Мотор-рекуператор
Использование: мотор-рекуператор предназначен для использования в рекуперативном приводе транспортного средства, в частности городского автобуса. Сущность изобретения: мотор-рекуператор содержит блок цилиндров, установленный с возможностью вращения. В центральной части блока размещена сменная керамическая нагревательная головка 2. Рабочие поршни расположены в одной плоскости попарно симметрично осям. Они кинематически связаны между собой при помощи реечной передачи, включающей рейки 71 (72), закрепленные на штоках, и шестерню. Роликовые толкатели, смонтированные на штоках, сопрягаются с эксцентричными дорожками качения тактообразующего кольца 21. Последние кинематически связаны с блоком цилиндров посредством планетарной передачи. Состоящей из зубчатого венца внутреннего зацепления 67, сателлитов 68 и неподвижного центрального колеса 70. На штоках закреплены поршни гидронасоса, полости нагнетания которого соединены с тангенциальными соплами реактивной гидротурбины. Необходимый крутящий момент на выходном валу 50 создается в процессе реактивного отброса турбожидкости из упомянутых сопл на стенки сливного бака 51. 4 ил.
Изобретение относится к тепловым поршневым двигателям, в частности к двигателям Стирлинга, предназначенным для использования в качестве энергетической установки транспортного средства с рекуперативным приводом, в особенности, для городского автобуса.
Известна установка для транспортных средств, содержащая поршневой двигатель, в стационарном блоке которого выполнены цилиндры тепловой системы, разделенные поршнями на холодную и горячую полости, соединенные между собой через нагреватели и охладители, а также обратимую расширительную машину объемного типа, связанную с тепловой системой. Недостатками указанной установки являются высокие показатели массы на единицу мощности, а также значительная сложность конструкции и трудность использования в рекуперативном приводе. Упомянутые недостатки частично устранены в двигателе с внешним подводом теплоты, снабженном подвижным блоком, в котором выполнены рабочие цилиндры тепловой системы с размещенными в них поршнями, перемещающимися поступательно в цилиндрах. При этом перемещение каждого поршня в пределах рабочего цикла задается механизмом тактообразования, выполненным в виде охватывающего подвижный блок профильного кольца, с которым контактируют поршни (или штоки) через роликовые толкатели. Такая схема двигателя Стирлинга позволяет обойтись без коленчатого вала, что резко упрощает известную конструкцию. Однако в этом случае возникают значительные нагрузки в системе упомянутого механизма тактообразования. Устранение данного технического противоречия и является целью предлагаемого изобретения, в соответствии с которым тепловая (термодинамическая) система двигателя оснащена второй, дополнительной системой, аналогичной основной, причем рабочие цилиндры обеих систем расположены в подвижном блоке и обращены горячими полостями к центральной части подвижного блока, а штоки каждой пары с закрепленными на них поршнями кинематически связаны между собой равноплечным рычажным механизмом для осуществления равных перемещений во встречном направлении. При этом в каждом рабочем цилиндре расположен введенный поршневой гидронасос, полость нагнетания которого соединена с соответствующим тангенциальным соплом реактивной гидротурбины, а в полости упомянутого сопла установлена игла переменного по длине сечения, оснащенная приводом ее продольных перемещений. Подобное выполнение, в частности попарное расположение цилиндров в подвижном блоке и их кинематическая взаимосвязь, позволяет образовать замкнутую систему сил в системе, что обеспечивает резкое снижение внешних сил (т.е. сил реакции профильного кольца на роликовые толкатели), а также способствует исключению общего динамического дисбаланса двигателя. При этом крутящий момент образуется не за счет сил реакции профильного кольца на толкатели (как это имеет место в прототипе), а за счет реактивной силы вытекающей из сопла струи жидкости. Регулирование двигателя стало возможным осуществлять как изменением подачи топлива в камеру сгорания, так и изменением расхода жидкости через сопло (посредством введения иглы в проходное сечение последнего). Данная конструкция органично объединяет тепловую энергетическую установку с рекуперативным приводом, позволяя использовать в качестве инерционного накопителя (маховика) массивный блок цилиндров рекуперативного двигателя Стирлинга. Благодаря этому отпадает необходимость в системе регулирования среднего давления цикла двигателя Стирлинга и одновременно существенно упрощается кинематика рекуперативного привода в целом. На фиг. 1 изображено сечение А-А блока цилиндров на фиг. 2; на фиг. 2 поперечное сечение Б-Б мотора-рекуператора на фиг. 1; на фиг. 3 сечение В-В блока цилиндров на фиг. 2; на фиг. 4 сечение Г-Г, выполненное по соплам реактивной гидротуpбины на фиг. 3. Мотор-рекуператор содержит установленный с возможностью вращения блок цилиндров 1 (фиг. 1), в центральной части которого размещена нагревательная головка, выполненная в виде цилиндрической керамической вставки 2 (фиг. 2). Поршни 3 и 4 (фиг. 1), размещенные соответственно в цилиндрах 