Способ приготовления асфальтобетонной смеси, способ возведения транспортного сооружения, ремонта и/или реконструкции транспортного сооружения и способ приготовления праймера
Изобретение относится к строительству, в частности к способам приготовления асфальтобетонных смесей, используемых при возведении, реконструкции или ремонте транспортных сооружений с твердым покрытием автомагистралей, аэродромов, причалов, городских и проселочных дорог, проезжей и пешеходной частей улицы, тротуаров путепроводов, мостов, тоннелей, стояночных и складских площадок, площадей, а также конструкций полов, перекрытий и покрытий производственных и складских зданий, зернотоков и хранилищ сельхозпродукции, а также к способам получения жидких битумов, используемых в качестве праймеров при ремонте транспортных сооружений. Сущность изобретения: асфальтобетонную смесь готовят следующим образом. Сначала получают битум нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона с одновременной подачей воды в процессе окисления на поверхность гудрона через верхнюю часть реактора, с регулированием температуры воды и температуры в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов. Затем битум, имеющий рабочую температуру, перемешивают минеральными компонентами. В качестве добавок в асфальтобетонную смесь вводят резиновую крошку, поверхностно-активные вещества, серу или серосодержащие отходы. В качестве нефтяного гудрона используют сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов. В качестве минеральных компонентов используют щебень, песок, минеральный порошок. Нефтяные остатки перед окислением нагревают дымовыми газами с температурой не выше 500°С, а окисляют при 205 235°С. Транспортное сооружение возводят путем подготовки земляного полотна и последовательной укладки на него конструктивных слоем основания и/или промежуточных опорно-несущих элементов и одно- или двухслойного покрытия из полученной асфальтобетонной смеси. При этом основание может быть выполнено из монолитного бетона или железобетона, или сборным из бетонных или железобетонных плит, или сборно-монолитным. Ремонтируют и/или реконструируют транспортное сооружение путем расчистки и по крайней мере частичного удаления изношенного асфальтобетона и/или нанесения адгезивного слоя праймера с последующей укладкой приготовленной асфальтобетонной смеси и уплотнением. Удалять частично изношенный асфальтобетон можно в виде выемок и борозд, причем их располагают в плане под определенным углом к продольной оси проезжей части. Праймер типа жидкого битума готовят путем получения вязкого битума нагреванием и окислением нефтяного гудрона выше с последующим разжижением его. В качестве разжижителей можно использовать дизельное топливо или соляр, или керосин, или смесь керосина с соляром. Способ позволяет частично утилизировать технологическую теплоту реакции окисления гудрона в битум путем непосредственной подачи из реактора полученного битума на смешение с минеральными компонентами в асфальтобетонной смеси или на смешение с разжижителем в способе приготовления праймера, а также в процессе укладки в покрытия асфальтобетона на возводимых и/или ремонтируемых транспортных сооружениях, что приводит к снижению энергоемкости и повышению технологичности. 4 с. и 35 з. п. ф-лы.
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении, реконструкции или ремонте транспортных сооружений с твердым покрытием автомагистралей, аэродромов, причалов, городских и проселочных дорог, проезжей и пешеходной частей улиц, тротуаров, путепроводов, мостов, тоннелей, стояночных и складских площадок, площадей, а также конструкций полов, перекрытий и покрытий производственных и складских зданий, зернотоков и хранилищ сельхозпродукции.
