Автопоезд для перевозки длинномерных грузов
Изобретение: относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам. Сущность: автопоезд для перевозки длинномерных грузов содержит тяговое звено с коником и грузовой лебедкой, нечетное количество не менее трех, последовательно соединенных между собой дышлами прицепных звеньев с кониками. Каждое четное прицепное звено соединено посредством гибких органов крестообразной сцепки с нечетными прицепными звеньями, на каждом из которых концы гибких органов указанной сцепки закреплены выше уровня подсоединения соответствующих дышел. Каждое дышло одним концом присоединено к последующему звену с возможностью поворота в плоскости, параллельной опорной поверхности, а другим концом шарнирно подсоединено к предшествующему прицепному звену. Дышло, подсоединенное к тяговому звену, выполнено складывающимся в вертикальной плоскости. Ограничители бокового продольного и вертикального смещения нечетных прицепных звеньев и дышел, подсоединенных к последним, смонтированы соответственно на тяговом звене и на четных прицепных звеньях. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.
Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам лесовозам.
Известен автопоезд для перевози длинномерных грузов, содержащий тяговое звено с коником и грузовой лебедкой, нечетное количество, (не менее трех) последовательно соединенных между собой дышлами прицепных звеньев с кониками, при этом каждое четное прицепное звено соединено посредством гибких органов крестообразной сцепки с нечетными прицепными звеньями, на каждом из которых концы гибких органов указанной сцепки с нечетными прицепными звеньями, на каждом из которых концы гибких органов указанной сцепки закреплены выше уровня подсоединения соответствующих дышел, каждое из которых одним концом присоединено к последующему звену с возможностью поворота в плоскости, параллельной опорной поверхности, а другим концом шарнирно подсоединено к предшествующему прицепному звену, при этом дышло, подсоединенное к тяговому звену, выполнено складывающимся в вертикальной плоскости, смонтированные соответственно на тяговом звене и на четных прицепных звеньях ограничители бокового продольного и вертикального смещения нечетных прицепных звеньев и дышел, подсоединенных к последним. Однако перевод известного автопоезда в положение порожнего пробега и обратно сложен, требует значительных затрат труда и времени, что снижает эффективность использования известного автопоезда. Техническим эффектом изобретения является ускорение и упрощение перевода автопоезда в положение порожнего пробега. Для достижения данного эффекта автопоезд для перевозки длинномерных грузов, содержащий тяговое звено с коником и грузовой лебедкой, нечетное количество не менее трех, последовательно соединенных между собой дышлами прицепных звеньев с кониками, при этом каждое четное прицепное звено соединено посредством гибких органов крестообразной сцепки с нечетными прицепными звеньями, на каждом из которых концы гибких органов указанной сцепки закреплены выше уровня подсоединения соответствующих дышел, каждое из которых одним концом присоединено к последующему звену с возможностью поворота в плоскости параллельной опорной поверхности, а другим концом шарнирно подсоединено к предшествующему прицепному звену, при этом дышло, подсоединенное к тяговому звену, выполнено складывающимся в вертикальной плоскости, смонтированные соответственно на тяговом звене и на четных прицепных звеньях ограничители бокового продольного и вертикального смещения нечетных прицепных звеньев и дышел, подсоединенных к последним, снабжен по меньшей мере одним комплектом строп, которые подсоединены одними концами к соединительному элементу для связи с грузоподъемным органом, а другими концами соответственно к каждому нечетному прицепному звену, начиная с третьего и дышлу, примыкающему к этому звену, элементами подсоединения, при этом в разгрузочном, вывешенном за соединительный элемент положении каждого указанного нечетного звена и подсоединенного к нему дышла, проекции строп, подсоединенных