Дисковый тормоз скоростного подвижного состава
Использование: изобретение относится к железнодорожному транспорту и позволяет упростить конструкцию и повысить ее надежность. Сущность изобретения: тормоз содержит ось 1 колесной пары, на которой жестко установлен тормозной диск 2, расположенный между тормозными башмаками 3 с фрикционными накладками 4, установленными шарнирно на свободных концах 5 U-образного силового рычага 6 из материала с обратимой термической памятью формы. В средней части плечей 8 рычага 6 размещены нагревательные элементы 9. Средняя часть плеча 8 рычага 6 и его дугообразная часть 10 лежат на кронштейне 12, который укреплен на несущей поперечной балке 20 тележки. В отключенном положении U-образный рычаг 6 раскрыт и между накладками 4 тормозных башмаков 3 образован максимальный зазор. При работе нагревательные элементы 9 нагревают силовой рычаг 6 и при определенной температуре плечи 8 его стремятся сойтись свободными концами 5 вместе. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к дисковым тормозным системам скоростных подвижных составов, и может быть использовано в некоторых других подвижных транспортных устройствах.
Тормоза являются основным средством для обеспечения безопасности движения поездов и с их помощью производится регулирование скорости поезда на маршруте и при служебных остановках. Как известно, в таких случаях для гашения скорости основным видом является фрикционное (механическое) торможение, т.е. создание силы трения с помощью тормозной колодки при воздействии ее непосредственно на поверхности катания колес подвижного состава. Такой механический колесно-колодочный тормоз создает тормозной момент, приложенный к колесу и действующий навстречу направлению вращения колеса. Сила нажатия на тормозную колодку осуществляется за счет давления сжатого воздуха на поршень в тормозном цилиндре, которое через систему промежуточных рычагов передается тормозной колодке (см. Автотормоза, Казаринов В.М. Автотормоза. М. Транспорт, 1974, с. 8, рис. 3"а" и "б"). Такое тормозное устройство имеет следующие недостатки. Оно сложно по конструкции, поскольку включает в себя целый комплекс устройств воздухораспределитель, магистральный воздухопровод, различные резервуары и пр. непригодно для поездов, в составе которых содержится более 5-6 вагонов, вследствие того, что тормозные цилиндры задних вагонов наполняются сжатым воздухом позднее, чем передние; оно неавтоматическое (т.е. у отделившейся одна от другой частей состава тормоз становится неработоспособным), для работы необходимо наличие сжатого воздуха (т.е. компрессора, привода к нему и пр.), при торможении колеса испытывают большую тепловую напряженность, устройство содержит много сложных элементов тормозной системы, что снижает надежность и требует для установки много места. Известен тормоз, который позволяет освободить колеса вагонов при торможении от тепловой напряженности, что имеет особенно большое значение при высоких скоростях движения (порядка 200 км/ч) (см. там же, с. 12-13, рис. 7 и Справочник по тормозам. М. Транспорт, 1975, с. 350, рис. 212). Такой известный тормоз имеет на оси колесной пары жестко установленные диски, на которые от тормозного цилиндра, через промежуточные рычаги, передается нажатие на тормозные башмаки с фрикционными накладками. Тормозные цилиндры и промежуточные рычаги установлены на несущей поперечной балке рамы колесной тележки с помощью кронштейна (основания), а в остальном тормоза имеют все те же элементы, что и вышеприведенный аналог, для получения сжатого воздуха, его передачи, регулирования и управления. Данное тормозное устройство освобождает колеса вагонов при торможении от тепловой напряженности, а также уменьшает износ поверхности катания колесных пар подвижного состава. Наиболее близким к предлагаемому является дисковый тормоз [1] содержащий диск, установленный на оси, по бокам которого расположены тормозные башмаки с фрикционными колодками, шарнирно закрепленные на концах силовых рычагов, установленных на основании, и привод рычагов. Однако, как и в вышеприведенном аналоге, устройство имеет ряд недостатков: оно сложно по конструкции, поскольку включает в себя целый комплекс устройств: воздухораспределитель, магистральный воздухопровод, различные резервуары и пр. Устройство непригодно для поездов, в составе которых содержится более 5-6 вагонов, вследствие того, что тормозные цилиндры задних вагонов наполняются сжатым воздухом позднее, чем передние. Тормоз не обладает автоматичностью действия, т.