Цифровая следящая система
Изобретение позволяет повысить быстродействие цифровой следящей системы, в которой в качестве исполнительного органа используется электродвигатель постоянного тока. При этом торможение электродвигателя осуществляется за счет ЭДС самоиндукции без перерегулирования и колебательных процессов в системе. В блоке 5 определения направления вращения и углового рассогласования происходит сравнение кодов управления от внешней ЭВМ и обратной связи с цифрового датчика 4. На выходах блока 5 происходит формирование сигнала разности поданных кодов, по знаку которого определяется направление вращения вала исполнительного электродвигателя 3, а также разностный код, по которому определяется момент включения режима торможения. В результате первый тормозящий импульс в системе формируется до совпадения кодов управления и обратной связи. 6 ил.
Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано в цифровых следящих системах управления электродвигателями и электроприводами постоянного тока.
Известно устройство, в котором управление цифровым электроприводом осуществляется от ЭВМ. Известна система управления цифровым приводом. К недостаткам данных устройств следует отнести наличие нескольких датчиков (положения и скорости) для обеспечения требуемого быстродействия и точности позиционирования. Известна также цифровая следящая система. Она частично свободна от указанных недостатков и обеспечивает требуемые динамические и точностные характеристики при использовании только цифрового датчика положения. Известная цифровая следящая система содержит первое корректирующее устройство, блок задания скорости, формирователь импульсов скорости, второе корректирующее устройство, устройство выборки групп ключей мостового инвертора, мостовой инвертор, исполнительный электродвигатель, цифровой датчик узла, логическое устройство. Данная система наиболее близка по технической сущности к изобретению и принята за прототип. На первый информационный вход системы (третий вход первого корректирующего устройства) подается сигнал о направлении перемещения, который в случае отсутствия блокирующего сигнала с логического устройства поступает через первое корректирующее устройство на третий вход устройства выборки групп ключей и тем самым осуществляет выбор соответствующей группы ключей мостового инвертора и обеспечивает направление вращения вала электродвигателя в ту или иную сторону. На второй информационный вход системы (четвертый вход первого корректирующего устройства) подается сигнал о необходимом перемещении, на основании которого в первом корректирующем устройстве формируется значение номинальной скорости в виде двоичного параллельного кода, поступающего на вход блока задания скорости, и определяется момент достижения системой номинального значения скорости и переключения системы на режим торможения. Блок задания скорости предназначен для обеспечения постепенного достижения системой значения номинальной скорости и при торможении для обеспечения постепенного уменьшения скорости до нуля. Он выдает на вход формирователя импульсов скорости текущее значение скорости в виде параллельного двоичного кода. Формирователь формирует импульсы желаемой скорости в виде двоичного последовательного кода, частота которых является функцией текущего значения скорости, поступающие на первый вход второго корректирующего устройства, на второй вход которого поступают импульсы от логического устройства, который определяет величину скорости и направление перемещения. В момент несовпадения импульсов желаемой и реальной скорости второе корректирующее устройство обеспечивает соответствующее управление устройством выборки групп ключей и, следовательно, коммутацию ключей мостового инвертора в последовательности, обеспечивающей заданную точность позиционирования и требуемые динамические характеристики при управлении исполнительным двигателем. К недостатком данной системы управления следует отнести неполное использование динамических возможностей электропривода в части быстродействия, поскольку блок задания скорости обеспечивает постепенное достижение скорости при разгоне и постепенное снижение скорости до нуля при торможении. В энергетическом отношении подобный режим работы системы не является оптимальным, так как характеризуется повышенными потерями мощности. К недостаткам данной системы также можно отнести очевидную сложность реализации. Целью изобретения является повышение быстродействия. Цель достигается тем, что в цифровую следящую систему, содержащую устройство выборки групп ключей мостового инвертора, соединенное через мостовой инвертор с входом исполнительного электродвигателя, выход которого соединен с входом цифрового датчика угла, введены блок определения направления вращения и углового рассогласования, первый и второй блоки разрешения включения режима торможения, первый и второй элементы ИЛИ и блок периодического включения режима торможения, при этом выход цифрового датчика угла соединен с первым входом блока определения направления вращения и углового рассогласования, первый выход которого соединен одновременно с входами первого и второго блоков разрешения включения режима торможения, выходы которых через первый элемент ИЛИ соединены с входом блока периодического включения режима торможения, выход которого соединен с первым входом второго элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с вторым выходом блока определения направления вращения и углового рассогласования, а выход с первым входом устройства выборки групп ключей мостового инвертора, второй вход которого соединен с третьим выходом блока определения направления вращения и углового рассогласования, второй вход которого является информационным входом цифровой следящей системы. Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая система отличается наличием новых блоков: первого и второго блоков разрешения включения режима торможения, блока определения направления вращения и углового рассогласования, первого и второго элементов ИЛИ, блока периодического включения режима торможения. Таким образом, заявляемая система соответствует критерию изобретения "новизна". Сравнение заявляемой системы с другими техническими решениями показывает, что блок определения направления вращения и углового рассогласования, элементы ИЛИ известны. Однако при их введении в указанной связи с остальными элементами в цифровую следящую систему они проявляют новые свойства, что приводит к повышению быстродействия. Блоки разрешения включения режимов торможения и блок периодического включения режима торможения не известны. Это позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критерию "существенные отличия". На фиг.1 приведена функциональная схема цифровой следящей системы, где 1 устройство выборки групп ключей мостового инвертора 2, 3 исполнительный электродвигатель, 4 цифровой датчик угла, 5 блок определения направления вращения и углового рассогласования, 6 первый блок разрешения включения режима торможения, 7 второй блок разрешения включения режима торможения, 8 первый элемент ИЛИ, 9 блок периодического включения режима торможения, 10 второй элемент ИЛИ. Устройство 1 выборки групп ключей мостового инвертора 2 через мостовой инвертор соединено с входом исполнительного электродвигателя 3, выход которого через цифровой датчик 4 угла соединен с первым входом блока 5 определения направления вращения и углового рассогласования. Первый выход блока 5 соединен одновременно с входами первого 6 и второго 7 блоков разрешения включения режима торможения, выходы которых через первый элемент ИЛИ 8 соединен с входом блока 9 периодического включения режима торможения. Выход блока 9 соединен с первым входом второго элемента ИЛИ 10, второй вход которого соединен с вторым выходом блока 5 определения направления вращения и углового рассогласования, а выход с первым входом устройства 1 выборки групп ключей мостового инвертора. Второй вход устройства 1 соединен с третьим выходом блока 5 определения направления вращения и углового рассогласования, второй вход которого является информационным входом цифровой следящей системы. Работает предлагаемая следящая система следующим образом. На первый вход блока 5 поступает код с цифрового датчика 4 угла, на второй вход управляющий код от внешнего устройства. В результате работы блока 5 на его первом выходе выделяется разностный сигнал углового рассогласования в виде параллельного двоичного кода, на втором выходе сигнал о равенстве двух поданых кодов, на третьем выходе сигнал знака разности, который поступает на второй вход устройства 1 и по которому определяется направление вращения электродвигателя 3. При отсутствии сигнала включения режима торможения, поступающего с выхода второго элемента ИЛИ 10 на первый вход устройства 1, в последнем обеспечивается открывание той или иной диагонали мостового инвертора и тем самым максимально возможное нарастание скорости вращения электродвигателя до номинальной величины и его вращение в ту или иную сторону в зависимости от направления тока через его обмотку с максимально возможной скоростью. С выходным валом электродвигателя механически связан цифровой датчика 4 угла, информация с которого поступает в виде цифрового параллельного кода для сравнения в блок 5. Если разность входного и выходного кодов положительна и достигнет определенной величины, например единицы младшего разряда датчика 4, заранее заложенной в блок 6, то на его выходе появляется сигнал, который через элемент ИЛИ 8 поступает на блок 9 и запускает его (в исходный момент на выходе элемента ИЛИ 8 присутствует сигнал, блокирующий работу блока 9). В результате на первый вход элемента ИЛИ 10 поступает первый импульс включения режима торможения. На второй вход элемента ИЛИ 10 поступает сигнал включения режима торможения с второго выхода блока 5 только в том случае, если сравниваемые коды равны, т.е. если электродвигатель отработал заданный угол. Если рассогласование имеет место, то сигнал включения режима торможения снимается и не влияет на работу блоков 1 и 10. При поступлении импульса включения режима торможения, длительность которого выбирается в зависимости от максимальной скорости вращения электродвигателя и заранее закладывается в блоке 9 при изготовлении, в устройстве 1 обеспечивается коммутация групп ключей таким образом, чтобы переключить мостовой инвертор в режим форсированного (динамического) торможения, наиболее эффективный также в энергетическом отношении. По инерции электродвигатель продолжает вращаться, но убывание скорости от максимальной до нуля происходит за минимально возможное время. Если не включать заранее до совпадения кодов на входах блока 5 режима торможения, то за счет инерции электродвигатель может выйти из заданной зоны позиционирования в следующее положение датчика 4 угла, что ведет к резкому ухудшению динамических характеристик системы и значительным временным задержкам на возврат электродвигателя в заданное положение. Использование блоков 6, 7, 8 и 9 позволяет включать режим динамического торможения до совпадения кодов на входах блока 5 и тем самым обеспечить предварительное торможение электродвигателя перед его входом в заданную зону позиционирования. В этот момент на втором выходе блока 5 появляется сигнал о равенстве кодов, который через элемент ИЛИ 10 подтверждает режим динамического торможения для электродвигателя. Таким образом, полная остановка электродвигателя осуществляется в заданной зоне позиционирования и он удерживается в нем сигналом, сформированным на втором выходе блока 5, при этом на его первом выходе код рассогласования становится нулевым и по этому сигналу