к дышлу, на продольную вертикальную плоскость этого дышла больше проекций на эту плоскость участков линий, проходящих от соединительного элемента вдоль строп, подсоединенных к указанному нечетному прицепному звену до пересечения с плоскостью, перпендикулярной указанной продольной вертикальной плоскости и проходящей через элементы подсоединения на дышле параллельно его продольной оси, а на каждом из четных прицепных звеньев элемент шарнирного соединения с дышлом, присоединяющим последующее нечетное прицепное звено, состоит из смонтированного на каждом четном прицепном звене элемента с открытым вверх пазом и фиксирующей перемычкой, шарнирно установленной у верхней части этого паза для фиксации горизонтальной оси, которая жестко закреплена на конце указанного дышла и установлена с возможностью размещения в этом пазу, при этом указанный элемент смонтирован ниже уровня насадочных мест крепления гибких органов крестообразной сцепки. Кроме того, автопоезд для перевозки длинномерных грузов снабжен упорами для фиксации гибких органов крестообразной сцепки при погрузке нечетного прицепного звена на предшествующее четное, смонтированными на каждом дышле, связывающем четное прицепное звено с последующим нечетным, в зоне пересечения гибких органов крестообразной сцепки со стороны нечетного прицепного звена от места пересечения гибких органов этой сцепки. Кроме того, автопоезд для перевозки длинномерных грузов снабжен дополнительными элементами подсоединения соединительного элемента в положении порожнего пробка автопоезда, которые смонтированы на каждом четном прицепном звене или дышле, связывающем его с предшествующим звеном в зоне, примыкающей к месту подсоединения этого дышла к четному прицепному звену. Кроме того, автопоезд для перевозки длинномерных грузов снабжен дополнительными элементами подсоединения соединительного элемента в положении грузового пробега, которые смонтированы на каждом нечетном прицепном звене или дышле, связывающем его с предшествующим звеном в зоне, примыкающей к месту подсоединения этого дышла к нечетному прицепному звену. На фиг. 1 изображен автопоезд для перевозки длинномерных грузов, вид сбоку; на фиг. 2 автопоезд для перевозки длинномерных грузов, вид сверху; на фиг. 3 изображен автопоезд для перевозки длинномерных грузов, момент начала подъема нечетного прицепного звена, следующего за четным (в начале перевода автопоезда в положение порожнего пробега); аналогично взаиморасположение элементов автопоезда в момент состыковки открытого вверх элемента шарнирного соединения четного прицепного звена с дышлом, подсоединяющим последующее звено (в конце перевода автопоезда в положение грузового пробега); на фиг. 4 автопоезд в момент окончания перевода его в положение порожнего пробега; на фиг. 5 узел I на фиг. 3 и 4; на фиг. 6 открытый вверх элемент шарнирного соединения четного прицепного звена с дышлом, подсоединенным к последующему звену, вид сбоку, а также взаиморасположение этого элемента и посадочных мест крепления гибких органов крестообразной сцепки указанного четного прицепного звена с последующим задним звеном; на фиг. 7 то же, вид сверху; на фиг. 8 вариант исполнения ограничителя бокового и вертикального смещения дышла, погруженного вместе с подсоединенным к нему нечетным прицепным звеном на четное прицепное звено, дышло которого, подсоединенное к предшествующему звену, служит в период порожнего пробега опорой для указанного погруженного дышла (сечение А-А на фиг. 4); на фиг. 9 стропы в период стыковки элемента шарнирного соединения четного прицепного звена с дышлом, подсоединяющим последующее звено, вид сбоку, при этом по крайней мере один строп присоединен к элементу подсоединения, смонтированному на разгружаемом прицепном звене выше плоскости, перпендикулярной продольной вертикальной плоскости подсоединенного к этому звену дышла и проходящей через элементы подсоединения на этом дышле параллельно его продольной оси; на фиг. 10 то же, при подсоединении по крайней мере одного стропа к элементу подсоединения, смонтированному на разгружаемом