Модель осветительной системы аэродрома для обучения посадке
Использование: в авиации, в частности в устройствах для обучения посадке летательных аппаратов. Сущность изобретения: в модель осветительной системы аэродрома для обучения посадке, содержащую N оптических каналов различных спектральных диапазонов с параллельными оптическими осями, каждый из которых образован установленными последовательно рефлектором, источником узлучения с регулятором мощности, светофильтром, объективом и блендой, закрепленными на платформе, при этом часть источников излучения выполнены импульсными, остальные источники излучения постоянные, введены дальномер, соединенный с задатчиком категорий дальности видимости, выходы которого соединены с вычислителем и идкикатором запрета посадки, фотометр, N вычислителей яркости источников света, N блоков измерения метеорологической дальности видимости для каждого спектрального диапазона, измеритель коэффициента рассеяния атмосферы (скаттерометр), измеритель коэффициента яркости моря (гидрофотометр), измеритель турбулентности атмосферы, компаратор цвета, спектроанализатор, блок извлечения квадратного корня, сумматоры, полупрозрачные отражатели и следящие приводы, а платформа снабжена связанными с задатчиками дифферента и крена корабля приводами. 6 ил.
Изобретение относится к авиации и предназначено для выполнения визуальной посадки летательных аппаратов (ЛА) на подвижные посадочные площадки.
Известна модель осветительной системы аэродрома для обучения посадке, содержащая N оптических каналов различных спектральных диапазонов с параллельными оптическим осями, каждый из которых образован установленными последовательно рефлектором, источником излучения с регулятором мощности, светофильтром, объективом и блендой, закрепленными на платформе, при этом часть источников излучения выполнены импульсными, а остальные постоянными. Однако эта система обеспечивает посадку ЛА на палубу только в простых метеоусловиях. Система не позволяет производить тренировочные полеты по оптической глиссаде при имитации видимости в сложных метеорологических условиях (СМУ). Вокруг системы огней оптической посадки и освещенной палубы корабля вследствие повышенной влажности воздуха появляются цветные ореолы, затрудняющие процесс подсадки самолетов. В слабом тумане вокруг огней видны цветные круги эффект окрашивания и размывания огней. Это вызвано рефракцией на каплях воды или кристаллах льда, плавающих в атмосфере. Эти эффекты, а также турбулентность воздуха создают ночью сияние ореолов вокруг огней, а днем сияние бликов от солнца. Групповое опознание огней и тренировка в этих условиях требуют более точного измерения метеорологической дальности видимости и фотометрии, учета эффекта действующей турбулентности. Задачей изобретения является создание модели осветительной системы аэродрома для обучения посадке, имитирующей приближенные к реальным сложные гидрометеоусловия с повышенной влажностью и турбулентностью. Техническим результатом, достигаемым при использовании изобретения, является приближение условий обучения посадке на палубу корабля к реальным. Технический результат достигается тем, что в модель осветительной системы аэродрома для обучения посадке введены дальномер, соединенный с задатчиком категорий видимости, выходы которого соединены с вычислителем запрета посадки и индикатором запрета посадки, фотометр, N вычислителей яркости источников света, N блоков измерения метеорологической дальности видимости для каждого спектрального диапазона, измеритель коэффициента яркости моря, измеритель турбулентности атмосферы, компаратор цвета, спектроанализатор, блок извлечения квадратного корня, сумматоры, полупрозрачные отражатели, следящие приводы рамок, светофильтров и диафрагм, а платформа снабжена связанными с задатчиками дифферента и крена корабля приводами, при этом задатчик категорий видимости, соединенный с вычислителем запрета посадки и первым входом второго сумматора, подключен к первым входам N первых сумматоров, вторые их входы соединены с N блоками определения