Шагающее колесо транспортного средства
Использование: изобретение относится к движителям повышенной проходимости и может быть применено на транспортных устройствах. Сущность изобретения: предлагаемое шагающее колесо транспортного средства содержит поворотный корпус 1, связанный с приводом вращения (валом) 4, опорные стойки 6, установленные на осях 5 в диаметрально противоположных направлениях, закрепленных на корпусе 1, и механизм поворота стоек 6 относительно корпуса 1, выполненный в виде неподвижного некруглого зубчатого колеса 11, взаимодействующего с некруглыми шестернями 10, установленными на промежуточных осях 9 снабженных круглыми зубчатыми колесами 8 для взаимодействия с шестернями 7, установленными на ведомых осях 5, несущих опорные стойки 6, движущиеся с малыми угловыми отклонениями от положения устойчивого равновесия. Положительный эффект: упрощение конструкции при одновременном снижении энергозатрат. 2 ил.
Изобретение относится к движителям повышенной проходимости и может быть применено на транспортных устройствах.
Известно шагающее колесо транспортного средства (авт. св. СССР N 703366, кл. В 60 В 19/00, 1979), содержащее поворотно установленный на неподвижной оси корпуса диск и опорные стойки, выполненные в виде гидроцилиндров, соединенных каналами с распределителем давления текучей среды, гидроцилиндры установлены на поворотных пружинных кольцах и снабжены ограничителями поворота. Однако в этом техническом решении требуется сложная система гидроизоляции, сложная система очистки штоков гидроцилиндров от грязи, есть большая зависимость гидравлических характеристик от параметров окружающей среды. Наличие, кроме того, двух независимых приводов движения стоек вместе с диском и перемещения стоек относительно диска существенно усложняет конструкцию. Наиболее близким к предлагаемому является шагающее колесо транспортного средства (авт. св. СССР N 1579796, кл. В 60 В 19/00, 1990), содержащее корпус, установленный с возможностью вращения приводом на оси, закрепленной на корпусе транспортного средства, опорные стойки, закрепленные на валах, установленных в корпусе в диаметрально противоположных направлениях, и механизм поворота стоек относительно корпуса. Недостаток этого технического решения состоит в том, что за счет отсутствия малых угловых отклонений от положения устойчивого равновесия опорных стоек вследствие того, что механизм поворота стоек относительно корпуса обеспечивает перемещение стоек через положение неустойчивого равновесия и со скоростями значительно большими, чем скорости стоек в положениях, близких к устойчивому равновесию фазе опоры, шагающее колесо обладает большой инертностью, что увеличивает энергозатраты, имеет пиковые нагрузки, за счет пикового изменения приведенного к оси вращения момента инерции, что усложняет конструкцию. Отмеченные выше недостатки устраняются предлагаемым техническим решением, заключающимся в том, что в шагающем колесе транспортного средства, содержащем корпус, установленный с возможностью вращения приводом на оси, закрепленной на корпусе транспортного средства, опорные стойки, закрепленные на валах, установленных в корпусе в диаметрально противоположных направлениях, и механизм поворота стоек относительно корпуса, механизм поворота стоек образован некруглым зубчатым колесом, установленным неподвижно на указанной оси и зацепленным с некруглыми шестернями, установленными на промежуточных осях и связанных через цилиндрические зубчатые передачи с валами, несущими опорные стойки. На фиг. 1 изображено шагающее колесо транспортного средства, общий вид; на фиг. 2 кинематическая схема шагающего колеса транспортного средства. Шагающее колесо транспортного средства состоит из корпуса 1, установленного с возможностью поворота относительно неподвижной оси 2, соединенной с корпусом шасси транспортного средства 3. Внутри неподвижной оси 2 проходит вращающийся вал 4, соединенный одним концом с корпусом 1, а другим с источником вращения. В корпусе 1 установлены в диаметрально противоположных направлениях ведомые оси 5, на которых расположены опорные стойки 6. На ведомых осях 5 смонтированы шестерни 7, взаимодействующие с зубчатыми колесами 8, установленными на промежуточных осях 9. На промежуточных осях 9 установлены также некруглые шестерни 10, взаимодействующие с некруглым зубчатым колесом 11, жестко соединенным с неподвижной осью 2. При этом промежуточные оси 9 устанавливаются в диаметрально противоположных направлениях и совпадают по расположению с ведомыми осями 5, тем самым обеспечивая точное ориентирование некруглых зубчатого колеса и шестерни. Передаточное отношение некруглой зубчатой передачи, образуемой некруглым зубчатым колесом 11 и некруглой шестерней 10, на участке рабочего хода БВ стойки 6 при фиксированном значении межцентренного расстояния N r11 + r10 выбирает так, чтобы на участке траектории БВ скорость опорной точки относительно неподвижного корпуса была прямолинейной и постоянной. Это выполняется при значении радиуса шестерни 10 промежуточного вала 9 равном r10= N







Формула изобретения
ШАГАЮЩЕЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее корпус, установленный с возможностью вращения приводом на оси, закрепленной на корпусе транспортного средства, опорные стойки, закрепленные на валах, установленных в корпусе в диаметрально противоположных направлениях, и механизм поворота стоек относительно корпуса, отличающееся тем, что механизм поворота стоек образован некруглым зубчатым колесом, установленным неподвижно на указанной оси и зацепленным с некруглыми шестернями, установленными на промежуточных осях и связанных через цилиндрические зубчатые передачи с валами, несущими опорные стойки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3