5 и 6, расположены в одной плоскости попарно симметрично осям. Гильзы цилиндров 5 и 6 размещены в расточках блока 1 и сопрягаются с гнездами 7 и 8, выполненными в керамической вставке 2 (фиг. 2). Цилиндры 5 и 6 соответственно образуют две четырехцилиндровые термодинамические системы, в каждой из которых согласно схеме двойного действия горячая полость 9(10) первого цилиндра соединена посредством циркуляционной системы, включающей нагревательные каналы 11 (фиг. 2) и 12 (на фиг. 1 показано схематично), выполненные в керамической вставке 2 (фиг. 2), регенератор 13(14) (фиг. 1), холодильник 15(16), а также соединительные каналы 17(18), с холодной полостью 19(20) второго цилиндра и т. д. Система тактообразования состоит из установленного с возможностью вращения тактообразующего кольца 21 (фиг. 2) с малой 22 и большой 23 эксцентричными дорожками качения, каждая из которых представляет полуокружность (на фиг. 1 и 3 они показаны условно). С последними сопрягаются роликовые толкатели 24 (фиг. 1), смонтированные на штоках 25 поршней 3. На тех же на штоках 25 и на штоках 26 поршней 4 закреплены поршни 27 и 28 гидронасосов, полости нагнетания 29 и 30 которых соответственно соединены каналами 31(32) (фиг. 4), выполненными во фланцах 33(34), с тангенциальными соплами 35(36) реактивной гидротурбины. Для возможной регулировки проходного сечения сопла 35(36) служит игла 37, положение которой определяет автоматическое выдвижное устройство, состоящее из поршня 38, размещенного в цилиндре 39(40), а также пружины 41, установленной на хвостовике 42. Последний сопрягается с цилиндром 43(44), который выполнен в крышке 45. Полость цилиндра 43(44) соединена посредством канала 46, выполненного в игле 37, с полостью сопла 35(36). Цилиндры 39 и 40 соединены с радиальными каналами 47 и 48 (фиг. 1), которые сообщаются с заборным кольцевым отверстием 49 (фиг. 2), выполненным на выходном валу 50, и соединяют сливной бак 51 с полостями нагнетания 29 и 30 (фиг. 1) гидронасосов. На входе в последние установлены обратные клапаны 52. Бак 51 (фиг. 2) служит собирающей емкостью для турбожидкости 53 при возможном отбросе последней из сопл 35 и 36 (фиг. 4) через окна 54 (фиг. 2), выполненные в ступицах 55 и 56, на стенки заборных щелей 57 и 58 кожуха 59. Подпоршневые полости 60 (фиг. 1) и 61 гидронасосов выполняют функцию компрессоров, служащих для возможной компенсации утечек рабочего тела (воздуха). Они соединены с холодными полостями 19 и 20 цилиндров 5 и 6 посредством обратных клапанов 62. Блок цилиндров 1 смонтирован в радиальных опорах 63 и 64 (фиг. 2). Он кинематически связан с тактообразующим кольцом 21, установленным на радиальных опорах 65 и 66, посредством планетарной передачи, включающей зубчатый венец внутреннего зацепления 67, закрепленный на ступице 55, сателлиты 68, установленные на радиальных опорах 69, которые смонтированы на блоке 1 (фиг. 1), и неподвижное центральное колесо 70. Поршни 3 и 4 попарно кинематически связаны посредством реечной передачи, состоящей из реек 71 и 72 (фиг. 3), закрепленных на штоках 25 и 26 (фиг. 1), и шестерни 73 (фиг. 3), смонтированной на блоке 1 (фиг. 1). Глухая часть гнезд 7 и 8 имеет куполообразную форму, а стык между ними и гильзами цилиндров 5 и 6 уплотнен при помощи полых металлических колец 74. Керамическая вставка 2 (фиг. 2) сопрягается с расточкой 75 блока 1 (фиг. 2) посредством конического пояска 76 (фиг. 2), при этом между цилиндрической и торцовой поверхностями вставки 2 и расточкой 75 предусмотрен теплоизолирующий зазор 77. Вставка 2 зафиксирована при помощи резьбового кольца 78, причем стык дополнительно уплотнен металлической манжетой 79. Каждый из регенераторов 13 и 14 сообщается с системой нагревательных каналов 11 и 12 (на фиг. 1 показано схематично) посредством перепускной трубки 80. Стык между последней и керамической вставкой 2 уплотнен при помощи полых металлических колец 81, зафиксированных проставком 82. В керамической вставке 2 выполнены сквозные продольные каналы 83, служащие для возможного протекания высокотемпературных продуктов сгорания и обеспечивающие необходимую площадь теплообмена. Уплотнение поршней 3 и 4 обеспечивается при помощи колец 84. Система сжигания топлива состоит из камеры сгорания 85, топливной форсунки 86, воздушного центробежного нагнетателя, выполненного в виде радиальных лопаток 87, закрепленных с наружной стороны ступицы 55, воздухозаборника 88, предварительного подогревателя воздуха 89, выполненного из керамики и снабженного воздуховодом 90, завихрителя 91, а также выхлопного канала 92. Возможному проникновению высокотемпературных газов из камеры сгорания 85 к конструкционным элементам мотора-рекуператора препятствует лабиринтное уплотнение 93. Мотор-рекуператор работает следующим образом. Запуск осуществляется от стартера путем раскручивания блока цилиндров 1 (фиг. 1), смонтированного в радиальных опорах 63 и 64 (фиг. 2), и тактообразующего кольца 21, установленного на радиальных опорах 65 и 66, до рабочей угловой скорости. Одновременно осуществляется впрыск топлива через форсунку 86 и его непрерывное сжигание в камере сгорания 85. Вследствие разности угловых скоростей вращения блока цилиндров 1 (фиг. 1)