отключаются блоки 6, 7, 8 и 9. Сигнал с третьего выхода блока 5 не влияет на работу системы до тех пор, пока на ее информационный вход не будет подан новый код управления, с второго выхода блока 5 не будет снят блокирующий сигнал включения режима торможения. Если новый управляющий код такой, что разность между ним и кодом с датчика 4 угла отрицательна, то значение углового рассогласования в виде параллельного кода появляется на первом выходе блока 5, на втором его выходе снимается сигнал о равенстве кодов и, следовательно, с первого входа устройства 1 снимется сигнал включения режима торможения. Знак углового рассогласования с третьего выхода блока 5 поступает на второй вход устройства 1 включается другая диагональ мостового инвертора и на обмотку якоря электродвигателя подается полное напряжение питания обратного знака. В результате электродвигатель начинает вращаться в обратном направлении с максимальной скоростью. По мере вращения на первом выходе блока 5 происходит смена кодов углового рассогласования. Как только его величина достигает значения, записанного в блоке 7, на его выходе появляется сигнал, который через элемент ИЛИ 8 запускает блок 9 и на его выходе формируется импульс, поступающий через элемент ИЛИ 10 на первый вход устройства 1, включающего ту группу ключей мостового инвертора 2, которая обеспечивает форсированное торможение электродвигателя в течение промежутка времени, записанного в блоке 9. Если в течение этого времени электродвигатель по инерции вошел в заданную зону позиционирования, то в дальнейшем он удерживается в режиме динамического торможения сигналом с второго выхода блока 5, как было указано выше. При больших моментах на валу электродвигателя торможение и полная остановка могут закончиться до входа электродвигателя в заданную зону позиционирования, в этом случае по окончании импульса торможения, с выхода блока 9 формируются импульсы, в течение которых электродвигатель досылается в заданную зону. На первом входе устройства 1 снимается сигнал переключения в режим торможения на время, также зафиксированное в блоке 9, и электродвигатель продолжает вращение в том же направлении до достижения заданной зоны позиционирования. Если по окончании времени на досыл электродвигатель не отработал заданный угол, то блоком 9 периодически формируются импульсы, в течение которых электродвигатель последовательно досылается в заданную зону позиционирования. Повышение быстродействия в предлагаемой цифровой следящей системе достигается за счет того, что отработка поданного кода управления осуществляется с максимально возможной скоростью, поскольку в момент подачи управляющего кода на вход блока 5 на выходе мостового инвентора формируется полное напряжение питания того или иного знака в зависимости от направления вращения, подаваемое на обмотку якоря электродвигателя. Поэтому выход электродвигателя на номинальную скорость осуществляется с максимально возможным быстродействием. Вращение электродвигателя также осуществляется с максимально возможной скоростью. Для уменьшения времени торможения в предлагаемой системе используется форсированное (динамическое) торможение, включаемое до входа электродвигателя в заданную зону позиционирования, что позволяет исключить перерегулирование в системе, сохранив одновременно точность отработки управляющего кода. При номинальной величине нагрузки торможение электродвигателя начинается в течение первого импульса включения режима торможения, сформированного в блоке 9, электродвигатель по инерции входит в заданную зону позиционирования, где происходит его полная остановка по сигналу режима торможения с второго выхода блока 5 при равенстве кодов управления и обратной связи. Этим сигналом электродвигатель и удерживается в заданном положении. На фиг. 2 приведена возможная реализация блоков 5-10. Так, блок 5 может быть реализован на микросхеме 564ИП3 (параллельное четырехразрядное арифметическо-логическое устройство АЛУ). Многоразрядное АЛУ собирают из нескольких корпусов 564ИП3 совместно с внешней схемой ускоренного переноса 564ИП4, при этом многоразрядный выход АЛУ соединяется с многоразрядными входами блоков 6 и 7. АЛУ 564ИП3 реализует в данном случае арифметическую операцию А-В-1. Код данной операции набирается на входах S0, S1, S2, S3 (0110), при этом на вход М подает уровень "0", означающий переключение в режим выполнения арифметических операций. Подача на вход















Формула изобретения
ЦИФРОВАЯ СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА, содержащая устройство выборки групп ключей мостового инвертора, соединенное через мостовой инвертор с входом исполнительного электродвигателя, выход которого соединен с входом цифрового датчика угла, отличающаяся тем, что в нее введены блок определения направления вращения и углового рассогласования, первый и второй блоки разрешения включения режима торможения, первый и второй элементы ИЛИ и блок переодического включения режима торможения, при этом выход цифрового датчика угла соединен с первым входом блока определения направления вращения и углового рассогласования, первый выход которого соединен с входами первого и второго блоков разрешения включения режима торможения, выходы которых через первый элемент ИЛИ соединены с входом блока периодического включения режима торможения, выход которого соединен с первым входом второго элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с вторым выходом блока определения направления вращения и углового рассогласования, а выход с первым входом устройства выборки групп ключей мостового инвертора, второй вход которого соединен с третьим выходом блока определения направления вращения и углового рассогласования, второй вход которого является информационным входом цифровой следящей системы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6