Бульбовая наделка носовой или кормовой оконечности судна
Изобретение относится к судостроению и модернизации судов. Сущность: асимметричная бульбовая наделка (БН) установлена на носовой или кормовой оконечности судна с возможностью фиксированного поворота от привода на 180°С. Для регулировки погружения БН в зависимости от степени загрузки судна БН выполнена составной с возможностью поворота каждой из ее частей относительно друг друга и БН в целом относительно корпуса судна. Поворот частей БН осуществляется трансмиссией, выполненной в виде промежуточного вала посредством шарнира, соединенного с концевым валом. Промежуточный вал расположен соосно внутри вала привода поворота. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к судостроению, касается оконечностей судов с бульбовыми наделками и может быть использовано при постройке, модернизации и переоборудовании судов.
Известна бульбовая носовая оконечность судна, содержащая бульбовую наделку с возможностью перемещения ее по высоте относительно корпуса судна с форштевнем, выполненную в виде свободно плавающей полупогруженной емкости. При этом в кормовой части емкости выполнен паз, образующий направляющую для перемещения, укреплены боковые обтекатели из эластичного материала и носовая оконечность судна снабжена системой гидрофобной жидкости, связанной с зазорами в пазу и между обтекателями корпуса судна. Недостатком данной конструкции является нарушение плавного сопряжения нижней части бульбовой наделки с килевой частью судна при изменении весовой нагрузки судна, что приводит к дополнительному сопротивлению движению судна. Известна бульбовая наделка носовой или кормовой оконечности судна, поверхность которой асимметрична относительно продольной оси, лежащей в диаметральной плоскости корпуса судна, причем наделка выполнена с возможностью поворота вокруг этой оси на угол 180о, и выполнена с концевым валом и приводом для вышеупомянутого ее поворота. Однако такая наделка не дает удовлетворительные характеристики обтекания оконечностей судна при различных степенях их загрузки. Цель изобретения улучшение характеристик обтекания носовой или кормовой оконечностей судна при различных степенях их загрузки. Это достигается тем, что наделка выполнена составной по длине из частей с возможностью их поворота относительно друг друга, при этом каждая часть снабжена трансмиссией для ее поворота. Кроме того, при числе частей бульбовой наделки, равном двум, трансмиссия выполнена в виде промежуточного вала, соосно расположенного внутри полого вала, которым снабжен упомянутый привод поворота, при этом промежуточный вал шарнирном соединен с концевым валом бульбовой наделки. Кроме того, при числе частей бульбовой наделки больше двух трансмиссия выполнена в виде промежуточного вала, соосно расположенного внутри полого вала, которым снабжен упомянутый привод поворота, и шарниром соединенного с промежуточным валом следующей части бульбовой наделки, при этом промежуточный вал предпоследней части бульбовой наделки шарниром соединен с концевым валом бульбовой наделки. На фиг. 1 изображена носовая оконечность судна порожнем в разрезе по ее диаметральной плоскости бульбовой наделки; на фиг.2 схема расположения частей бульбовой наделки и корпуса при размещении на судне 1/3 его груза; на фиг.3 то же, при размещении на судне 2/3 его груза; на фиг.4 то же, в полном грузу. Носовая оконечность судна 1 выполнена с форштевнем 2 и сопряженной с корпусом судна асимметричной бульбовой наделкой, поворотной вокруг своей продольной оси на угол 180о и состоящей из части 3, установленной с возможностью поворота вокруг оси 4 промежуточного вала, и части 5, установленной с возможностью поворота вокруг оси 6. Оси 4 и 6 расположены между собой под углом
Формула изобретения
1. БУЛЬБОВАЯ НАДЕЛКА НОСОВОЙ ИЛИ КОРМОВОЙ ОКОНЕЧНОСТИ СУДНА, поверхность которой асимметрична относительно продольной оси, лежащей в диаметральной плоскости корпуса судна, причем наделка выполнена с возможностью поворота вокруг этой оси на угол 180o и выполнена с концевым валом и приводом для вышеупомянутого ее поворота, отличающаяся тем, что наделка выполнена составной по длине из частей с возможностью их поворота относительно друг друга, при этом каждая часть снабжена трансмиссией для ее поворота. 2. Наделка по п. 1, отличающаяся тем, что при числе частей бульбовой наделки, равном двум, трансмиссия выполнена в виде промежуточного вала, соосно расположенного внутри полого вала, которым снабжен упомянутый привод поворота, при этом промежуточный вал шарниром соединен с концевым валом бульбовой наделки. 3. Наделка по п. 1, отличающаяся тем, что при числе частей бульбовой наделки больше двух трансмиссия выполнена в виде промежуточного вала, соосно расположенного внутри полого вала, которым снабжен упомянутый привод поворота, и шарниром соединенного с промежуточным валом следующей части бульбовой наделки, при этом промежуточный вал предпоследней части бульбовой наделки шарниром соединен с концевым валом бульбовой наделки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4