Регулятор режима работы судового дизеля с дистанционным управлением
Использование: эксплуатация судов с дизельными силовыми установками, оснащенных тросиковым дистанционным управлением. Сущность изобретения: регулятор режима работы дизеля содержит блок регулирования 1, датчик числа оборотов тахогенератор 3 гребного вала 4, датчик обратной связи 5 положения рейки 6 топливных насосов 7 и исполнительный механизм 9. Последний снабжен устройством 11 с роликами для изгибания тросиков 10 и воздействует на тросики дистанционного управления дизелем. 3 ил.
Изобретение относится к судостроению, в частности к эксплуатации судов с дизельными силовыми установками, оснащенными тросиковым дистанционным управлением.
Известно устройство для регулирования режима работы судового дизеля [1] в котором датчик числа оборотов механически связан (при помощи механической тяги) с распределительным золотником, воздействующим на исполнительный механизм, выполненный в виде гидравлического сервомотора, имеющего обратную гидравлическую связь с золотником, и непосредственно перемещающего рейку топливных насосов. Недостатком этого устройства является то, что исполнительный механизм постоянно связан с рейкой топливных насосов и постоянно на нее воздействует в зависимости от условий движения, в то время как в судовождении достаточно часто встречаются ситуации, когда какое-либо постороннее вмешательство в управление дизелем является помехой (при швартовке, шлюзовании, расхождении судов и т.д.), выход из строя исполнительного механизма и его заклинивание может привести к ограничению движения топливной рейки, что может создать аварийную ситуацию. Все это снижает надежность управления дизелем. Недостатком этого устройства является также сложность конструкции исполнительного механизма и сложность переналадки его на другую программу регулирования. Известен регулятор режима работы (оборотов) судового дизеля [2] содержащий блок регулирования со схемой сравнения, датчик числа оборотов, выполненный в виде тахогенератора, вход которого связан с гребным валом, а выход с первым входом блока регулирования, датчик обратной связи, вход которого связан с рейкой топливного насоса дизеля, а выход с вторым входом блока регулирования и исполнительный механизм с электроприводом, причем выход блока регулирования соединен с входом электропривода исполнительного механизма. Недостатком этого регулятора является его пониженная надежность, так как исполнительный механизм постоянно связан с рейкой топливных насосов и постоянно на нее воздействует в зависимости от условий движения. Кроме того, размещение исполнительного механизма непосредственно на дизеле в условиях повышенной температуры и вибрации, воздействия топлива и масла, в условиях возможности его повреждения при обслуживании и ремонте дизеля, на расстоянии от рулевой рубки, снижает его надежность и удобство обслуживания; ограничения по габаритам исполнительного механизма из-за стесненности при его размещении на дизеле вызывают необходимость подбора составляющих частей исполнительного механизма, например, электропривода, в большей степени по минимуму габаритов, чем по надежности и долговечности. Цель изобретения совершенствование конструкции регулятора режима работы судового двигателя, повышение надежности и удобства обслуживания регулятора дизеля с тросиковым дистанционным управлением. Цель достигается тем, что в известном регуляторе режима работы судового дизеля с дистанционным управлением, содержащем блок регулирования со схемой сравнения, датчик числа оборотов, выполненный в виде тахогенератора, вход которого связан с гребным валом, а выход первым входом блока регулирования, датчик обратной связи, вход которого связан с рейкой топливного насоса дизеля, а выход с вторым входом блока регулирования, и исполнительный механизм с электроприводом, причем выход блока регулирования соединен с входом электропривода исполнительного механизма, система дистанционного управления выполнена в виде ведущего шкива, связанного с рукояткой управления, и ведомого шкива, связанного с регулятором числа оборотов дизеля, ведомый шкив через тросик связан с ведущим шкивом, а исполнительный механизм выполнен в виде элемента с роликами, установленного с возможностью перемещения и изгибания тросика роликами. На фиг. 1 показана схема регулятора; на фиг. 2 и 3 схема воздействия исполнительного механизма на тросики системы дистанционного управления дизелем. Регулятор содержит блок питания 1, преобразующий переменный ток судовой электросети в постоянный ток низкого напряжения для питания блока регулирования 2, к которому поступают электрические сигналы от датчика числа оборотов, в качестве которого применен тахогенератор 3 гребного вала 4, а также от датчика обратной связи 5 положения рейки 6 топливного насоса дизеля 7. Датчик обратной связи 5 получает перемещения от рейки 6 топливного насоса дизеля 7, блок регулирования 2 выдает управляющий сигнал электроприводу 8 исполнительного механизма 9, воздействующему на тросики 