Датчик детонации
Использование: для работы в системах гашения детонации двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: датчик детонации содержит заключенные без зазора в электроизоляционный корпус 1 основание 2 и крепежный элемент 8. Основание 2 выполнено в виде втулки с фланцем 3, на котором последовательно снизу вверх установлены пьезоэлемент 4 с токосъемником 5 на нижней плоскости, инерционная масса 6 и пружина 7. Нижний край пружины 7 установлен на верхней плоскости инерционной массы 6. На корпусе 1 сформирован электрический соединитель 9, содержащий два токовывода 10, 11. Первый токовывод 10 соединен с токосъемником 5. Между токовыводами 10, 11 введена электроизоляционная распорная втулка 12, охватывающая пьезоэлемент 4, инерционную массу 6 и пружину 7. Инерционная масса 6 и пружина 7 выполнены электропроводными. Второй токовывод 11 размещен между верхним краем пружины 7 и крепежным элементом 8. Пьезоэлемент 4 охвачен первым токовыводом 10. Пружина 7 выполнена тарельчатой и установлена основанием меньшего диаметра на инерционной массе 6. Второй токовывод 11 и пружина 7 выполнены за одно целое. Корпус 1 выполнен из реактопластов. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к контролю вибрации двигателя внутреннего сгорания, а именно к датчикам детонации, применяемым в системах гашения детонации двигателей внутреннего сгорания.
Наиболее важными характеристиками датчиков детонации является ширина полосы пропускания частоты (ширина рабочего частотного диапазона) и равномерность амплитудно-частотной характеристики, обеспечивающие возможность одновременного применения одного типа датчика для различных двигателей независимо от размеров камеры сгорания и температуры смеси. В результате анализа существующего изобретательского уровня установлено, что в практике автомобилестроения известны различные типы широкополосных датчиков детонации. Наиболее характерным представителем является датчик фирмы "ВОSCH" (Германия) с полосой пропускания до 10 кГц и неравномерностью амплитудно-частотной характеристики не более 2 дБ. Ширина полосы пропускания датчиков детонации широкополосного типа зависит от величины нижней резонансной частоты. Чем выше значение нижней резонансной частоты, тем шире рабочий частотный диапазон. Однако проектирование таких датчиков детонации сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, для обеспечения устойчивой работы электронного блока системы гашения детонации двигателя необходим достаточно высокий уровень сигнала датчика. Коэффициент преобразования ускорения в электрическое напряжение, например, датчика детонации фирмы "ВОSCH" составляет (25-30) мВ/g. С другой стороны, для обеспечения широкого рабочего частотного диапазона требуется высокое значение нижней резонансной частоты (для вышеприведенного датчика (20-28) кГц). Сама постановка такой задачи является противоречивой, поскольку коэффициент преобразования ускорения обратно пропорционален квадрату резонансной частоты. Во-вторых, тенденция увеличения плотности компоновки элементов двигателя и в этой связи необходимость уменьшения габаритов датчика детонации предопределяет рациональный выбор не только его механической схемы, но и элементов конструкции. Решение поставленной проблемы усложняется еще и тем, что соединитель датчика и его токовыводы должны быть стандартными, а наименьший типоразмер (сечение) токовыводов, допускаемый в автомобильной промышленности, составляет 2,8х0,8 мм. По этой причине пропорциональное уменьшение размеров элементов датчика до размеров токовыводов и менее не приводит к существенному снижению габаритов из-за относительной большой доли корпуса и соединителя, токовыводов. К тому же достаточно массивный соединитель имеет собственный pезонанс, ухудшающий неравномерность амплитудно- частотной характеристики датчика в результате передачи деформаций соединителя пьезоэлементу через токовыводы и прилегающий корпус. При этом наибольшее влияние на уровень помехи от резонанса соединителя оказывает участок корпуса и токовывода, непосредственно примыкающие к пьезоэлементу, так как именно в этой зоне сосредоточены наибольшие деформации (механические напряжения). С целью уменьшения помехи такого рода необходимо по-возможности уменьшить деформации корпуса и токовыводов путем увеличения их жесткости и плотного закрепления. В-третьих, помимо вышеуказанных требований датчик детонации должен быть простым, технологичным и дешевым. При этом особые требования предъявляются к технологичности конструкции. Эта проблема, в первую очередь, связана с обеспечением широкого рабочего частотного диапазона, поскольку наибольшее влияние на нижнюю резонансную частоту оказывает качество торцевых поверхностей сопрягаемых деталей. К сопрягаемым элементам, определяющим продольную жесткость конструкции, предъявляются весьма высокие требования по неплоскостности и шероховатости, что существенно снижает технологичность и ведет к удорожанию продукции. Известен датчик детонации широкополосного типа [1] включающий заключенные без зазора в корпусе из пластмассы основание, на котором последовательно снизу вверх установлены пьезоэлементы с токосъемниками на нижней и верхней плоскости, инерционная масса и пружина. На корпусе сверху сформирован электрический соединитель, содержащий два токовывода, соединенные с токосъемниками. Токосъемники электрически изолированы от основания и инерционной массы с помощью двух электроизоляционных прокладок, размещенных (одна) между нижними токосъемником и основанием и между верхним токосъемником и инерционной массой (другая). Однако такая конструкция обладает существенными недостатками. 