прицепном звене ниже указанной плоскости; на фиг. 11 то же, вид сверху. Предлагаемый автопоезд включает тяговое звено 1 с коником 2 и грузовой лебедкой 3, смонтированной на передней части рамы тягового звена. Автопоезд включает также нечетное не менее трех количество прицепных звеньев с кониками. На чертежах изображен вариант автопоезда с тремя прицепными звеньями 4, 5 и 6 соответственно. Если считать вместе с тяговым звеном, то звено 4 второе звено автопоезда, звено 5 третье, а звено 6 четвертое. Если же считать только прицепные звенья, то звено 4 является первым прицепным звеном, звено 5 вторым, а звено 6 третьим. Таким образом, звенья 4 и 6 являются нечетными прицепными звеньями, а звено 5 четным прицепным звеном. Звено 4 является предшествующим четному прицепному звену 5, а звено 6 последующим по отношению к звену 5, также как и звено 5 является последующим по отношению к звену 4. На прицепных звеньях смонтированы коники соответственно 7 на звене 4; 8 на звене 5; 9 на звене 6. Автопоезд включает также дышла, каждое из котоpых одним концом с возможностью поворота в плоскости, параллельной опорной поверхности, подсоединено к последующему звену, а другим шарнирно подсоединено к предшествующему звену. Таким образом, последующее звено 4 связано с предшествующим звеном 1 дышлом 10, последующее звено 5 связано с предшествующим звеном 4 дышлом 11, а последующее звено 6 связано с предшествующим звеном 5 дышлом 12. При этом следует отметить, что по крайней мере на четном прицепном звене 5 элемент 13 шарнирного соединения с дышлом 12, присоединяющим последующее звено 6, выполнен открытым вверх. При этом возможны различные варианты исполнения элемента 13. На чертежах показан вилочный вариант исполнения этого элемента. Он представляет собой два закрепленных параллельно друг другу на раме звена 5 кронштейна 14 одинаковой формы. Каждый из кронштейнов имеет открытый вверх паз. Сверху паз имеет улавливающие наклоненные к середине участки 15, которые переходят в вертикальные параллельные плоскости симметрии паза участки 16. Замыкается паз дугообразной поверхностью, выполненной по радиусу, соответствующему радиусу оси 17 поворота дышла 12 относительно звена 5. Расстояние между участками 15 паза также соответствует этому радиусу. Ответный элемент шарнирного соединения дышла 12 с звеном 5 смонтирован на дышле 12. На чертежах изображен вариант исполнения этого элемента в виде стержня 18, один конец которого с возможностью поворота вокруг продольной горизонтальной оси закреплен на дышле 12, а другой выполнен с плоскости параллельными между собой и продольной оси дышла 12 боковыми поверхностями 19, расстояние между которыми соответствует расстоянию между кронштейнами 14 с гарантированным зазором. Кроме того, этот конец стержня 18 в поперечном направлении, перпендикулярном боковым поверхностям 19, пронизан осью 17, которая зафиксирована в нем от продольного перемещения любым общеизвестным образом. При этом по обе стороны стержня 18 выступают концевые участки оси 17. При соединении дышла 12 и звена 5 указанный стержень 18 в положении, когда его боковые поверхности 19 приблизительно параллельны внутренним поверхностям 20 кронштейнов 14, вводят сверху в промежуток между этими кронштейнами, располагая концевые участки оси 17 приблизительно над параллельными пазами в кронштейнах 14. При опускании дышла 12 со стержнем указанные концевые участки скользят сначала по участкам 15, а затем по участкам 16 пазов до взаимодействия с дугообразными поверхностями каждого из пазов. Для предотвращения обратного выхода указанного конца стержня 18 из открытых вверх пазов элемент 13 снабжен замыкающей перемычкой, которая также может быть выполнена любым известным образом. В изображенном на чертежах варианте она состоит из двух одинаковых частей, закрепленных шарнирно и параллельно между собой на кронштейнах 14 с наружных сторон. При этом части перемычки могут быть выполнены, например, в виде пластин 21, оси шарнирного крепления которых располагаются по одну сторону открытых вверх пазов. По другую сторону этих