Способ работы комбинированного двигателя внешнего сгорания и двигателль внешнего сгорания
Использование: двигателестроение. Сущность изобретения: двигатель содержит рабочий цилиндр и компрессорный цилиндр. Привод механизма газораспределения осуществляется от выходного вала двигателя. В компрессорном цилиндре изотермически сжимается рабочее тело. Одновременно рабочее тело насыщается парами воды. Вода поступает через поры испарителя. Сжатое рабочее тело нагревается в теплообменнике и поступает в рабочий цилиндр. После расширения рабочее тело отдает тепло в турбодетандер, где происходит дополнительное расширение рабочего тела с одновременным отделением влаги и осушением. Осушенное рабочее тело и конденсат воды поступают в компрессорный цилиндр. Цикл повторяется. Выходной вал турбодетандера подключен к электрогенератору или нагнетателю воздуха. 2 с. и 7 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано при конструировании тепловых двигателей, использующих разные виды топлив.
Известен способ работы двигателя внешнего сгорания, заключающийся в том, что сжимают газообразное рабочее тело в компрессорном цилиндре, перепускают его в нагреватель, снабженный камерой сгорания. Нагретое рабочее тело подают из нагревателя в рабочий цилиндр для преобразования энергии расширившегося рабочего тела во вращательную энергию выходного вала двигателя. Причем начало подачи рабочего тела в рабочий цилиндр устанавливают при положении его поршня в верхней мертвой точке (см. авторское свидетельство СССР N 1174581, кл. F 02 G 3/02, опублик. 1985). Известен двигатель внешнего сгорания, содержащий компрессорный и рабочий цилиндры с впускными и выпускными патрубками. Поршни, установленные в компрессорном и рабочем цилиндрах, связаны посредством шатунов с коленчатым валом двигателя. Двигатель также снабжен клапанным механизмом газораспределения с приводом от коленчатого вала двигателя и нагревателем. Нагреватель с камерой сгорания и теплообменником продукты сгорания рабочее тело сообщает выпускной патрубок компрессорного цилиндра с впускным патрубком рабочего цилиндра (см. там же). Недостатком известного способа и устройства является малая тепловая экономичность и невысокий КПД. Одна из главных причин низкого теплоиспользования большие потери тепла с охлаждением, составляющие в тепловом балансе расходов до 50% Еще 10-15% составляют потери тепла с отходящими газами. С этой особенностью структуры теплового баланса связан и неизбежный конструктивный недостаток двигателя громоздкая, сложная, материало- и энергоемкая, дорогостоящая система охлаждения. К другим недостаткам двигателей внешнего сгорания надо отнести следующие режимные ограничения и условия: малые значения степеней сжатия и повышения давления и связанная с этим необходимость высоких значений среднего давления рабочего тела в цикле для получения приемлемых мощностей. Высокий уровень давлений ужесточает требования к изготовлению и материалам, увеличивает стоимость оборудования. Кроме того, ограничена удельная мощность установки возможностями одного цикла сжатие-расширение в цилиндропоршневой группе; дополнительного, вне рабочего цилиндра, расширения отработавшего рабочего тела и использования его энергии не предусматривается. Уровень давления Рв в конце расширения в рабочем цилиндре достаточно высокий: от 0,2 до 0,5 МПа при давлении Рс в конце сжатия в компрессорном цилиндре в диапазоне 2-18 МПа (по ориентировочным расчетным данным для клапанных двигателей внешнего сгорания). Причем, чем выше Рв, тем больше эффективный КПД рабочего процесса. Цель изобретения повышение тепловой эффективности и удельной мощности путем дополнительного расширения отработавшей в рабочем цилиндре смеси в расширительной машине, преимущественно в турбодетандере, с одновременной конденсацией пара, а также повышение надежности за счет улучшения условий конденсации и разделения фаз. Это достигается тем, что при способе работы комбинированного двигателя внешнего сгорания, заключающемся в том, что сжимают газообразное рабочее тело в компрессорном цилиндре, перепускают его в нагреватель, снабженный камерой сгорания, подают нагретое рабочее тело из нагревателя в рабочий цилиндр и преобразуют в последнем энергию расширившегося рабочего тела во вращательную знергию выходного вала двигателя, причем подачу рабочего тела в рабочий цилиндр начинают при положении его поршня в верхней мертвой точке, газообразное рабочее тело сжимают изотермически, тепло, образующееся при сжатии рабочего тела, используют для испарения воды в компрессорном цилиндре, подогревают расширяющееся рабочее тело в рабочем цилиндре продуктами сгорания, образующимися в нагревателе, расширившееся рабочее тело