Известен способ приготовления асфальтобетонной смеси путем смешения вяжущего с минеральными компонентами [1] Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ приготовления асфальтобетонной смеси, включающий смешивание нагретого до рабочей температуры битума с минеральными компонентами и при необходимости с поверхностно-активными веществами [2] Кроме того, наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ возведения транспортного сооружения путем подготовки земляного полотна и последовательной укладки на него основания и одно- или двухслойного покрытия из асфальтобетонной смеси, получаемой смешением нагретого до рабочей температуры битума с минеральными компонентами [3] Также наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ ремонта и/или реконструкции транспортного сооружения автомобильной дороги, включающий расчистку и частичное или полное удаление поврежденного асфальтобетона, нанесение адгезивного слоя праймера типа жидкого битума и укладку асфальтобетонной смеси в один или два слоя [4] К тому же наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ приготовления праймера типа жидкого битума путем нагрева битума до рабочей температуры и смешение его с разжижителем [2] Недостатком известных решений является их высокая энергоемкость и нетехнологичность, особенно при подготовке битума в процессе его приготовления и повторного разогрева. Задача, решаемая изобретением, заключается в повышении технологичности и снижении энергозатрат при приготовлении асфальтобетонных смесей, возведении и/или ремонте транспортных сооружений дорог, тротуаров, аэродромов, причалов, проезжей и пешеходных частей улиц, путепроводов, мостов, тоннелей, стояночных и складских площадок, а также полов производственных и складских зданий зернотоков и хранилищ сельхозпродукции и при приготовлении праймеров типа жидких битумов. Поставленная задача решается тем, что в способе приготовления асфальтобетонной смеси, включающем смешение нагретого до рабочей температуры битума, последний получают нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона и подачей воды в процессе окисления на поверхность нефтяного гудрона через верхнюю часть реактора, с одновременным регулированием температуры воды и температуры в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов. При этом в способе приготовления асфальтобетонной смеси полученный битум непосредственно из реактора перед смешением с минеральными материалами может быть охлажден до рабочей температуры. Причем в качестве нефтяного гудрона может быть использовано сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов. Кроме того, в процессе приготовления асфальтобетонной смеси в нее вводят поверхностно-активные вещества, такие как кубовые остатки синтетических жирных кислот, катионную присадку БП-3 на основе полиэтиленполиамина и синтетических жирных кислот. Также в способе приготовления асфальтобетонной cмеcи в нее дополнительно вводят серу или серосодержащие отходы. Причем серу вводят в битум до смешения его с минеральными компонентами. Кроме того, в асфальтобетонную смесь дополнительно вводят резиновую крошку или отходы производства или переработки резины или резиновых изделий. При этом в качестве минеральных компонентов в способе приготовления асфальтобетонной смеси используют щебень, песок и минеральный порошок. Причем используют известняковый щебень, дробленый шлак черной металлургии, граничный щебень. В способе используют в качестве минеральных компонентов песок и минеральный порошок. Кроме того, в способе приготовления асфальтобетонной смеси разогрев нефтяного гудрона до температуры начала окисления осуществляют дымовыми газами с температурой, не превышающей 500оС, а окисление осуществляют при 205-235оС. При этом технологическая теплота реакции окисления нефтяного гудрона в битум по крайней мере частично утилизируют путем подачи непосредственно из реактора полученного битума, охлажденного до рабочей температуры, на смешение с минеральными компонентами. К тому же в способе приготовления асфальтобетонной смеси утилизируют не менее 25% остаточной технологической теплоты. Поставленная задача решается также тем, что в способе возведения транспортного сооружения типа автодорог, площадей, аэродромов, причалов, станций метрополитена, путепроводов, мостов, конструктивных частей и конструкций для пропуска и/или размещения транспорта, людей, грузов типа проезжей части улицы, тротуаров, пандусов, складских площадок, полов производственный зданий, хранилищ сельхозпродукции, гаражей, включающем подготовку земляного полотна, последовательную