метеорологической дальности видимости, третьи их входы соединены с выходами измерителя коэффициента поглощения атмосферы, выходы N первых сумматоров последовательно через N блоков деления соединены с первым входами вычислителей яркости источников света различного спектрального диапазона, выходы которых соединены со следящими приводами диафрагм N источников света, а вторые входы вычислителей соединены с третьими сумматорами, первые входы которых соединены с измерителем коэффициента яркости моря, вторые с фотометром, третьи с компаратором цвета, другие выходы которых соединены со следящими приводами фильтров переменной плотности различных спектральных диапазонов источников света, а входы оптически сопряжены через полупрозрачные отражатели и диафрагмы с источниками света, второй вход второго сумматора связан через блок извлечения квадратного корня с измерителем турбулентности, а выход второго сумматора связан с первым входом спектроанализатора, второй вход которого связан с датчиком дифферента корабля, а выход со следящими приводами рамок, в которых находятся следящие диафрагмы N источников света. На фиг. 1 изображена общая схема модели осветительной системы аэродрома для обучения посадке; на фиг. 2 спектроанализатор; на фиг. 3 гидрофотометр измеритель коэффициента яркости моря; на фиг. 4 скаттерометр для измерения коэффициентов поглощения во влажной атмосфере; на фиг. 5 измеритель рассеяния турбулентной атмосферы; на фиг. 6 спектроанализатор возмущений. Устройство для обучения посадке на палубу корабля содержит блок 1 пяти указательных огней красного постоянного и импульсного света, желтого и зеленого, а также огня запрета, источник 2 света "запрета посадки", N источников 3 света различного спектрального состава, следящий привод 4 для рамки, следящий привод 5 для светофильтра, следящий привод 6 для диафрагмы, компаратор 7 цвета для N источников света, датчик 8 крена судна, сервопривод 9, датчик 10 дифферента корабля, спектроанализатор 11, измеритель 12 турбулентности атмосферы, блок 13 извлечения квадратного корня, первый сумматор 14, фотометр 15, второй сумматор 16, измеритель 17 коэффициента яркости моря (гидрофотометр), вычислитель 18 силы (яркости) различных спектральных составов (красного, желтого и зеленого света), вычислить 19 силы красного импульсного света, N блока 20 деления, третий сумматор 21, N измерителей 22 метеорологической дальности видимости (прозрачности) для различного спектрального состава (желтого, зеленого и красного света), скаттерометр 23, дальномер 24, задатчик 25 категорий видимости, вычислитель 26 запрета посадки, ЛА 27, усилители 28, источник 29 света с отражателем, полупрозрачные отражатели 30, светофильтр 31, линзу 32, диафрагму 33, фотоэлементы 34, защитное стекло 35, диафрагму 36, серый светофильтр 37, вращающееся зеркало 38, электропривод 39 зеркала, диафрагму 40, защитное стекло 41, линзу 42, полупрозрачные зеркала 43 и 44, светофильтр 45 красного цвета, линзу 46, фотоэлемент 47, светофильтр 48 зеленого цвета, линзу 49, фотоэлемент 50, светофильтр 51 желтого цвета, линзу 52, фотоэлемент 53, серый светофильтр 54, полупрозрачное зеркало 55, диафрагму 56, защитное стекло 57, светоизлучающие когерентные светодиоды, линзу 59, волоконные световоды 60, линзу 61, светофильтры 62, 63 и 64 различного спектрального состава красного, желтого и зеленого цвета, линзу 65, интерференционные светофильтры 66, 67 и 68, светодиоды 69, 70 и 71 приемники лучистой энергии, синхронизированный пиковый детектор 72, фильтр 73, гелий-неоновый лазер 74, телескопическую систему 75, 76, коллиматорную линзу 77, щель 78, интерференционный фильтр 79, фотоэлектронный умножитель 80, сглаживающий фильтр 81, анализирующий фильтр 82, детектор 83, сглаживающий фильтр 84, сумматор 85, усилители 86 с переменными коэффициентами усиления, сумматор 87, формирующий фильтр 88, генератор 89 "белого шума". Задатчик 25 категорий видимости (фиг. 1) соединен с вычислителем 26 запрета посадки и подключен к сумматорам 21 и далее последовательно соединен с блоками 20 