, dг 1,240 м, при этом t/R

Нагрузочный критерий соединения бандаж-гильза К1 определяется
K1

что удовлетворяет условию (3). Толщину гильзы выбирают из условия (2)
tг/Rг 0,45 . 0,18 0,081, отсюда 2tг 0,1 м (100 мм)
Диаметр оси равен
d 1240 100 1140 мм
Проверяют гильзу по критерию K2:
K2


что удовлетворяет условию (4). Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволит обеспечить надежными валками преимущественно крупные прокатные станы.
Формула изобретения


где R=Dн+Dп/4, где Dн диаметр нового бандажа,
Dп диаметр переточенного бандажа;
Rг наружный радиус гильзы, равный половине наружного диаметра гильзы,
а отношение несущих способностей бандажа, гильзы и оси их моментов сопротивления изгибу соответственно равны


где Mб несущая способность бандажа;
Mг-о несущая способность гильзы и оси в соединении;
Mг несущая способность гильзы;
Mо несущая способность оси;
D наружный диаметр бандажа;
dг наружный диаметр гильзы;
d диаметр оси.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Опорный валок листопрокатного стана // 2043797
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к листопрокатному производству, и может быть использовано при прокатке листов и полос на станах горячей и холодной прокатки
Изобретение относится к металлургии, в частности к листопрокатному производству, и предназначено для профилирования рабочих валков чистовых клетей кварто станов горячей прокатки
Изобретение относится к обработке металлов давлением и касается развития и расширения технологических возможностей поперечно-винтовой прокатки
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности, к инструменту для изготовления на проволоке сложных периодических профилей
Комплект валков стана холодной прокатки // 2021046
Изобретение относится к прокатному производству, а именно к комплектовке валков в клетях прокатных станов
Способ изготовления составного ролика // 2011688
Изобретение относится к непрерывной разливке стали, может быть также применено в машиностроении при изготовлении составных роликов машин непрерывного литья заготовок
Валок для продольной прокатки труб // 2008108
Изобретение относится к трубопрокатному производству и может быть использовано при производстве бесшовных труб на станах продольной прокатки
Прокатный валок // 2008107
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к производству горячекатаных и холоднокатаных листов и полос на непрерывных станках
Изобретение относится к обработке металлов давлением и касается развития технологических возможностей инструмента стана поперечно-винтовой прокатки
Составной прокатный валок // 2006302
Изобретение относится к прокатному оборудованию и может быть использовано в прокатных цехах металлургических и машиностроительных заводов
Составной прокатный валок // 2100110
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при производстве листов и полосового проката на станах горячей и холодной прокатки
Прокатный валок // 2106920
Изобретение относится к прокатному производству и используется в конструкции валков прокатной клети
Валковый узел // 2114709
Изобретение относится к прокатному производству, а именно к конструкциям валковых систем станов горячей прокатки стальных полос, например, сортового проката
Валковый узел листопрокатной клети кварто // 2115493
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к конструкциям валковых узлов листопрокатных клетей, предназначенных для холодной и горячей нереверсивной прокатки металла
Валковый узел // 2121402
Изобретение относится к прокатному производству, а именно к конструкциям валковых узлов, используемых для горячей прокатки стальных полос с односторонним чечевичным рифлением
Узел валков прокатной клети полосового стана // 2129927
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано на широкополосных станах горячей и холодной прокатки
Узел консольного валка // 2177382
Изобретение относится к усовершенствованному узлу валка консольного типа, когда рабочий валок в форме кольца установлен на краю приводного вала валка клети прокатного стана
Изобретение относится к прокатному производству
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к технологии горячей и холодной прокатки, и может быть использовано при подготовке валков между кампаниями при их эксплуатации