Способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для его осуществления
Использование: в двигателестроении, в частности системах защиты газотурбинного двигателя от помпажа. Сущность изобретения: дополнительно измеряют давление воздуха за первой группой ступеней компрессора и давление газа на срезе реактивного сопла и формируют сигналы наличия помпажа в случае превышения порогового значения скоростью изменения суммы значений давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и давления газа на срезе реактивного сопла или в случае превышения порогового значения скоростью изменения значения давления воздуха за компрессором, а также формируют сигналы на клапан отсечки топлива для ликвидации глубокого помпажа в случае одновременного превышения порогового значения скоростью изменения суммы значений давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и давления газа на срезе реактивного сопла и превышения порогового значения скоростью изменения задержанного значения давления воздуха за компрессором. Устройство, реализующее способ, дополнительно содержит датчики давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и газа на срезе реактивного сопла, сумматор и второй дифференциатор. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах защиты газотурбинных двигателей от помпажа.
Известны способ защиты турбокомпрессора от помпажа и устройство для его осуществления. Способ осуществляется путем измерения давления воздуха за компрессором и использования в качестве первого параметра защиты, определения скорости его изменения, сравнения с пороговым значением и задержки сигнала, измерения второго параметра турбокомпрессора, определения скорости его изменения, сравнения с пороговым значением и формирования сигнала на клапан отсечки топлива в случае одновременного поступления сигналов, соответствующих первому и второму параметрам турбокомпрессора. Известное устройство содержит датчик давления воздуха за компрессором, связанный через первый дифференциатор с первым пороговым элементом, первый выход которого через элемент задержки соединен с первым входом связанного с клапаном отсечки топлива элемента И, к второму входу которого подсоединен первый выход второго порогового элемента, вход которого соединен с выходом второго дифференциатора. Недостатками способа и устройства является низкая надежность распознавания помпажа. Целью изобретения является повышение надежности распознавания помпажа. Это достигается способом защиты турбокомпрессора от помпажа путем измерения давления воздуха за компрессором и давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и подачи сигнала на ленту перепуска воздуха за компрессором, в котором измеряют давление газа на срезе реактивного сопла и формируют сигналы наличия помпажа в случае превышения порогового значения скоростью изменения суммы значений давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и давления газа, на срезе реактивного сопла или в случае превышения порогового значения скоростью изменения значения давления воздуха за компрессором, а также формируют сигналы на клапан отсечки топлива для ликвидации глубокого помпажа в случае одновременного превышения порогового значения скоростью изменения суммы значений давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и давления газа на срезе реактивного сопла и превышения порогового значения скоростью изменения задержанного значения давления воздуха за компрессором. Поставленная цель достигается устройством, осуществляющим вышеуказанный способ, содержащим датчик давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и последовательно соединенный с ним сумматор, датчик давления воздуха за компрессором и первое пороговое устройство, в которое введены второй дифференциатор и последовательно соединенные с ним второе пороговое устройство и схема И, выход которой связан с клапаном отсечки топлива, датчик давления газа на срезе реактивного сопла, выход которого связан с вторым входом сумматора, выход которого связан с входом второго дифференциатора, первый дифференциатор, выход которого связан с входом первого порогового устройства, а вход с выходом датчика давления воздуха за компрессором, а также схема ИЛИ и элемент задержки, выход которого связан с вторым входом схемы И, а вход с выходом первого порогового устройства, и с первым входом схемы ИЛИ, причем второй вход схемы ИЛИ связан с выходом второго порогового устройства. На фиг. 1 и 2 представлены структурная схема устройства, осуществляющего данный способ, и его графики. Устройство содержит датчик 1 давления воздуха за первой группой ступеней компрессора Р2(I), датчик 2 давления газа на срезе реактивного сопла (р/с) Рс, датчик 3 давления воздуха за компрессором Р2, сумматор 4; первый дифференциатор 5, второй дифференциатор 6, первое пороговое устройство 7, второе пороговое устройство 8, схему 9 ИЛИ, элемент 10 задержки, схему И 11. Причем датчик давления воздуха за компрессором Р2 3 последовательно связан с первым дифференциатором 5, первым пороговым устройством 7, элементом задержки 10 и схемой И 11, выход которого связан с клапаном отсечки топлива. Датчик давления воздуха за первой группой ступеней компрессора Р2(I) 1 последовательно связан с сумматором 4, вторым дифференциатором 6, вторым пороговым устройством 8 и схемой ИЛИ 9. Выход датчика давления газа на срезе реактивного сопла Рс 2 связан с вторым входом сумматора 4. Второй выход первого порогового устройства 7 связан с вторым входом схемы ИЛИ 9, а выход второго порогового устройства 8 с вторым входом схемы И 11. Способ осуществляется следующим образом. Сумматор 4 суммирует значения сигналов, поступающих с выходов датчика давления воздуха за первой группой ступеней компрессора и датчика давления газа на срезе реактивного сопла Рс 2. Далее этот сигнал поступает во второй дифференциатор 6, который дифференцирует его значение. Во втором пороговом устройстве 8 производится сравнение его порогового значения с сигналом, поступающим с выхода второго дифференциатора 6, при превышении которого выдаются сигналы на схемы ИЛИ 9 и схему И 11. Одновременно первый дифференциатор 5 дифференцирует значения сигнала, поступающего с выхода датчика давления воздуха за компрессором Р2 3. В первом пороговом устройстве 7 производится сравнение его порогового значения с сигналом, поступающим с выхода первого дифференциатора 5, при превышении которого выдаются сигналы на схему ИЛИ 9 и элемент задержки 10, с выхода которого выдается сигнал на схему И 11. Если на входе схемы ИЛИ 9 появится хотя бы один сигнал, то с ее выхода выдается сигнал на ленту перепуска воздуха за компрессором для устранения помпажного срыва. Если на обоих входах схемы И 11 появляются синалы, то с ее выхода выдается сигнал на клапан отсечки топлива для ликвидации глубокого помпажа. Эффект распознавания помпажа заключается в вычислении и контроле тяги двигателя (в виде суммы параметров Р2(I) и Рс) и одновременном контроле "задержанного" значения сигнала Р2, так как изменение последнего более значительно, чем остальных параметров. Причем с порогом сравнивается скорость изменения Р2, исключая вероятность ложного срабатывания (возможные малые колебания давления, которые всегда имеют место) о помпажных явлениях. Одним из важных параметров авиадвигателя является его тяга R. Очевидно, что при появлении помпажных процессов тяга R будет значительно уменьшаться, поэтому ее можно использовать в качестве критерия устойчивости. Известно, что составляющей величины тяги R является полный импульс потока Ic=GcCc+G2(I)C2(I), где Сс, С2(I) скорости потока соответственно на срезе реактивного сопла и за первой группой ступеней компрессора (этим самым учитывается один из наиважнейших выводов о том, что в процессе появления и развития помпажа основную роль играет обмен энергией между группами ступеней компрессора); Gc, Gc(I) массовый расход газа в реактивном сопле, массовый расход воздуха за первой группой ступеней компрессора. После преобразования массовых расходов Gc= Qc





























Ic=


Сравнение его и Р2 с порогами позволяют создать изобретение, т.е. Р2




Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2