дополнительно расширяют в расширительной машине, преимущественно в газопаровом турбодетандере до конденсации паров воды, а сконденсировавшуюся воду направляют на испарение в компрессорном цилиндре. Газообразное рабочее тело, дополнительно расширенное и одновременно осушенное в турбодетандере, подают на впуск компрессорного цилиндра. Энергию, полученную при дополнительном расширении рабочего тела, утилизируют путем преобразования ее в электрическую энергию или путем сжатия воздуха, направляемого в компрессорный цилиндр и/или на горение. Цель достигается также и тем, что комбинированный двигатель внешнего сгорания, содержащий компрессорный и рабочий цилиндры с впускными и выпускными патрубками, поршни, установленные в цилиндрах и связанные с выходным валом двигателя, клапанный механизм газораспределения и нагреватель с камерой сгорания и теплообменником продукты сгорания рабочее тело, сообщающий выпускной патрубок компрессорного цилиндра с впускным патрубком рабочего цилиндра, снабжен испарителем, размещенным в компрессорном цилиндре, поверхностными теплообменниками продукты сгорания окислитель и рабочее тело окислитель, расширительной машиной, преимущественно турбодетандером, с водосборником и фильтром, насосом и дутьевым вентилятором, причем выход дутьевого вентилятора сообщен с камерой сгорания нагревателя через теплообменник рабочее тело окислитель, выпускной патрубок рабочего цилиндра через указанный теплообменник рабочее тело окислитель сообщен с входом турбодетандера, водосборник которого через последовательно установленные фильтр и насос сообщен с испарителем. Впускной клапан компрессорного цилиндра сообщен с выходом турбодетандера посредством трехходового крана с возможностью подачи в цилиндр осушенного рабочего тела из турбодетандера и/или атмосферного воздуха. Расширительная машина выполнена в виде монороторного детандерного компрессора с турбинной ступенью в виде газопарового одноступенчатого реактивного турбодетандера и компрессорной ступенью в виде центробежного рабочего колеса, установленных на одном валу и в общем корпусе, причем вход турбины выполнен с возможностью сообщения с атмосферой, а выход турбины связан посредством трехходового крана с впускным патрубком компрессорного цилиндра и с трубопроводом для подачи воздуха на горение. На фиг. 1 приведена принципиальная тепловая схема двигателя с обоими вариантами установки турбодетандера: с приводом на электрогенератор (сплошная линия) и с компрессорной ступенью (пунктирная линия); на фиг. 2 теплообменная часть двигателя с дополнительным теплообменником продукты сгорания дутьевой воздух; на фиг. 3 конструктивная схема I двигателя с приводом турбодетандера на электрогенератор; на фиг. 4 поперечное и продольное сечения теплообменника-термокомпрессора; на фиг. 5 конструктивная схема II двигателя без термокомпрессии; на фиг. 6 разрез А-А на фиг. 5; на фиг. 7 разрез Б-Б на фиг. 5; на фиг. 8 разрез В-В на фиг. 6. Двигатель содержит рабочий цилиндр 1 с клапанами впуска 2 и выпуска 3, компрессорный цилиндр 4, снабженный пористыми вставками испарителем 5, с клапанами впуска 6 и выпуска 7, нагреватель, представляющий собой камеру сгорания 8 с горелочным устройством 9, турбодетандерную установку, включающую турбинную ступень 10 и приводную часть электрогенератор 11 с редуктором 12 (в первом варианте) или компрессорную ступень 13 воздуходувку (во втором варианте). В состав двигателя входят средства регенерации и утилизации тепла рекуперативные, например, трубчатые теплообменные аппараты (в различном составе), в общем случае теплообменники: паровоздушная смесь (ПВС) из компрессорного цилиндра продукты сгорания 14 (теплообменник термокомпрессор на фиг. 3), ПВС из рабочего цилиндра дутьевой воздух 15, дутьевой воздух продукты сгорания 16, а также трубопроводы: паровоздушной смеси (рабочего тела) 17-20; дутьевого воздуха (на горение, к горелочному устройству) 21, 22; осушенного воздуха 23 из турбодетандера; напорного дутьевого воздуха 24 из компрессорной ступени; продуктов сгорания 25-27; конденсата 28 с конденсатоотводчиком-водосборником (в общем случае) 29 (см. фиг. 1), фильтром 30 и насосом 31 высокого давления. Часть рабочей поверхности цилиндра, свободная от клапанов, расположена непосредственно в объеме камеры сгорания 8 и омывается продуктами сгорания: в схеме I боковая, а схеме II головка цилиндра (см. фиг. 3 и 5). Клапаны обоих цилиндров тарельчатые. Они выполнены с приводом от выходного вала двигателя. Впускной клапан 6 компрессорного цилиндра 4 может выполняться автоматическим, газоуправляемым, в виде обратного клапана (см. фиг. 3). Впускной патрубок компрессорного цилиндра 4 с впускным клапаном 6 снабжен трехходовым