Устройство автоматической регулировки зазора в механизме выключения фрикционного сцепления
Использование: во фрикционных сцеплениях транспортно-тяговых средств для автоматической регулировки зазоров в механизмах их выключения. Сущность изобретения: для повышения долговечности устройства корпус рабочего гидравлического цилиндра разделен на две полости и оснащен двумя поршнями с возвратной пружиной одного из них. Обе полости соединены каналом, имеющим запорный элемент. Устройство снабжено вспомогательным гидравлическим цилиндром, изготовленным с поршнем и пружиной. Обе полости рабочего цилиндра соединены с дополнительным каналом посредством перепускных клапанов, а полость вспомогательного цилиндра непосредственно. Дополнительный канал соединен с клапаном удаления воздуха. Все узлы устройства, располагаясь внутри корпуса, изолированы от воздействия внешней среды. При включении сцепления в момент соприкосновения рычагов и подшипника муфты выключения сопротивление ее перемещению резко возрастает. Если зазор в механизме выключения изначально был меньше номинального, то поршень входной полости к указанному моменту не успеет переместиться на такое расстояние, чтобы перекрыть отверстие в седле перепускного клапана. Тогда этот клапан под действием возросшего давления откроется, и часть жидкости перетечет через него из межпоршневой полости в дополнительный канал и в полость вспомогательного цилиндра, т.е. дистанция между поршнями рабочего цилиндра уменьшится, что в последующем (при включении сцепления) восстановит номинальную величину зазора в механизме выключения. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности может быть использовано в фрикционных сцеплениях транспортно-тяговых средств для автоматической регулировки в механизмах их выключения.
Известно устройство автоматической регулировки (установки) зазора в механизме выключения сцепления, содержащее гидравлический цилиндр, корпус которого разделен на две полости, соединительный канал между ними с запорным элементом, возвратную пружину поршня входной полости, а также рычаг сцепления, связанный с выжимным подшипником и посредством другой возвратной пружины с корпусом [1] Долговечность данного устройства во многом определяется наличием в нем полости, заключенной между поверхностями: внутренней рабочего цилиндра, наружного поршня и деталей уплотнения, т.е. полости, в которой расположена возвратная пружина. Конструктивно эта полость выполнена так, что она и детали в ней расположенные непрерывно и интенсивно сообщаются с атмосферой. Не исключается возможность попадания в нее влаги и абразивного материала, так как при выключении сцепления ее объем уменьшается, а при включении увеличивается, всасывая в себя воздух, воду или песок (при преодолении брода, движении по мокрой дороге или песчаной местности соответственно). Контактируя с рабочими поверхностями цилиндра и деталей уплотнений, а также с возвратной пружиной, агрессивные вещества снижают их способность сохранять работоспособное состояние, в частности, и долговечность данного устройства в целом. Известно устройство автоматической регулировки зазора в муфте сцепления, содержащее гидравлический цилиндр, корпус которого разделен на две полости, в которых размещены поршни, возвратную пружину поршня входной полости, соединительный канал между полостями с запорным элементом, рычаг сцепления, связанный с выжимным подшипником, через шток со вторым поршнем и посредством своей возвратной пружины с корпусом [2] Данное устройство автоматической регулировки зазора по количеству существенных и косвенных признаков имеет наибольшее сходство с предлагаемой конструкцией. Однако и это устройство не обладает достаточной долговечностью, поскольку в соответствии с его конструкцией предполагается работа поршня всасывающей полости сообразно действию простейшего поршневого насоса, прокачивающего воздух, воду, а вместе с ними и мелкие твердые тела через один из основных узлов конструкции механизм одностороннего действия. Поскольку поршень перемещается при каждом выключении и включении сцепления, то его насосная работа является весьма ощутимой. Например, в городских условиях движения на 10-километровом участке пути водитель пользуется сцеплением 60-70 и более раз, т. е. каждые 30-40 с. Цель изобретения повышение долговечности устройства автоматической регулировки зазора в механизме выключения фрикционного сцепления. Для достижения этой цели в устройстве автоматической регулировки зазора в механизме выключения фрикционного сцепления корпус рабочего гидравлического цилиндра разделен на две полости и оснащен двумя поршнями с возвратной пружиной одного из них. Обе полости соединены каналом, имеющим запорное устройство. Вспомогательный гидравлический цилиндр изготовлен с поршнем и пружиной. Обе полости рабочего цилиндра соединены с дополнительным каналом посредством перепускных клапанов, а полость вспомогательного цилиндра непосредственно. Дополнительный канал оснащен клапаном удаления воздуха. Отличительными признаками изобретения являются следующие: устройство снабжено вспомогательным гидравлическим цилиндром с поршнем и пружиной, дополнительным каналом, посредством которого вспомогательный цилиндр через перепускные клапаны сообщается с входной и межпоршневой полостями рабочего цилиндра. Дополнительный канал оснащен клапаном удаления воздуха. Таким образом, в отличие от аналога и прототипа все узлы предлагаемого устройства, располагаясь внутри корпуса, герметизированы, т.е. защищены от вредного воздействия окружающей среды. Это позволит им более длительное время сохранять работоспособное состояние и, следовательно, повысит долговечность устройства в целом. На чертеже представлена принципиальная схема фрикционного сцепления с гидравлическим приводом, оснащенным устройством автоматической регулировки зазора в механизме выключения. Корпус 1 рабочего гидравлического цилиндра разделен на две полости А и Б и оснащен двумя поршнями 2 и 3 с возвратной пружиной 4 поршня 2. Обе полости соединены каналом 5, имеющим запорное устройство 6. Вспомогательный гидравлический цилиндр 7 изготовлен с поршнем 8 и пружиной 9. Посредством дополнительного канала 10 вспомогательный цилиндр 7 через перепускные клапаны 11 и 12 сообщается с входной А и межпоршневой Б полостями рабочего цилиндра. Полость А соединяется с главным гидроцилиндром (или другим источником командного давления) 13. Канал 10 снабжен клапаном 14 удаления воздуха. Рычаг 15 узла трения 16 связан с муфтой 17 выключения сцепления, через шток 18 с поршнем 3 и посредством своей возвратной пружины 19 с корпусом. Суммарная жесткость пружин клапана 12 и поршня 8 вспомогательного цилиндра такова, что клапан 12 может открыться только при рабочем ходе муфты 17, а усилие пружины клапана 11 позволяет ему быть открытым под давлением жидкости от усилия пружины поршня 9 вспомогательного цилиндра 7 при включенном сцеплении. Номинальному зазору







Формула изобретения
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА В МЕХАНИЗМЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ФРИКЦИОННОГО СЦЕПЛЕНИЯ, содержащее рабочий гидралический цилиндр, разделенный на две полости и оснащенный двумя поршнями, один из которых с возвратной пружиной, соединительный канал между упомянутыми полостями с запорным элементом, а также рычаг сцепления, связанный с выжимным подшипиником, через шток с вторым поршнем и посредством своей возвратной пружины с корпусом, отличающееся тем, что устройство снабжено вспомогательным гидравлическим цилиндром с поршнем и пружиной, дополнительным каналом, посредством которого вспомогательный цилиндр через перепускные клапаны сообщается с входной и межпоршневой полостями рабочего цилиндра, кроме того, дополнительный канал оснащен клапаном удаления воздуха.РИСУНКИ
Рисунок 1