е. у отделившейся одна от другой части состава тормоз становится неработоспособным. Для работы необходимо наличие сжатого воздуха, т.е. компрессора, привода к нему и пр. Задачей изобретения является создание дискового тормоза, свободного от вышеуказанных недостатков, т. е. обеспечивающего весьма значительное упрощение всей конструкции тормозного устройства, замену громоздкой пневмосистемы на компактное и автономное устройство с электрическим дистанционным управлением, уменьшение габаритов конструкции тормозной системы с сохранением тех же параметров торможения, возможность одновременного торможения любого количества вагонов, повышение надежности, значительное уменьшение массы и места занимаемого тормозным устройством. Для этого предлагаемое устройство содержит тормозной диск (барабан) на оси колесной пары и по его бокам (торцам) тормозные башмаки с фрикционными накладками, установленными шарнирно на концах силовых рычагов, и кронштейн, установленный на несущей поперечной балке тележки, причем указанные силовые рычаги выполнены в виде одного симметричного U-образного рычага из материала с обратимой термической памятью формы, который одновременно является силовым элементом тормоза и на свободных концах которого установлены тормозные башмаки, на средней части каждого из плечей силового рычага содержатся электронагревательные элементы, а в центре дугообразной части силовой рычаг установлен на бобышке кронштейна (основания), между неподвижными колонками, и закреплен с помощью крепящего элемента. Для обеспечения быстрого нагревания и охлаждения между U-образным силовым рычагом и кронштейном (основанием) содержится твердая тепловая изоляция. Новизна предлагаемого изобретения состоит в использовании с целью торможения скоростного подвижного состава, вместо пневмосистемы (с компрессором, воздухопроводами, пневмоцилиндрами, резервуарами и пр.), U-образного рычага из материала с обратимой термической памятью формы с электронагревателями на параллельных плечах, который является одновременно и силовым элементом тормоза. Существенность отличий заключается в том, что благодаря наличию U-образного рычага из материала с обратимой термической памятью формы с электронагревателями, появляется новое свойство активная тормозящая сила, которая возникает при подаче электропитания на электронагревательные элементы и исчезает при отсутствии его, что позволяет избавиться от громоздкой, сложной и ненадежной тормозной пневмосистемы. Указанные свойства позволяют получить значительное упрощение и уменьшение всей конструкции устройства при тех же параметрах, одновременность торможения любого количества вагонов, автономное дистанционное управление хоть каждым отдельным тормозом, повышение надежности и снижение массы. Следует отметить, что наличие дискового тормоза не исключает работу известных тормозных устройств подвижного состава, а только дополняет их при высоких скоростях движения. На фиг. 1 показано предлагаемое тормозное устройство, вид сбоку; на фиг. 2 то же, в отключенном положении (т.е. до торможения) без защитного кожуха, вид сверху; на фиг. 3 то же, во включенном положении (т.е. в момент торможения) без защитного кожуха, вид сверху. На чертежах буквами обозначены:

Формула изобретения
1. ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ СКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, содержащий диск, установленный на оси колесной пары, по бокам которого расположены тормозные башмаки с фрикционными колодками, шарнирно установленные на концах силовых рычагов, закрепленных на основании, привод рычагов, отличающийся тем, что силовые рычаги выполнены в виде одного симметричного U-образного рычага из материала с обратимой термически памятью формы, служащего силовым приводом тормоза, на средней части каждого из плеч которого установлены электронагревательные элементы, а дискообразная часть силового рычага закреплена в бобышке кронштейна, служащего основанием. 2. Тормоз по п.1, отличающийся тем, что между U-образным силовым рычагом и колонками кронштейна установлена твердая тепловая изоляция.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3