Роторный порционер
Изобретение относится к авиации, а именно к топливным системам самолетов, и служит для обеспечения перекачки топлива из периферийных баков в расходный бак в заданной пропорции. Цель изобретения повышение эффективности путем увеличения крутящего момента на валу со стороны насоса с большим напором топлива. Для этого устройство, содержащее установленные на общем валу 16 ротора лопатки 18, 20, размещенные в магистралях перекачки топлива из периферийных баков в расходный бак, снабжено статором, выполненным в виде лопаток 19 и 20, установленных на входе в лопатки 17 и 18 ротора, при этом лопатки 20 выполнены поворотными и кинематически связаны со штоком сильфона механизма регулировки давления в выходных патрубках 14 и 15, которые снабжены жиклерами 39 и 40, поддерживающими заданную пропорциональность расходов перекачиваемого топлива. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к авиации, а именно к топливным системам самолетов, и служит для обеспечения одновременной перекачки топлива из периферийных баков в расходный бак в заданной пропорции с целью поддержания центра тяжести топлива в определенной точке.
Известен объемный порционер, содержащий шестеренные устройства, два узла которых выполняют порционирующую функцию, а два функцию гидромоторов для привода порционирующих узлов [1] Однако это устройство требует высокой точности выполнения шестеренных пар в корпусах, поскольку перетекание топлива в зазорах существенно нарушает точность порционирования расходов топлива. Малые же размеры зазоров вызывают опасность заклинения роторов даже при незначительно загрязненном топливе. Известен порционер, состоящий из двух крыльчаток с лопастями, сидящими на общем валу [2] В этом порционере две крыльчатки на общем валу представляют собой мерительные механизмы одинаковой конструкции и размеров, причем каждая из них включена в свою магистраль перекачки. При равенстве напоров в магистралях перекачки они пропускают одинаковые количества топлива. Если напор в одной из магистралей перекачки больше, чем в другой, то крыльчатка этой магистрали работает как турбина, отдавая часть мощности второй крыльчатке, работающей при этом как насос. Это приводит к выравниванию расходов топлива. Однако в порционере не обеспечивается достаточная передача мощности от одной крыльчатки к другой, что приводит лишь к частичному выравниванию расходов топлива. Кроме того, отсутствует обратная связь. По этой причине автомат нечувствителен к результату регулирования, что отрицательно сказывается на исправлении допущенных погрешностей. Целью изобретения является повышение эффективности путем увеличения крутящего момента на валу со стороны насоса с большим напором топлива. Цель достигается тем, что известный порционер, содержащий корпус с входными и выходными патрубками, ротор, выполненный в виде смонтированного в корпусе вала с установленными в его концевых частях лопатками, размещенными в магистралях перекачки топлива из периферийных баков в расходный бак, снабжен механизмом регулировки давления в выходных патрубках, выполненным в виде камеры с размещенным в ней сильфоном со штоком, а на внутренней поверхности корпуса перед лопатками ротора закреплены образующие статор лопатки, которые с одной стороны ротора выполнены поворотными и кинематически связанными со штоком сильфона. С целью поддержания заданной пропорциональности расходов перекачиваемого топлива выходные патрубки снабжены жиклерами. На фиг. 1 показано размещение агрегатов в топливной системе; на фиг. 2 порционер, вид сбоку; на фиг. 3 то же, вид спереди; на фиг. 4 то же, вид сверху; на фиг. 5 сечение А-А на фиг. 2. Роторный порционер 1 (фиг. 1) устанавливается в расходном баке 2 топливной системы, имеющей два периферийных бака 3 и 4. Расходный бак 2 оборудован подкачивающим насосом 5 с трубопроводом 6 подачи топлива к двигателю (не показан). Баки 3 и 4 имеют перекачивающие насосы 7 и 8, соединенные с порционером 1 трубопроводами 9 и 10. Порционер 1 монтируется в корпусе 11 (фиг. 2, 3 и 4), имеющем входные 12 и 13 и выходные 14 и 15 патрубки. Внутри корпуса 11 установлен вращающийся вал 16, на котором жестко закреплены лопатки 17 и 18. Это устройство является ротором порционера. Справа (фиг. 2) в корпусе 11 закреплены неподвижные лопатки 19 статора, а слева его поворотные лопатки 20, смонтированные на цапфах 21, снабженных поводками 22. Снаружи корпуса 11 монтируется с возможностью поворота кольцо 23 с вырезами под поводки 22. На кольце 23 имеется выступ с выемкой 24, в которую входит рычаг 25, установленный на оси 26. Второй конец рычага 25 соединен с цапфой 27, выполненной на законцовке 28 штока 29. Шток 29 через герметичное подвижное уплотнение 30 введен в камеру 31 механизма регулировки давления в выходных патрубках (механизм управления), снабженную сильфоном 32. Сам механизм управления имеет крышку и закреплен на корпусе 11. Шток 29 жестко соединен с сильфоном 32. Камера 31 через штуцер 33, трубку 34 и штуцер 35 соединена с выходным патрубком 14, а полость сильфона 32 через штуцер 36, трубку 37 и штуцер 38 с выходным патрубком 15. В конце патрубков 14 и 15 размещены регулировочные жиклеры 39 и 40, зафиксированные посредством пружинных колец 41 и 42. На корпусе 11 имеются винты 43 для ограничения хода и регулировки поворота лопаток 20 в пределах угла




Формула изобретения
1. РОТОРНЫЙ ПОРЦИОНЕР, содержащий корпус с входными и выходными патрубками, ротор, выполненный в виде смонтированного в корпусе вала с установленными в его концевых частях лопатками, размещенными в магистралях перекачки топлива из периферийных баков в расходный бак, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем увеличения крутящего момента на валу со стороны насоса с большим напором топлива, он снабжен механизмом регулировки давления в выходных патрубках, выполненным в виде камеры с размещенным в ней сильфоном со штоком, а на внутренней поверхности корпуса перед лопатками ротора закреплены образующие статор лопатки, которые с одной стороны ротора выполнены поворотными и кинематически связанными со штоком сильфона. 2. Порционер по п.1, отличающийся тем, что, с целью поддержания заданной пропорциональности расходов перекачиваемого топлива, выходные патрубки снабжены жиклерами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5