Sг площадь поршня 27(28) гидронасоса. Равнодействующая N изменяется по строго синусоидальному закону, причем колебания величины Рн не превышают 30-40% от максимального значения на тактовом углу в 90-120о. На этом участке роликовые толкатели 24 не контактируют с эксцентричной дорожкой качения 22 и 23 (фиг. 2), т.е. мотор-рекуператор работает в режиме свободнопоршневого двигателя Стирлинга. При этом в кинематическую энергию реактивной струи турбожидкости 53 (фиг. 1) преобразуется от 75 до 85% работы, которую совершают поршни 3(4) в процессе перемещения из верхней в нижнюю мертвую точку. Среднее давление цикла (среднее значение равнодействующей Nср) у мотора-рекуператора постоянно во всем диапазоне частого вращения. В то же время давление в полости нагнетания 29(30) гидронасоса
Pн

W

u скорость поршня 27(28) (фиг. 1) гидронасоса. Приравняв выражения 4 и 5, получим
SR=u




SR f(


Pц

В результате пружина 41 (фиг. 4), имеющая нелинейную рабочую характеристику сдеформируется, уравновесив давление на поршень 38, и игла 37 отойдет вправо, увеличив таким образом площадь проходного сечения сопла 35(36) SR. Чтобы исключить воздействие на пружину 41 колебаний давления Рн в полости нагнетания 29(30) (фиг. 1) гидронасоса, полость сопла 35(36) (фиг. 4) соединена при помощи канала 46, выполненного в игле 37, с цилиндром 43(44), с которым сопрягается хвостовик 42 иглы 37. Благодаря этому давление в полостях 35(36) и 43(44) взаимно уравновешивается. Зависимость (8) изменения площади проходного сечения сопла 35(36) (фиг. 4) SR от угловой скорости

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4