Нашлемный визир пилота вертолета
Использование: объемное изображение под фюзеляжем вертолета с подвешенным грузом. Сущность изобретения: нашлемный визир пилота вертолета содержит блок с двумя объективами, оптические оси которых параллельны друг другу, закрепленный на днище вертолета, два волоконно-оптических жгута и блок с двумя окулярами, оптические оси которых параллельны друг другу, блок окуляров закреплен на верхней части шлема пилота так, что оптические оси окуляров лежат в плоскости, проходящей через центры зрачков глаз пилота под углом к горизонтальной плоскости визирования и над ней. 2 ил.
Изобретение относится к оптическим приборам наблюдения и может быть использовано в тех случаях, когда входная часть наблюдательного прибора расположена на значительном удалении от наблюдателя, например для наблюдения пилотом из кабины пространства под кабиной вертолета.
Известен волоконно-оптический визир [1] содержащий объектив, электронно-оптический преобразователь (ЭОП), волоконно-оптический жгут с регулярной укладкой волокон и окуляр. Объектив и ЭОП находятся снаружи кабины вертолета и с помощью поворотного устройства могут принимать излучение от разных участков объектов под кабиной. Изображение, сформированное на входном торце волоконно-оптического жгута, передается на его выходной торец, который выведен в кабину пилота и закреплен перед его головой. На выходном торце жгута смонтирован окуляр. Пилот наклоняется к окуляру и наблюдает изображение объектов под кабиной вертолета. Недостатком известного волоконно-оптического визира является то, что пилоту приходится отвлекаться от наблюдения за показаниями пpиборов в кабине в тот момент, когда он прижимается глазом к окуляру визира, что сильно снижает безопасность вождения вертолета. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является устройство для передачи и комбинирования изображений визир [2] содержащий объектив, в плоскости изображения которого закреплен входной торец волоконно-оптического жгута, выходной торец которого совмещен с плоскостью предметов окуляра. Окуляр закреплен на шлеме пилота, а изображение проецируется в глаз пилота с помощью полупрозрачного зеркала, установленного перед глазом. Пилот в этом случае наблюдает одновременно кабинное пространство с показаниями приборов и информацию, передаваемую визиром. Недостатком такого построения визирного устройства является уменьшение точности установки груза в заданную точку на внешней подвеске вертолета управляемыми перемещениями вертолета и нарушение безопасности пилотирования вследствие того, что два независимых изображения смешиваются и мешают друг другу. Целью изобретения является повышение точности установки грузов в заданную точку управляемыми перемещениями вертолета и повышение безопасности выполнения этой операции. Поставленная цель достигается тем, что в нашлемном стереоскопическом волоконно-оптическом визире пилота вертолета, содержащем блок с двумя объективами, оптические оси которых параллельны друг другу, закрепленный на днище вертолета, два волоконно-оптических жгута и блок с двумя окулярами, оптические оси которых параллельны друг другу, причем входной торец каждого волоконно-оптического жгута совмещен с плоскостью изображения соответствующего объектива, а выходной торец с плоскостью предметов соответствующего окуляра, блок окуляров закреплен на верхней части шлема пилота так, что оптические оси окуляров лежат в плоскости, проходящей через центры зрачков глаз пилота под углом к горизонтальной плоскости визирования и над ней, причем удаление окуляров от глаз выбирается из условия беспрепятственного прохождения лучей от нижней полусферы кабинного пространства, а конструкция окуляров определяется из условия прохождения через них излучения, попадающего в объективы от нижней полусферы под фюзеляжем вертолета. На фиг.1 показана принципиальная схема нашлемного стереоскопического волоконно-оптического визира пилота вертолета; на фиг.2 диаграмма поля обзора пилота вертолета, использующего нашлемный стереоскопический волоконно-оптический визир. Нашлемный стереоскопический волоконно-оптический визир пилота вертолета содержит блок 1 (фиг.1) с объективами 2 и 3, оптические оси которых параллельны друг другу. Блок 1 закреплен на днище вертолета 4. Волоконно-оптические жгуты 5 и 6 входными торцами закреплены в плоскостях изображения соответствующих объективов 2 и 3, а выходными торцами в плоскостях предметов соответствующих окуляров 8 и 9 блока окуляров 7, который закреплен на верхней части шлема 10 пилота вертолета. Блок окуляров 7 закреплен таким образом, что оптические оси окуляров лежат в плоскости, проходящей через центры зрачков глаз пилота под углом
Формула изобретения
НАШЛЕМНЫЙ ВИЗИР ПИЛОТА ВЕРТОЛЕТА, содержащий оптический канал, включающий в себя оптически связанные объектив, волоконно-оптический жгут и окуляр, установленный на удалении от шлема пилота, отличающийся тем, что введен второй оптический канал, включающий в себя оптически связанные объектив, волоконно-оптический жгут и окуляр, установленный на удалении от шлема пилота, а также первый блок для закрепления под фюзеляжем вертолета и второй блок, причем объективы, оптические оси которых параллельны друг другу, расположены в первом блоке, а окуляры во втором блоке, закрепленном на верхней части шлема пилота, оптические оси которых параллельны друг другу, лежат в плоскости, расположенной под углом к горизонтальной плоскости визирования и над ней, и обращены выходными зрачками к шлему пилота.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2