1) Влияние массы сочлененного соединителя с ответной частью на коэффициент преобразования ускорения в электрическое напряжение и на нижнюю резонансную частоту. При этом увеличение коэффициента преобразования и уменьшение резонансной частоты вносит случайный характер (зависит от физико-механических свойств материала корпуса, его адгезии к инерционной массе и пружине, геометрических размеров, температуры и т.д.). Действию массы сочлененного соединителя препятствует лишь цилиндрическая оболочка корпуса, которая, безусловно не обеспечивает эффективного уменьшения "паразитного" влияния из-за ограниченной жесткости отмеченного участка корпуса. К тому же жесткость цилиндрической оболочки корпуса принципиально не может быть выше жесткости пьезоэлемента, поскольку в этом случае существенно уменьшается коэффициент преобразования ускорения в электрическое напряжение, обратно пропорциональный при прочих равных условиях сумме жесткостей пьезоэлемента и корпуса. 2) Относительно большое число сопрягаемых деталей, от состояния торцевых поверхностей и жесткостей которых зависит значение нижней резонансной частоты: основание, две электроизоляционные прокладки, два токосъемникаа, пьезоэлемент, инерционная масса. При прочих равных условиях при таком количестве сопрягаемых деталей весьма сложно в массовом производстве обеспечить высокие и стабильные значения нижней резонансной частоты и соответственно, ширины рабочего частотного диапазона. 3) Влияние температуры на характеристики датчика из-за существенной разницы температурных коэффициентов линейного и объемного расширения материалов корпуса, пьезоэлемента и инерционной массы. При резком изменении температуры деформация корпуса, непосредственно соприкасающегося с деталями датчика, передается пьезоэлементу и может вызвать "ложный" сигнал, переводит работу датчика в другой режим (напряженно-механическое состояние). 4) Влияние направления ускорения на амплитуду сигнала датчика. При действии ускорения в направлении от основания внутрь датчика коническая поверхность пружины, обращенная к корпусу, и часть торцевой поверхности инерционной массы, непосредственно соприкасающаяся с корпусом, отрывается от корпуса и образует зазор. Причем амплитуда сигнала максимальна и не зависит от жесткости цилиндрической части корпуса. При действии же ускорения в обратном направлении пружина и инерционная масса упираются в корпус и деформируют его. Сигнал уменьшается на величину, пропорциональную соотношению жесткостей цилиндрической части корпуса и пьезоэлемента. Разница амплитуд сигналов носит случайный характер и зависит от физико-механических свойств материала корпуса, размеров, температуры и т.д. 5) ограниченный выбор пластмассы для корпуса, поскольку для данной конструкции необходим материал с минимальным давлением при формовании корпуса (литье, прессование и т. п.) для исключения изгиба, деформаций (вплоть до разрыва) токосъемников, которые в практическом большинстве изготавливаются из ленты или фольги. Применение же пластмасс с высоким давлением при прессовании корпуса (например, реактопластов, содержащих в качестве компонента стекловолокна) и листовых токосъемников (например, толщиной 0,8 мм) ведет к усложнению технологии и к снижению нижней резонансной частоты, так как плоские детали из листа в процессе их изготовления подвержены короблению и изгибу и требуют доработки поверхностей перед установкой в сборку датчика. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является датчик детонации [2] включающий заключенные без зазора в электроизоляционный корпус основание, выполненное в виде втулки с фланцем, на котором последовательно снизу вверх установлены пьезоэлементы с токосъемниками, инерционная масса, пружина и гайка, обеспечивающая поджатие деталей датчика. На корпусе сбоку сформирован соединитель, содержащий два токовывода, соединенные с токосъемниками. Токосъемники электрически изолированы от основания и инерционной массы с помощью двух электроизоляционных прокладок, размещенных (одна) между нижним токосъемником и основанием и между верхним токосъемником и инерционной массой (другая). Пружина выполнена тарельчатой и установлена на инерционную массу основанием большего диаметра. Корпус изготовлен из термопласта с минимальным давлением при формовании, а токосъемники из ленты. Этот датчик является прототипом. Такая конструкция датчика детонации по сравнению с датчиком [1] подвержена меньшему влиянию сочлененного соединителя на характеристики за счет бокового соединителя проста и технологична, обладает хорошей механической сбалансированностью. Однако непосредственное соприкосновение корпуса с пьезоэлементом, инерционной массой, пружиной и токосъемниками прежнее значительное число сопрягаемых деталей, от состояния торцевых поверхностей и