пазов на кронштейнах 14 выполнены элементы фиксации перемычки, в частичности ее пластинчатых частей 21. Эти элементы могут представлять собой, например, отверстия 22 под пальцы или штыри 23, являющиеся ответными элементами фиксации, смонтированными на пластинах 21 с возможностью перемещения в поперечном направлении, параллельном осям отверстий 22 в кронштейнах 14, и при этом подпружинены относительно пластин 21. Для этого на пластинах 21 могут быть неподвижно смонтированы стаканы 24, а штыри 23 с возможностью продольного перемещения, установлены в этих стаканах. При этом конец каждого штыря 23, противоположный фиксирующему, выполнен меньшего диаметра и пронизывает размещенную в стакане 24 пружину 25, а также днище этого стакана. На выступающем на днище стакана 24 конце штыря 23 может быть закреплена оттяжная рукоятка 26. Каждая пружина 25 одной стороной упирается в днище стакана 24, а другой в выступ, образованный перепадом диаметров фиксирующей и противоположной ей частей штыря 23. Подобно описанному, т. е. открытыми вверх, могут быть выполнены и элементы шарнирного соединения звеньев 4 и 1 с дышлами 11 и 10 соответственно. Соответствующим образом в этом случае будут выполнены и ответные элементы этих шарнирных соединений, монтируемые на дышлах 11 и 10. Однако обязательным является такое исполнение элементов шарнирного соединения звена 5 и дышла 12. При наличии большого числа прицепных звеньев, чем в рассматриваемом примере, обязательным является указанное, открытое вверх выполнение элементов шарнирного подсоединения дышел на всех четных прицепных звеньях со стороны последующих нечетных прицепных звеньев. По крайней мере между каждым четным прицепным звеном автопоезда и последующим за ним нечетным прицепным звеном выполнена крестообразная сцепка (в рассматриваемом примере по крайней мере между звеньями 5 и 6). На чертежах изображен вариант, когда между всеми смежными звеньями автопоезда выполнены крестообразные сцепки гибкими органами. При этом необходимо обратить внимание на взаиморасположение на звеньях мест подсоединения гибких органов крестообразной сцепки и элементов шарнирного подсоединения дышел. Так, на тяговом звене 1 это взаиморасположение может быть, например, традиционным, т. е. уровень элемента 27 шарнирного подсоединения дышла 10 выше уровня мест 29 подсоединения гибких органов 29 крестообразной сцепки. На прицепном звене 4 уровень мест 30 подсоединения противоположных участков (или концов) тех же гибких органов крестообразной сцепки (с звеном 1) выше уровня подсоединения дышла 10. При этом следует отметить, что под местами подсоединения 30 этих участков гибких органов 29 крестообразной сцепки на звене 4 может пониматься и уровень крепления на этом звене обводных элементов (в частности, блоков), через которые пропускают указанные участки гибких органов перед креплением их концов на звене 4. Взаиморасположение уровней мест подсоединения гибких органов крестообразной сцепки и элементов подсоединения дышел на звеньях может быть любым на всех звеньях, кроме четных прицепных звеньев и следующих за ними нечетных. Места подсоединения гибких органов крестообразной сцепки этих звеньев должны соответствовать следующим требованиям. Уровень мест подсоединения гибких органов сцепки на четном прицепном звене (в частности, на звене 5) должен быть обязательно выше уровня расположения элемента шарнирного подсоединения дышла, связывающего это звено с последующим нечетным прицепным звеном (в рассматриваемом примере уровень мест 31 подсоединения гибких органов 32 крестообразной сцепки к звену 5 выше уровня расположения элемента 13 шарнирного подсоединения к этому звену дышла 12). Уровень мест подсоединения гибких органов сцепки на нечетном прицепном звене должен быть также выше уровня подсоединения к этому звену дышла со стороны четного прицепного звена (в рассматриваемом примере уровень мест 33 подсоединения гибких органов 32 крестообразной сцепки к звену 6 выше уровня подсоединения к этому звену дышла 12). В данном случае также следует иметь ввиду, что под местами подсоединения 33 гибких органов 32 крестообразной сцепки на звене 6 может подниматься и уровень крепления на этом звене обводных элементов (в частности, блоков), через которые пропускают гибкие органы перед креплением их концов на звене 6. Целесообразно также по крайней мере дышло 10 выполнить складывающимся, например, по традиционной схеме конструктивного исполнения, т.