Надувная лодка и способ ее изготовления
Изобретение относится относится к судостроению, а именно к конструированию надувных лодок и способам их изготовления. Надувная лодка содержит два симметричных борта с клапанами их наполнения, соединенные между собой в оконечностях в камеру плавучести, снабженную сиденьями и сборным по длине эластичным днищем, выполненным из трех соединенных между собой составных частей. Поперечные кромки частей днища выполнены под острым углом к продольной оси лодки, при этом их продольные размеры по длине днища выполнены в соотношении 0,5:1,0-0,5. Обработку средних по длине бортов заготовок производят с разрывами из контуров и образованием пар продольных междетальных технологических перемычек между ними. Клеевое покрытие наносят с нелицевой стороны, перегибают полученные полотнища бортов относительно их продольной оси пополам, промазывают клеем поперечные швы с лицевой стороны и продольные кромки двухслойных полотнищ, соединяют продольные кромки полотнищ продольными швами в замкнутые по периметрам борта, накладывают на поперечные швы бортов ленты, промазывают клеем продольные швы бортов, участки крепления к ним закладных деталей и прикрепленных к междетальным перемычкам концы лент. После просушки открепляют концы лент с междетальных перемычек, отрезают эти перемычки, закрепляют концы лент на окончания продольных швов, накладывают на них и на продольные швы герметизирующие ленты, прикрепляют к бортам закладные детали и прикладывают швы. 2 с. п. ф-лы, 21 ил.
Изобретение относится к судостроению, а именно к конструированию надувных лодок и способам их изготовления.
Известна конструкция сборных днищ лодки, выполненная из трех соединенных между собой по длине днищ частей, при этом средняя по длине часть выполнена в виде прямоугольника, при этом концевые части в виде одинаковых по форме и размерам лепестков (СССР, авт. свид. N 1643312, кл. B 63 B 7/08, 1988 г.) прототип. Известен также и способ непрерывного изготовления сборных изделий из эластичных материалов, выбранный в качестве прототипа, заключающийся в том, что полотно материала непрерывно сматывают с рулона, центрируют движущееся полотно по одной из его продольных кромок, производят шерохование движущегося сцентрированного полотна по контурам заготовок, выполняют прорези на полотне по кромкам отшерохованных контуров заготовок с оставлением непрорезанных участков кромок их контуров, промазывают клеем участки прорезанного полотна вдоль прямолинейных кромок контуров заготовок соединяемых между собой в изделиях, просушивают эти покрытия, прорезают перемычки и соединяют заготовки между собой по их обработанным кромкам поперечными швами и образуют полотнища заготовок изделий, накладывают на швы полотнищ герметизирующие элементы, затем обрабатывают продольные кромки полотнищ согласно технологии (СССР, авт. св. N 385743, кл. B 29 D 22/00, 1971 г.). Днища этих лодок недостаточно технологичны из-за неоптимальной формы составных частей и соотношения их продольных размеров по длине сборного днища, что ограничивает возможность их изготовления из различных по ширине полотен материала, приводит к увеличению потерь материалов в отходы при изготовлении и затрудняет возможность их изготовления непрерывным способом. Недостаток известного способа непрерывного изготовления сборных изделий из эластичных материалов состоит в ограниченных технологических возможностях его применения ввиду того, что он рассчитан для изготовления днищ надувных лодок и непригоден для изготовления самих лодок. Технической задачей, решаемой в данном изобретении, является разработка конструкции надувной лодки, обеспечивающей повышение ее технологичности, позволяющей сократить потери материалов в отходы при изготовлении и снизить трудоемкость изготовления за счет обеспечения возможности непрерывного и производительного изготовления. Это достигается тем, что в известной лодке, содержащей два симметричных борта с клапанами их наполнения, сочлененных между собой в оконечностях, снабженную сиденьями и сборным по длине эластичным днищем, выполненным из трех соединенных между собой составных частей, поперечные кромки частей днища выполнены под острым углом к продольной оси лодки, при этом продольные размеры частей днища вдоль этой оси приняты в соотношении 0,5:1,0:0,5. Это достигается также и тем, что в известном способе изготовления сборных изделий из эластичных материалов, обработку заготовок средних по длине частей бортов производят с образованием пар продольных междетальных технологических перемычек между ними, клеевое покрытие наносят с нелицевой стороны, монтируют а прорези заготовок собранные и обработанные концевые части бортов, перегибают полотнища бортов относительно их продольной оси пополам и наносят клеевые покрытия на поперечные швы с лицевой стороны и продольные кромки двухслойных полотнищ, соединяют их продольными швами в замкнутые по периметрам борта, накладывают на поперечные швы бортов ленты, закрепляют их концы к отогнутым междетальным перемычкам и прикатывают швы, затем промазывают клеем продольные швы бортов, участки крепления к ним накладных деталей и концы лент, а после