укладку на него конструктивных слоев основания и/или промежуточных опорно-несущих элементов и одно- или двухслойного покрытия из асфальтобетонной смеси, получаемой смешением минеральных компонентов с нагретым до рабочей температуры битумом, последний получают нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона и подачей воды в процессе окисления на поверхность нефтяного гудрона через верхнюю часть реактора, с одновременным регулированием температуры воды и температуры в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов. При этом в способе возведения транспортного сооружения полученный битум непосредственно из реактора перед смешением с минеральными компонентами охлаждают до рабочей температуры. Кроме того, конструктивные слои оcнования выполняют из монолитного бетона и/или железобетона, а основание из сборных бетонных или железобетонных плит или сборно-монолитным. При этом стыки между сборными элементами основания по крайней мере в верхней четверти их высоты заполняют асфальтобетонной смесью. Кроме того, в способе возведения транспортного сооружения разогрев нефтяного гудрона до температуры начала окисления осуществляют дымовыми газами с температурой, не превышающей 500оС, и окисление осуществляют при 205-235оС. К тому же в способе возведения транспортного сооружения технологическую теплоту реакции окисления нефтяного гудрона в битум по крайней мере частично утилизируют путем подачи непосредственно из реактора полученного битума, охлажденного до рабочей температуры на смешение с минеральными компонентами, причем утилизируют не менее 25% остаточной технологической теплоты. Поставленная задача решается также тем, что в способе ремонта и/или реконструкции транспортного сооружения типа автодорог, площадей, аэродромов, пандусов, тротуаров, конструкций для пропуска и/или размещения транспорта, людей, грузов типа проезжей части улиц, складских площадок, полов произведенных зданий, хранилищ сельхозпродукции, гаражей, включающем расчистку и по крайней мере частичное удаление изношенного или поврежденного асфальтобетонного покрытия и/или нанесение адгезивного слоя праймера с последующей укладкой и уплотнением покрытия не менее чем из одного слоя асфальтобетона на ремонтируемых участках, или выполнение на ремонтируемом транспортном сооружении нового покрытия из асфальтобетонной смеси при смешении составляющих асфальтобетонной смеси минеральных компонентов с нагретым до рабочей температуры битумом, последний получают нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона и подачей воды в процессе окисления на поверхность нефтяного гудрона через верхнюю часть реактора с одновременным регулированием температуры в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов. При этом частичное удаление изношенного или поврежденного асфальтобетонного покрытия осуществляют в виде выемок и борозд. К тому же продольную ось выемок и борозд ориентируют в плане под углом








Формула изобретения
1. Способ приготовления асфальтобетонной смеси, включающий смешение нагретого до рабочей температуры битума с минеральными компонентами, отличающийся тем, что битум получают нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона и подачей воды в процессе окисления на поверхность гудрона через верхнюю часть реактора с одновременным регулированием температуры воды и температуры в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что полученный битум непосредственно из реактора перед смешением с минеральными компонентами охлаждают до рабочей температуры. 3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве нефтяного гудрона используют сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов. 4. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в асфальтобетонную смесь дополнительно вводят поверхностно-активные вещества. 5. Способ по п. 4, отличающийся тем, что в качестве поверхностно-активного вещества используют кубовые остатки синтетических жирных кислот. 6. Способ по п. 4, отличающийся тем, что в качестве поверхностно-активного вещества используют катионную присадку БП-3 на основе полиэтиленполиамина и синтетических жирных кислот. 7. Способ по пп. 1-3, отличающийся тем, что в асфальтобетонную смесь дополнительно вводят серу или серосодержащие отходы. 8. Способ по п. 7, отличающийся тем, что серу вводят в битум до смешения его с минеральными компонентами. 9. Способ по пп. 1-3, отличающийся тем, что в асфальтобетонную смесь дополнительно вводят резиновую крошку или отходы производства или переработки резины или резиновых изделий. 