Регулятор давления
Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может быть использовано в системах газоснабжения котельных и других промышленных и коммунальных объектов. Достигаемым техническим результатом является повышение точности поддержания выходного давления в широком диапазоне изменения расхода газа за счет компенсации изменений усилия задающей пружины сервопривода при различных расходах. Регулятор содержит корпус 1 с входной 2 и выходной 3 камерами, седло 4, регулирующий клапан 5, сервопривод, включающий основание 6, подпружиненную мембрану 9 со штоком 7, компенсационную разделительную мембрану 11 между входной камерой 2 и подмембранной полостью 8, в которой размещен рычаг 12, взаимодействующий со штоком 7 и компенсационной пружиной растяжения 13. 2 ил.
Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может быть использовано в системах газоснабжения котельных и других промышленных и коммунальных объектов.
Известны пружинно-мембранные регуляторы давления газа [1] Недостатком таких регуляторов является изменение выходного давления с изменением расхода газа, обусловленное перемещением центра подпружиненной мембраны при изменении зазора клапана. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому решению является регулятор давления РДСК-50 [2] Регулятор содержит корпус с входной и выходной камерами, седло, регулирующий клапан, сервопривод, включающий основание, регулирующий орган в виде подпружиненной мембраны, закрепленной на основании и взаимодействующей со штоком регулирующего клапана; входная камера корпуса и подмембранная камера сервопривода разделены между собой компенсационной мембраной, центр которой жестко связан со штоком регулирующего клапана, проходящим через подмембранную полость. Недостатком конструкции является изменение выходного давления с изменением расхода, что обусловлено изменением усилия задающей пружины при перемещении центра мембраны от изменения зазора клапана. Целью изобретения является повышение точности выходного давления в широком диапазоне изменения расхода газа за счет компенсации изменения усилия задающей пружины сервопривода при изменении расхода. Поставленная цель достигается тем, что в подмембранную полость сервопривода введены рычаг, взаимодействующий со штоком и подвижно закрепленный одним концом на основании, и компенсационная пружина растяжения, соединенная с одной стороны с рычагом, а с другой с основанием за осью вращения рычага. Анализ патентных, инфоpмационных и Каталожных материалов по регуляторам давления газа и жидкости по фондам областной научно-технической библиотеки г. Саратова позволяет сделать вывод, что предлагаемое изобретения не известно в технике, т.е. оно является новым. Кроме того, предлагаемый регулятор давления газа не следует явным образом из уровня техники, т.е. имеет изобретательский уровень. Практика эксплуатации регуляторов давления свидетельствует о том, что предлагаемое решение обладает промышленной полезностью. На фиг.1 изображена схема регулятора; на фиг.2 представлены зависимости задающих усилий от изменения расхода. Регулятор давления (фиг. 1) содержит корпус 1 с входной 2 и выходной 3 камерами, седло 4, регулирующий клапан 5, сервопривод, состоящий из основания 6, регулирующего органа в виде мембраны 9, закрепленной на основании 6 и подпружиненной пружиной 10. К жесткому центру мембраны 9 прикреплен шток 7, перемещающий клапан 5, Подмембранная камера 8 сервопривода и входная камера 2 корпуса разделены между собой компенсационной мембраной 11, центр которой связан со штоком 7. В подмембранной полости 8 размещены рычаг 12, проходящий через отверстие в штоке 7 и закрепленный подвижно с одной стороны на основании 6; и компенсационная пружина 13, прикрепленная с одной стороны к рычагу 12, а с другой к основанию 6. Подмембранная полость 8 связана через отверстие 14 с нагрузкой регулятора импульсной трубкой (не показана). График 16 (фиг.2) характерен для пружинных регуляторов давления и состоит из двух участков: первый участок зона малых расходов, когда регулирующий клапан 5 прижат к седлу и жесткость уплотнения регулирующего клапана 5 формирует усилие на мембране 9, второй участок зона рабочих расходов, когда усилие на мембране 9 формируется жесткостями пружины 10 и мембраны 9. График 15 образован компенсационной пружиной растяжения 13 и определяется сжимающим усилием этой пружины и ее взаимным расположением относительно оси вращения рычага 12. График 17 характеризует суммарное усилие на мембране 9 от изменения расхода. Регулятор давления работает следующим образом. В исходном состоянии при отсутствии расхода выходное давление в камере 3 поступает в нагрузку и по импульсной трубке (не показана) через отверстие 14 в подмембранную полость 8, где оно воздействует на мембрану 9. Усилия от задающей 10 и компенсационной 13 пружин суммируются с усилием уплотнения седла 4 и уравновешиваются усилием мембраны 9 от выходного давления. Давление в управляющей подмембранной полости 8, а следовательно, и в нагрузке определяется суммарным усилием и эффективной площадью мембраны 9. Так как входное давление воздействует одновременно на клапан 5 и компенсационную мембрану 11, эффективные площади которых одинаковые, то его изменение не вызывает отклонения выходного давления. При изменении расхода клапан 5 перемещается вместе с мембраной 9 и усилие от задающей пружины изменяется в соответствии с графиком 16. Усилие компенсационной пружины 13, формирующее вращающий момент рычага относительно оси вращения, создает усилие на штоке в соответствии с графиком 15. Необходимым условием постоянства задающего усилия в соответствии с графиком 17 является компенсация суммарной жесткости пружины 10 и мембраны 9 воздействием пружины 13. Cпр+Cм=
Формула изобретения
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ, содержащий корпус с входной и выходной камерами, седло, регулирующий клапан, сервопривод, включающий основание, регулирующий орган в виде подпружиненной мембраны, закрепленной на основании и взаимодействующей со штоком регулирующего клапана, причем входная камера корпуса и подмембранная камера сервопривода разделены компенсационной мембраной, центр которой связан со штоком регулирующего клапана, проходящим через подмембранную полость, отличающийся тем, что в подмембранную полость сервопривода введены рычаг, взаимодействующий со штоком и подвижно закрепленный одним концом на основании, и компенсационная пружина растяжения, соединенная с одной стороны с рычагом, а с другой с основанием за осью вращения.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2