е. состоящим из двух шарнирно связанных частей с откидным фиксатором (условно не показан), исключающим их относительный поворот при грузовом пробеге. На дальнем конце подсоединенной к тяговому звену части дышла 10 имеется элемент подсоединения, подводимого через блоки троса 34 грузовой лебедки 3. Кроме того, на тяговом звене смонтирована стойка 35 для опирания дышла в сложенном положении. На этой стойке должен быть смонтирован замок 36 для удержания дышла в сложенном положении, выполняющий роль ограничителя бокового, продольного и вертикального смещения дышла 10 (в сложенном положении) относительно тягового звена 1. Конструкция замка может быть любой, например, общеизвестной, применяемой на серийных автопоездах со складывающимся дышлом. Для накатывания колес прицепного звена, следующего за тяговым (в частности, звена 4), в процессе его погрузки на тяговое звено и складывания дышла в задней части тягового звена смонтирована опорная площадка 37. На боковых краях опорной площадки 37 или в ином месте на этой площадке либо на раме тягового звена могут быть выполнены ограничители бокового смещения погружаемого прицепного звена 4, в частности ограничители бокового смещения колес этого звена традиционной общеизвестной конструкции, например в виде выступов (условно не показаны). Предлагаемый автопоезд должен быть также снабжен по крайней мере одним комплектом строп, подсоединенных одними концами к их соединительному элементу, например кольцу 38. Возможны варианты, когда каждое нечетное прицепное звено, следующее за смежным ему четным прицепным звеном, снабжено отдельным комплектом строп, которые своими неподсоединенными к соединительному элементу 38 концами присоединены к элементам 39 и 40 подсоединения, которые в свою очередь выполнены соответственно на нечетных прицепных звеньях, следующих за смежными им четными (т.е. на звене 6, следующем за звеном 5 в рассматриваемом примере) и дышлах, подсоединенных к нечетным со стороны четных (т.е. на дышле 12 в рассматриваемом примере). Возможен вариант, при котором автопоезд имеет один съемный комплект строп для всех нечетных прицепных звеньев, следующих за четными прицепными звеньями. При этом количество строп в комплекте ограничено разумной необходимостью. Этому количеству соответствует и число элементов подсоединения на указанных звеньях и дышлах. Например, комплект может включать только два стропа 41 и 42, при этом элементы их подсоединения 39 и 40 на звене и дышле располагают ближе к продольной вертикальной плоскости дышла и звена, либо непосредственно в этой плоскости. Комплект может включать, например, два стропа 41, подсоединяемых к звену 6, и два стропа 42, подсоединяемых к дышлу 12. При этом элементы подсоединения 39 и 40 в соответствующем количестве располагают симметрично продольной вертикальной плоскости звена 6 и дышла 12. Возможен случай, когда комплект содержит один строп 41 и два стропа 42 и, наоборот. В этом случае два стропа подсоединяют симметрично продольной вертикальной плоскости, а один непосредственно в этой плоскости или вблизи от нее к элементам подсоединения на звене 6 и дышле 12. Следует также отметить, что взаиморасположение элементов подсоединения 39 и 40, а также длины строп 41 и 42 должны быть подобраны исходя из следующих условий. Поскольку комплект (или комплекты) строп используются при вывешивании с целью погрузки и разгрузки нечетных прицепных звеньев и дышел, подсоединенных к ним со стороны смежных четных прицепных звеньев, то взаиморасположение элементов 39 и 40 и длины строп 41 и 42 должны соответствовать требуемому положению указанных звеньев и дышел (в рассматриваемом примере звена 6 и дышла 12) в вывешенном состоянии. Это положение определяется возможностью быстрой стыковки элемента шарнирного соединения на дышле 12 с элементом 13 шарнирного соединения на звене 5 в процессе разгрузки звена 6 с подсоединенным к нему дышлом 12. Для удобства такой стыковки после вывешивания грузоподъемным механизмом на стропах 41 и 42 за их соединительный элемент 38 звено 6 с дышлом 12 должно занять такое положение, при котором продольная ось дышла 12 находилась бы под углом