жесткости которых зависит значение нижней резонансной частоты, не исключает всех недостатков, присущих датчику детонации [1] Цель изобретения расширение рабочего частотного диапазона, повышение равномерности амплитудно-частотной характеристики, устранение влияния перепада температуры и направления ускорения на сигнал датчика детонации, повышение технологичности. Технический результат достигается тем, что в известном датчике детонации, включающем заключенные без зазора в электроизоляционный корпус основание и крепежное устройство, основание выполнено в виде втулки с фланцем, на котором последовательно снизу вверх установлены пьезоэлемент с токосъемником на нижней плоскости, инерционная масса и пружина, один край которой установлен на верхней плоскости инерционной массы, а на корпусе сформирован электрический соединитель, содержащий два токовывода, первый токовывод соединен с токосъемником, между токовыводами введена электроизоляционная распорная втулка, охватывающая пьезоэлемент, инерционную массу и пружину, инерционная масса и пружина выполнены электропроводными, второй токовывод размещен между верхним краем пружины и крепежным устройством, пьезоэлемент охвачен первым токовыводом, пружина выполнена тарельчатой и установлена основанием меньшего диаметра на инерционную массу, второй токовывод и пружина выполнены за одно целое, а корпус выполнен из реактопластов. Расширение рабочего частотного диапазона и повышение равномерности амплитудно-частотной характеристики достигает- ся тем, что введением электроизоляционной распорной втулки устраняется непосредственное воздействие на пьезоэлемент, инерционную массу и пружину распределенной массы корпуса и соединителя, размещением второго токовывода между верхним краем пружины и крепежным устройством и выполнением инерционной массы и пружины электропроводными уменьшается число сопрягаемых деталей, снижающих нижнюю резонансную частоту, установкой тарельчатой пружины на инерционную массу основанием меньшего диаметра уменьшается влияние резонанса второго токовывода на амплитудно-частотную характеристику, а выполнением корпуса из реактопластов увеличивается его жесткость, что также способствует уменьшению влияния массы корпуса и соединителя на нижнюю резонансную частоту. Устранение влияние перепада температуры обеспечивается тем, что введенная электроизоляционная распорная втулка исключает воздействие деформаций корпуса, обусловленных различием температурных коэффициентов линейного и объемного расширения материалов корпуса и заключенных в нем деталей, и дополнительно (помимо корпуса) препятствует теплопередаче к пьезоэлементу. Влияние направления ускорения устраняется также электроизоляционной распорной втулкой, обеспечивающей свободу перемещения инерционной массы и нижнего края пружины в направлении от фланца основания внутрь датчика. Повышение технологичности обеспечивается тем, что введенная электроизоляционная втулка и размещение второго токовывода между верхним краем пружины и крепежным устройством позволяет снизить требования к качеству торцевых поверхностей токовыводов (плоскостности и шероховатости) и исключить дополнительную технологическую операцию их шлифовки, позволяет использовать токосъемники из ленты или фольги, а также пружины любого типа, резко снизить требования по стойкости к давлению при формовании, предъявляемые к пьезоэлементу и пружине, и соответственно снять ограничения по выбору как термопластов, так и реактопластов. Охватом первым токовыводом пьезоэлемента обеспечивается удобство сборки датчика, а выполнение второго токовывода и пружины за одно целое позволяет уменьшить число деталей датчика. Рассмотрим более подробно особенности совокупности отличительных признаков предлагаемого датчика детонации. На фиг. 1 показана конструктивная схема датчика детонации; на фиг.2 амплитудно-частотная характеристика предлагаемо- го датчика детонации и прототипа, где fн нижняя резонансная частота предлагаемого датчика;

Формула изобретения
1. ДАТЧИК ДЕТОНАЦИИ, содержащий заключенные без зазора в электроизоляционный корпус основание и крепежный элемент, основание выполнено в виде втулки с фланцем, на котором последовательно снизу вверх установлены пьезоэлемент с токосъемником на нижней плоскости, инерционная масса и пружина, а на корпусе сформирован электрический соединитель, содержащий два токовывода, причем первый токовывод соединен с токосъемником, отличающийся тем, что между токовыводами введена электроизоляционная распорная втулка, охватывающая пьезоэлемент, инерционную массу и пружину, инерционная масса и пружина выполнены электропроводными. 2. Датчик по п.1, отличающийся тем, что пьезоэлемент охвачен первым токовыводом, а второй токовывод размещен между верхним краем пружины и крепежным элементом. 3. Датчик по п.1, отличающийся тем, что пружина выполнена тарельчатой и установлена основанием меньшего диаметра на инерционной массе. 4. Датчик по п.1, отличающийся тем, что второй токовывод и пружина выполнены за одно целое, а второй край пружины размещен между распорной втулкой и крепежным элементом. 5. Датчик по п.1, отличающийся тем, что корпус выполнен из реактопластов.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2