просушки покрытий открепляют концы лент, отрезают перемычки, закрепляют концы лент на окончания продольных швов, накладывают на концы этих лент и на продольные швы герметизирующие ленты, закрепляют к бортам накладные детали и прикатывают швы. На фиг. 1 изображена надувная лодка, вид сверху; на фиг. 2 днище надувной лодки; на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 6 и 7 карты раскроя составных частей днищ; на фиг. 8-21 последовательность изготовления лодок на различных стадиях. Надувная лодка содержит два симметричных борта 1 и 2 C-образной формы, сочлененные между собой в оконечностях в замкнутую по периметру камеру плавучести. Каждый из бортов 1, 2 снабжен клапаном 3 для их наполнения воздухом. Во внутренней полости камеры лодки закреплены (приклеены) формовые резиновые опоры 4, в пазах которых (не изображены) установлены деревянные пластины сидений 5. В нижней части камеры плавучести смонтировано эластичное днище 6. Каждый борт 1, 2 выполнен сборным из пяти деталей 7-9, соединенных между собой прямолинейными кольцевыми швами 10, размещенными в плоскостях проходящих через верхние образующие цилиндрических участков наполненных бортов и расположенных перпендикулярно плоскостям размещения криволинейных продольных осей бортов и криволинейными продольными швами 11-13. Средние по длине бортов детали 7 выполнены в форме удлиненных по продольной оси симметрии овалов с заострениями по торцам, соответствующим контурам наружных криволинейных обводов бортов и снабжена концевыми прорезями "а", расположенными по продольной оси симметрии. Длинновые размеры прорезей "а" соответствуют поперечным размерам соединенных с деталями 7 поперечными кольцевыми швами 10 пар деталей 8 и 9, образующих окончания бортов 1,2. Детали 8,9 окончаний бортов выполнены симметричными друг другу. При этом детали 8 выполнены уменьшенными по их поперечным размерам в сравнении с деталями 9 и при наложении меньшей детали 8 на деталь 9 в два слоя продольные кромки большей в паре детали 9 выступают относительно кромок детали 8 по их криволинейным продольным сторонам на величину, определяющую ширину швов 12, 13 соединения пар деталей 8 и 9 между собой. Пары деталей 8, 9 соединены между собой и в торцовых окончаниях посредством приклеивания к ним с их внутренней стороны регулятора 14 (герметизирующей ленты с односторонней липкостью перегнутой пополам вдоль ее длины клеевым покрытием наружу к соединяемым деталям и раструбом, обращенным к прямолинейным поперечным сторонам деталей 8,9). Днище 6 лодки выполнено по форме и размерам камеры плавучести сборным по длине из трех составных частей 15-17, соединенных между собой двумя прямолинейными поперечными швами 18, расположенными под углом





Формула изобретения
1. Надувная лодка, содержащая два симметричных борта с клапанами их наполнения, соединенных между собой в оконечностях, сидения и эластичное днище, выполненное из трех частей, неразъемно соединенных между собой по прямолинейным поперечным кромкам, отличающаяся тем, что поперечные кромки частей днища выполнены под острым углом к продольной оси лодки, при этом продольные размеры частей днища вдоль этой оси приняты в соотношении 0,5 1,0 0,5. 2. Способ изготовления надувной лодки из эластичного материала, заключающийся в том, что с использованием устройств раскатки, разметки и резки рулонного материала, направляющих и прижимных роликов и транспортера полотно материала непрерывно сматывают с рулона, центрируют по одной из его продольных кромок, производят разметку заготовок, шерохование полотна по контурам заготовок, разрезают полотно по кромкам отшерохованных контуров заготовок, оставляя часть контуров неразрезанными, промазывают клеем участки заготовок вдоль кромок, соединяемых между собой в изделиях, сушат их при перемещении к последующей операции, отрезают непрорезанные участки контуров заготовок и соединяют заготовки между собой по обработанным кромкам поперечными швами в полотнища заготовок изделий, накладывают на швы полотнищ герметизирующие элементы и производят технологическую обработку продольных кромок полотнищ, отличающийся тем, что обработку заготовок средних по длине частей бортов производят с образованием пар продольных междетальных технологических перемычек между ними, клеевое покрытие наносят с нелицевой стороны, монтируют в прорези заготовок собранные и обработанные концевые части бортов, перегибают полотнища бортов пополам по их продольной оси и наносят клеевое покрытие на поперечные швы с лицевой стороны и продольные кромки двуслойных полотнищ, соединяют их продольными швами в замкнутые по периметрам борта, накладывают ленты на поперечные швы бортов, прикрепляют их концы к отогнутым междетальным перемычкам и прикатывают швы, затем промазывают клеем продольные швы бортов, участки крепления к ним накладных деталей и концы лент, а после просушки покрытий открепляют концы лент, отрезают перемычки, закрепляют концы лент на окончания продольных швов, накладывают на концы этих лент и на продольные швы герметизирующие ленты, прикрепляют к бортам накладные детали и прикатывают швы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21