10 дистанционного управления с помощью устройства 11 с роликами. Исполнительный механизм расположен вне машинного отделения, в месте, удобном для обслуживания, например в рубке. Блок питания 1 и блок регулирования 2 установлены в рубке, вблизи от штатного выносного пульта управления 12, имеющего рукоятку управления 13. В штатную систему дистанционного управления входят также ведущий шкив 14, сблокированный с рукояткой управления 13, тросики 10 и ведомый шкив 15 штатного регулятора числа оборотов 16 дизеля 7. Регулятор работает следующим образом. После подачи питания на блок питания 1 и включения блока регулирования 2 цепь тахогенератора и цепь датчика обратной связи 5 замыкаются со схемой сравнения блока регулирования 2. Если в данный момент судовой дизель 7 работает на номинальном режиме (полная загрузка судна, глубокая вода, прямой курс, установившаяся скорость, отсутствие ветра и волнения), то величины электрических сигналов, поступающих в схему сравнения от тахогенератора 3 и датчика обратной связи 5, равны, и регулирования не происходит. Рукоятка 13 выносного поста управления занимает положение "полный ход" (фиг. 1). Устройство 11 исполнительного механизма 9 изгибает тросики 10 роликами (фиг. 2). Если судно выходит на участок с осложненными условиями движения, например на мелководье, то сопротивление движению судна увеличивается, что вызывает уменьшение скорости судна. При этом гребной винт становится гидродинамически более "тяжелым", и дизель 7, работая по своей внешней характеристике с неизменной (номинальной) цикловой подачей топлива в цилиндр, перегружается и уменьшает число оборотов. Таким образом, сигнал от датчика обратной связи 5 не изменится, так как положение рейки 6 топливного насоса осталось прежним, а сигнал от тахогенератора 3 изменится в соответствии с уменьшением числа оборотов. Поэтому блок регулирования 2, чтобы сравнять сигналы, подает питание на электропривод 8 исполнительного механизма 9, который переместит ролики устройства 11 вправо (фиг. 1). В случае предельной осложненности условий движения ролики переместятся в крайнее правое положение, показанное на фиг. 3. При этом рукоятка управления 13 и ведущий шкив 14 останутся в прежнем положении ("полный ход"), а соотношение длин тросиков изменится из-за того, что правый тросик выпрямится, а левый изогнется роликами исполнительного механизма, поэтому ведомый шкив 15 повернется в сторону уменьшения подачи топлива на угол
Формула изобретения
РЕГУЛЯТОР РЕЖИМА РАБОТЫ СУДОВОГО ДИЗЕЛЯ С ДИСТАНЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ, содержащий блок регулирования со схемой сравнения, датчик числа оборотов, выполненный в виде тахогенератора, вход которого связан с гребным валом, а выход с первым входом блока регулирования, датчик обратной связи, вход которого связан с рейкой топливного насоса дизеля, а выход- с вторым входом блока регулирования, и исполнительный механизм с электроприводом, причем выход блока регулирования соединен с выходом электропривода исполнительного механизма, отличающийся тем, что система дистанционного управления выполнена в виде ведущего шкива, связанного с рукояткой управления, и ведомого шкива, связанного с регулятором числа оборотов дизеля, ведомый шкив через тросик связан с ведущим шкивом, причем исполнительный механизм выполнен в виде устройства с роликами, установленного с возможностью изгибания тросика роликами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Похожие патенты:
Регулятор режима работы судового дизеля // 2011876
Изобретение относится к области судостроения, в частности к эксплуатации судов с дизельными силовыми установками преимущественно с механическим дистанционным управлением
Изобретение относится к автоматическому регулированию мощности двигателей внутреннего сгорания и позволят повысить эффективность регулирования благодаря повышению быстродействия за счет дополнительного определения по значениям частоты вращения и заданной мощности соответствующего момента на валу двигателя внутреннего сгорания
Двигатель внутреннего сгорания // 1511445
Изобретение относится к области двигателестроения
Устройство для регулирования судового дизеля // 1259726
Изобретение относится к системам дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) главными судовыми двигателями (ГД), работающими на винт регулируемого шага
Регулятор режима работы судового дизеля // 2011876
Изобретение относится к области судостроения, в частности к эксплуатации судов с дизельными силовыми установками преимущественно с механическим дистанционным управлением
Устройство управления двигателем внутреннего сгорания, снабженным винтом регулируемого шага // 1728516
Изобретение относится к автоматизации судовых энергетических установок
Устройство управления подачей топлива // 1666793
Способ регулирования числа оборотов двигателя внутреннего сгорания тягового транспортного средства // 2267762
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям и регулированию двигателей внутреннего сгорания