10. Способ по пп. 1-9, отличающийся тем, что в качестве минеральных компонентов используют щебень, песок и минеральный порошок. 11. Способ по пп. 5 и 10, отличающийся тем, что используют известняковый щебень или дробленый шлак черной металлургии. 12. Способ по пп. 6 и 10, отличающийся тем, что используют гранитный щебень. 13. Способ по пп. 1-9, отличающийся тем, что в качестве минеральных компонентов используют песок и минеральный порошок. 14. Способ по пп. 1-13, отличающийся тем, что нагрев нефтяного гудрона до температуры начала окисления осуществляют дымовыми газами с температурой не выше 500oС, а окисление осуществляют при 205-235oС. 15. Способ по п. 1, отличающийся тем, что технологическую теплоту реакции окисления нефтяного гудрона в битум по крайней мере частично утилизируют путем подачи непосредственно из реактора полученного битума, охлажденного до рабочей температуры, на смешение с минеральными компонентами. 16. Способ по п. 15, отличающийся тем, что утилизируют не менее 25% от остаточной технологической теплоты. 17. Способ возведения транспортного сооружения типа автодорог, площадей, аэродромов, путепроводов, мостов, конструктивных частей и конструкций для пропуска и/или размещения транспорта, людей, грузов типа проезжей части улицы, тротуаров, пандусов, складских площадок, полов производственных помещений, хранилищ сельхозпродукции, гаражей, включающий подготовку земляного полотна, последовательную укладку на него конструктивных слоев основания и/или промежуточных опорно-несущих элементов и одно- или двуслойного покрытия из асфальтобетонной смеси, получаемой смешением минеральных компонентов с нагретым до рабочей температуры битумом, отличающийся тем, что битум получают нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона и подачей воды в процессе окисления на поверхность гудрона через верхнюю часть реактора с одновременным регулированием температуры воды и температуры в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов. 18. Способ по п. 17, отличающийся тем, что полученный битум непосредственно из реактора перед смешением с минеральными компонентами охлаждают до рабочей температуры. 19. Способ по п. 17, отличающийся тем, что конструктивные слои выполняют из монолитного бетона и/или железобетона. 20. Способ по п. 17, отличающийся тем, что основание выполняют из сборных бетонных или железобетонных плит. 21. Способ по п. 17, отличающийся тем, что основание выполняют сборно-монолитным. 22. Способ по пп. 20 и 21, отличающийся тем, что стыки между сборными элементами основания по крайней мере в верхней четверти их высоты заполняют асфальтобетонной смесью. 23. Способ по пп. 17-21, отличающийся тем, что нагрев нефтяного гудрона до температуры начала окисления осуществляют дымовыми газами с температурой не выше 500oС, а окисление при 205-235oС. 24. Способ по п. 17, отличающийся тем, что технологическую теплоту реакции окисления нефтяного гудрона в битум по крайней мере частично утилизируют путем подачи непосредственно из реактора полученного битума, охлажденного до рабочей температуры, на смешение с минеральными компонентами. 25. Способ по п. 24, отличающийся тем, что утилизируют не менее 25% от остаточной технологической теплоты. 26. Способ ремонта и/или реконструкции транспортного сооружения типа автодорог, площадей, аэродромов, пандусов, тротуаров, конструкций для пропуска и/или размещения транспорта, людей, грузов, типа проезжей части улиц, складских площадок, полов производственных зданий, хранилищ сельхозпродукции, гаражей, включающий расчистку и по крайней мере частичное удаление изношенного или поврежденного асфальтобетонного покрытия и/или нанесение адгезионного слоя праймера с последующей укладкой и уплотнением покрытия не менее чем из одного слоя асфальтобетона на ремонтируемых участках или выполнение на ремонтируемом транспортном сооружении нового покрытия из асфальтобетонной смеси, отличающийся тем, что при смешении составляющих асфальтобетонной смеси, минеральных компонентов с нагретым до рабочей температуры битумом последний получают нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона, и подачей воды в процессе окисления на поверхность гудрона через верхнюю часть реактора с одновременным регулированием температуры воды и температуры в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов. 27. Способ по п. 26, отличающийся тем, что частичное удаление изношенного или поврежденного асфальтобетонного покрытия осуществляют в виде выемок и борозд. 28. Способ по пп. 26 и 27, отличающийся тем, что продольную ось выемок и борозд ориентируют в плане под углом