Формула изобретения
1. АВТОПОЕЗД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ, содержащий тяговое звено с коником и грузовой лебедкой, нечетное количество, не менее трех, последовательно соединенных между собой дышлами прицепных звеньев с кониками, при этом каждое четное прицепное звено соединено посредством гибких органов крестообразной сцепки с нечетными прицепными звеньями, на каждом из которых концы гибких органов указанной сцепки закреплены выше уровня подсоединения соответствующих дышел, каждое из которых одним концом присоединено к последующему звену с возможностью поворота в плоскости, параллельной опорной поверхности, а другим концом шарнирно подсоединено к предшествующему прицепному звену, при этом дышло, подсоединенное к тяговому звену, выполнено складывающимся в вертикальной плоскости, смонтированные соответственно на тяговом звене и на четных прицепных звеньях ограничители бокового продольного и вертикального смещения нечетных прицепных звеньев и дышел, подсоединенных к последним, отличающийся тем, что он снабжен по меньшей мере одним комплектом строп, которые подсоединены одними концами к соединительному элементу для связи с грузоподъемным органом, а другими концами соответственно к каждому нечетному прицепному звену, начиная с третьего, и дышлу, примыкающему к этому звену, элементами подсоединения, при этом в разгрузочном, вывешенном за соединительный элемент положении каждого указанного нечетного звена и подсоединенного к нему дышла, проекции строп, подсоединенных к дышлу, на продольную вертикальную плоскость этого дышла больше проекций на эту плоскость участков линий, проходящих от соединительного элемента вдоль строп, подсоединенных к указанному нечетному прицепному звену до пересечения с плоскостью, перпендикулярной указанной продольной вертикальной плоскости и проходящей через элементы подсоединения на дышле параллельно его продольной оси, а на каждом из четных прицепных звеньев элемент шарнирного соединения с дышлом, присоединяющим последующее нечетное прицепное звено, состоит из смонтированного на каждом четном прицепном звене элемента с открытым вверх пазом и фиксирующей перемычкой, шарнирно установленной у верхней части этого паза для фиксации горизонтальной оси, которая жестко закрплена на конце указанного дышла и установлена с возможностью размещения в этом пазу, при этом указанный элемент смонтирован ниже уровня посадочных мест крепления гибких органов крестообразной сцепки. 2. Автопоезд по п.1, отличающийся тем, что он снабжен упорами для фиксации гибких органов крестообразной сцепки при погрузке нечетного прицепного звена на предшествующее четное, смонтированными на каждом дышле, связывающем четное прицепное звено с последующим нечетным, в зоне пересечения гибких органов крестообразной сцепки со стороны нечетного прицепного звена от места пересечения гибких органов этой сцепки. 3. Автопоезд по п.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными элементами подсоединения соединительного элемента в положении порожнего пробега автопоезда, которые смонтированы на каждом четном прицепном звене или дышле, связывающем его с предшествующим звеном в зоне, примыкающей к месту подсоединения этого дышла к четному прицепному звену. 4. Автопоезд по п.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными элементами подсоединения соединительного элемента в положении грузового пробега, которые смонтированы на каждом нечетном прицепном звене или дышле, связывающем его с предшествующим звеном в зоне, примыкающей к месту подсоединения этого дышла к нечетному прицепному звену.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11