краном 32, один из патрубков 33 которого сообщен с атмосферой, а другой соединен с трубопроводом 23 осушенного воздуха из турбодетандера. В первом варианте с электрогенератором 11 двигатель оборудован нагнетателем для подачи под необходимым напором атмосферного воздуха к горелочному устройству 9 через теплообменники 15, 16 автономным дутьевым вентилятором 34 (см. фиг. 1) или встроенным, например, поршневым компрессором 35 с приводом от выходного вала двигателя (см. фиг. 3). В качестве расширительной машины как наиболее рациональный по условиям и требованиям процесса выбран газопаровой одноступенчатый реактивный центростремительный (радиальный) турбодетандер (ТД), например, с радиально-осевым полуоткрытым или закрытым колесом. Для условий работы, когда расширение начинается в газовой области, а степень влажности в конце расширения не превышает 20% конструкции газопаровых ТД практически не отличаются от обычных ТД на однородных газовых потоках. В то же время не исключены случаи работы двигателя, когда степень влажности больше 20% а расширение начинается в области пара, т.е. когда на входе в рабочее колесо может присутствовать влага в виде капель или пленок. Для работы в таких режимах используются известные конструкции проточной части ТД с внутриканальной сепарацией влаги с полуоткрытым или закрытым рабочим колесом и с влагоулавливающей камерой. Для организации внутриканальной сепарации используют диагональные турбинные ступени. Таким образом, для работы на газе влажностью не более 20% и при начале расширения в газовой области ТД выполняется с радиальным или радиально-осевым полуоткрытым или закрытым рабочим колесом. Для работы на газе влажностью более 20% и при начале расширения в области влажного пара ТД выполняется радиально-осевым (диагональным), с внутриканальной сепарацией влаги, с полуоткрытым или закрытым рабочим колесом. На фиг. 3 показана в сечении проточная часть воздушного газопарового ТД с полуоткрытым радиально-осевым рабочим колесом 36. Полость 37 выполняет роль влагоулавливающей камеры и водосборника и сообщается с рабочим колесом (не показано) и с конденсатной линией 28 через конденсатоотводник 29 (показан условно). Понижающий редуктор 12, например зубчатый, соединяет турбинную ступень 10 (с частотой вращения в пределах n 6000-27000 об/мин) с электрогенератором 11 (n 3000 об/мин). На чертежах показаны подшипники системы подвески 38. Выходной диффузор соединяется или переходит (см. фиг. 3) в коллектор 39 осушенного воздуха; посредством патрубка 40 с регулируемым дросселем (на чертеже не показан) коллектор сообщается с атмосферой, а трубопроводом 23 с впуском компрессорного цилиндра 4. В схеме I предусматривается использование термокомпрессии для дополнительного сжатия ПВС перед подачей в рабочий цилиндр. На фиг. 3 и 4 показана наиболее простая и рациональная конструкция термокомпрессора теплообменник труба в трубе. В теплоизолированном корпусе 41 установлена внутренняя труба 42, собранная из отдельных секций с обратными клапанами 43 между ними. Труба 42 имеет хорошо развитую поверхность теплообмена, например продольные прямые ребра 44. Термокомпрессор включается только по схеме противотока. Во втором варианте в качестве нагрузки используется компрессорная ступень с центробежным рабочим колесом. На фиг. 5 показан монороторный компрессорный ТД с турбинной 10 и компрессорной 13 ступенями на общем валу. Входная улитка 45 ТД сообщается трубопроводом 20 с выходом из теплообменника-охладителя 15 охлажденной ПВС. Предусмотрена байпасная линия 46, соединяющая выхлопной (напорный) и всасывающий патрубки турбокомпрессора. Воздуховод 24 от напорной улитки 47 компрессорного центробежного колеса 48 заканчивается тройником 49, от которого отходят воздуховоды: 50 и 51 на впуск рабочего цилиндра и к теплообменнику 15 соответственно. Оба воздуховода снабжены запорно-регулировочными клапанами 52. Кроме того, имеется свободный патрубок 53 для подачи дутьевого воздуха в теплообменник 15. В конструктивной схеме II реализованы элементы классической современной компоновки двигателя Стирлига. Камера сгорания 8 смонтирована непосредственно на головке цилиндра 1. Воздухоподогреватель 16 встроен в камеру сгорания, образуя ее боковое цилиндрическое ограждение. На фиг. 5 показаны также отдельные элементы конструкции: завихритель 54, жаровая труба 55, дымовые трубки 56 для прохода газов и коллектор 57 продуктов сгорания. Теплообменник ПВС из компрессорного цилиндра продукты сгорания 14 здесь представляет собой открытый трубчатый нагреватель, состоящий из гнутых трубок 58, смонтированных на двух коллекторных полукольцах входном 59 и выходном 60. Трубки 58 так же, как и дымовые 56, могут быть