Устройство соединения модулей
Использование: в станкостроении. Сущность изобретения: устройство состоит из базового модуля 1 и присоединяемого модуля 6. Соединение происходит при помощи винта 9 и шпильки 10, сопряженных между собой резьбовыми поверхностями 11 и 12 соответственно. По резьбовым поверхностям сопряжены также винт 9 с модулем 1 и шпилькой 10 с упругим хвостовиком 7 присоединяемого модуля 6. При затягивании шпильки 10 упругий хвостовик 7 деформируется из-за эффекта конической резьбы на конце шпильки 10, и тем самым выбираются зазоры между посадочной поверхностью 3 и хвостовиком 7. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к устройствам соединения модулей, преимущественно для инструментальных блочных систем, обрабатывающих центров и различных станков с ЧПУ.
Известно устройство соединения модулей Yartim-flex (СССР), содержащее базовый модуль с коническим отверстием и присоединяемый модуль с упругим коническим хвостовиком, сопрягаемым с вышеупомянутым отверстием. В хвостовике выполнено резьбовое коническое отверстие, с которым взаимодействует стяжной винт, содержащий упругий элемент в виде тарельчатых пружин. При соединении модулей упругий элемент взаимодействует со втулкой, ввернутой в базовый модуль, а конусная часть винта вворачивается в присоединяемый модуль и дополнительно деформирует хвостовик, образуя беззазорное соединение модулей. Тарельчатые пружины создают осевую силу затяжки при завинчивании конического винта. Недостатком данного устройства является сложность его изготовления и эксплуатации. Известно также устройство соединения модулей, содержащее винтовую пару, состоящую из упругого хвостовика с резьбовым отверстием и с наружным диаметром в одном из его сечений не менее диаметра посадочного отверстия основного модуля и резьбового винта, который установлен с возможностью осевого перемещения и вращения во втулке, закрепленной в стыковочном отверстии основного модуля, и в резьбовом отверстии хвостовика, расположенного в присоединяемом модуле, при этом головка резьбового винта сопряжена с поверхностью отверстия втулки. Одна из взаимодействующих между собой резьбовых поверхностей винтовой пары выполнена конической, а другая цилиндрической, при этом наружная поверхность головки винта и поверхность отверстия втулки, сопряженные между собой, образованы кривыми второго порядка. Недостатком данного устройства является низкая надежность устройства соединения модулей из-за заклинивания головки винта в отверстии втулки при возникновении незначительного осевого усилия. Целью изобретения является повышение надежности устройства соединения модулей. Поставленная цель достигается тем, что устройство соединения модулей содержит винт и шпильку, которая с одной стороны имеет коническую резьбу и взаимодействует с присоединяемым модулем, а другой конец выполнен также резьбовым и взаимодействует с внутренней резьбовой поверхностью винта, а наружной резьбовой поверхностью винт взаимодействует с базовым модулем, причем шаг внутренней резьбы винта не равен шагу наружной резьбы винта, а шаг наружной резьбы винта меньше шага конической резьбы шпильки. Предлагаемое решение соответствует критерию "существенные отличия". На фиг.1 показано устройство, разрез; на фиг.2,3 и 4 фрагменты положения модулей; на фиг.5,6 и 7 фрагменты положения ключа при стопорении и демонтаже модулей. Предлагаемое устройство соединения модулей состоит из следующих конструктивных элементов. В корпусе одного, в данном случае базового модуля 1, выполнена полость с резьбовым отверстием 2 и посадочным отверстием 3, открытым на свой базирующий торец 4. На торец 4 опирается базирующим торцем 5 другой (присоединяемый) модуль 6, имеющий упругий хвостовик 7 с резьбовым отверстием 8 и входящий в посадочное отверстие 3 основного модуля 1. Наружный диаметр хвостовика 7 имеет по меньшей мере в одном из сечений диаметр не менее диаметра посадочного отверстия 3 основного модуля 1. Для соединения модулей 1 и 6 используются винт 9 и шпилька 10, которые сопряжены между собой резьбой 11 и 12 соответственно с шагом t1. Наружная поверхность винта 9 выполнена в виде резьбы 13 с шагом t2. Она сопряжена с резьбой 2 модуля 1. Другой конец шпильки 10 выполнен с конической (угол













Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ МОДУЛЕЙ, содержащее базовый модуль с посадочным отверстием, присоединяемый модуль с ответным хвостовиком, в котором выполнено резьбовое отверстие, и затяжной элемент, выполненный в виде шпильки с коническим резьбовым концом и установленный с возможностью взаимодействия одним концом с базовым модулем, а резьбовым концом с ответным резьбовым отверстием присоединяемого модуля, отличающееся тем, что оно снабжено винтом с резьбовым отверстием, шпилька выполнена с двумя резьбовыми концами, а в базовом модуле выполнено резьбовое отверстие, при этом винт установлен с возможностью взаимодействия своей внешней резьбовой поверхностью с резьбовым отверстием базового модуля, а внутренней резьбовой поверхностью с другим резьбовым концом шпильки, причем шаг наружной резьбы винта меньше шага конической резьбы шпильки. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что резьбовое сопряжение шпильки с присоединяемым модулем выполнено многозаходным. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что внутренний диаметр резьбы базового модуля выполнен больше наружного диаметра конца шпильки с конической резьбой. 4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что резьбовая часть шпильки, сопряженная с винтом, выполнена бочкообразной. 5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что резьбовые сопряжения винта с базовым модулем и винта со шпилькой выполнены с зазором. 6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что резьбовая часть шпильки, сопряженная с винтом, выполнена конической с углом наклона не менее 10
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7