деления и вычислителями 18 желтого, зеленого и красного света, соединенными с вычислителем 19 проблескового света, к сумматорам 21 подключены измерители 22 метеорологической дальности видимости соответствующих каналов, вторые входы сумматоров соединены с выходом скаттерометра 23, а измеритель 17 коэффициента яркости моря и фотометр 15 через сумматор 16 соединены с вычислителями 18 силы света указанных каналов, спектроанализатор 11 через сумматор 14 и блок 13 извлечения квадратного корня соединен с измерителем 12 турбулентности атмосферы и датчиком 10 дифферента корабля, а выход его соединен с дополнительными входами регуляторов источников 3 света. Модель осветительной системы аэродрома работает следующим образом. С помощью дальномера 24 (например, РЛС или оптического, измеряется расстояние Lс до летящего самолета, которое подается на задатчик 25 категорий видимости, в котором происходят установка L и сравнение Lc >> L, если Lc < L, то выдается команда "Запрет" на источник 2 света "запрета посадки". Задатчик 25 категорий видимости соединен с сумматорами 21, блоками 20 деления и вычислителями 18 силы света для различных спектральных составов. Метеорологическая дальность видимости Sм, т.е. видимость черных объектов, расположенных у линии видимого горизонта, в условиях однородного дневного освещения для глаза, способного различать объекты с разницей 2% в кажущейся яркости, связана с коэффициентом ослабления







Формула изобретения
МОДЕЛЬ ОСВЕТИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АЭРОДРОМА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПОСАДКЕ, содержащая N оптических каналов различных спектральных диапазонов с параллельными оптическими осями, каждый из которых образован установленными последовательно рефлектором, источником излучения с регулятором мощности, светофильтром, объективом и блендой, закрепленными на платформе, при этом часть источников излучения выполнены импульсными, а остальные постоянными, отличающаяся тем, что в нее введены дальномер, соединенный с задатчиком категорий видимости, выходы которого соединены с вычислителем запрета посадки и индикатором запрета посадки, фотометр, N вычислителей яркости источников света, N блоков измерения метеорологической дальности видимости для каждого спектрального диапазона, измеритель коэффициента рассеяния атмосферы, измеритель коэффициента яркости моря, измеритель турбулентности атмосферы, компаратор цвета, спектроанализатор, блок извлечения квадратного корня, сумматоры, полупрозрачные отражатели, следящие приводы рамок, светофильтров и диафрагм, а платформа снабжена связанными с задатчиками дифферента и крена корабля приводами, при этом задатчик категорий видимости, соединенный с вычислителем запрета посадки, и первым входом второго сумматора подключен к первым входам N первых сумматоров, вторые их входы соединены с N блоками определения метеорологической дальности видимости, третьи их входы соединены с выходами измерителя коэффициента поглощения атмосферы, выходы N первых сумматоров последовательно через N блоков деления соединены с первыми входами вычислителей яркости источников света различного спектрального диапазона, выходы которых соединены со следящими приводами диафрагм N источников света, а вторые входы вычислителей соединены с третьими сумматорами, первые входы которых соединены с измерителем коэффициента яркости моря, вторые с фотометром, третьи с компаратором цвета, выходы которого соединены со следящими приводами фильтров переменной плотности различных спектральных диапазонов источников света, а входы оптически сопряжены через полупрозрачные отражатели и диафрагмы с источниками света, второй вход второго сумматора связан через блок извлечения квадратного корня с измерителем турбулентности, а выход второго сумматора связан с первым входом спектроанализатора, второй вход которого связан с датчиком дифферента корабля, а выход со следящими приводами рамок, в которых находятся следящие диафрагмы N источников света.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6