оребрены. По наружной поверхности рабочего цилиндра на его диаметрально противоположных участках выполнены закрытые каналы 61, 62; в этих каналах, вне камеры сгорания, размещены впускной 2 и выпускной 3 клапаны. Входной коллектор 59 трубой 17 сообщается с выпускным патрубком цилиндра 4, а выходной 60 переходом 63 с входным каналом 61 цилиндра 1; к выходному каналу 62 подсоединен патрубок 18. Двигатель работает следующим образом. Поршни цилиндров 1 и 4 находятся в противоположных фазах: когда один у верхней мертвой точки (ВМТ), другой у НМТ. При ходе поршня цилиндра 4 вверх его клапаны 6 и 7 закрыты, происходит сжатие воздуха. У двигателей внешнего сгорания уровень давления в конце сжатия Рс порядка 5-10 МПа, в пределе до 15-20 МПа. Выделяемое в процессе сжатия воздуха тепло поглощается непосредственно в цилиндре за счет испарения воды (конденсата) в испарителе 5 с образованием однофазной паровоздушной смеси при относительной влажности
Формула изобретения
1. Способ работы комбинированного двигателя внешнего сгорания, заключающийся в том, что сжимают газообразное рабочее тело в компрессорном цилиндре, перепускают его в нагреватель, снабженный камерой сгорания, подогревают расширяющееся рабочее тело в рабочем цилиндре продуктами сгорания, образующимися в нагревателе, подают нагретое рабочее тело из нагревателя в рабочий цилиндр и преобразуют в последнем энергию расширившегося рабочего тела во вращательную энергию выходного вала двигателя, причем тепло, образующееся при сжигании рабочего тела, используют для испарения воды в компрессорном цилиндре, отличающийся тем, что газообразное рабочее тело сжимают изотермически, расширившееся в рабочем цилиндре рабочее тело дополнительно расширяют в расширительной машине, преимущественно в газопаровом турбодентадере до конденсации паров воды, а сконденсировавшуюся воду направляют на испарение в компрессорном цилиндре, при этом подачу рабочего тела в рабочий цилиндр начинают при положении его поршня в верхней мертвой точке. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что газообразное рабочее тело, дополнительно расширенное и одновременно осушенное в турбодетандере, подают на впуск компрессорного цилиндра. 3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что энергию, полученную при дополнительном расширении рабочего тела, утилизируют. 4. Способ по п.3, отличающийся тем, что энергию, полученную при дополнительном расширении рабочего тела, утилизируют путем преобразования ее в электрическую энергию. 5. Способ по п.3, отличающийся тем, что энергию, полученную при дополнительном расширении рабочего тела, утилизируют путем сжатия воздуха, направляемого в компрессорный цилиндр и/или на горение. 6. Двигатель внешнего сгорания, содержащий компрессорный и рабочий цилиндры с впускными и выпускными патрубками, поршни, установленные в цилиндрах и связанные с выходным валом двигателя, клапанный механизм газораспределения и нагреватель с камерой сгорания и теплообменником продукты сгорания рабочее тело, сообщающий выпускной патрубок компрессорного цилиндра с впускным патрубком рабочего цилиндра, отличающийся тем, что он снабжен испарителем, размещенным в компрессорном цилиндре, поверхностными теплообменниками продукты сгорания окислитель и рабочее тело окислитель, расширительной машиной, преимущественно турбодетандером с водосборником и фильтром, насосом и дутьевым вентилятором, причем выход дутьевого вентилятора сообщен с камерой сгорания нагревателя через теплообменник рабочее тело - окислитель, выпускной патрубок рабочего цилиндра через указанный теплообменник рабочее тело окислитель сообщен с входом турбодетандера, водосборник которого через последовательно установленные фильтр и насос сообщен с испарителем. 7. Двигатель по п.6, отличающийся тем, что впускной клапан компрессорного цилиндра сообщен с выходом турбодетандера посредством трехходового крана с возможностью подачи в цилиндр осушенного рабочего тела из турбодетандера и/или атмосферного воздуха. 8. Двигатель по пп.6 и 7, отличающийся тем, что расширительная машина выполнена в виде монороторного детандерного компрессора с турбинной ступенью в виде газопарового одноступенчатого реактивного турбодетандера и компрессорной ступенью в виде центробежного рабочего колеса, установленных на одном валу и в общем корпусе, причем вход турбины выполнен с возможностью сообщения с атмосферой, а выход турбины связан посредством трехходового крана с впускным патрубком компрессорного цилиндра и с трубопроводом для подачи воздуха на горение. 9. Двигатель по пп.6 8, отличающийся тем, что выход турбодетандера сообщен байпасной линией с входом компрессора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8