Шестеренная гидромашина
Использование: в сельскохозяйственных, дорожно-строительных и других машинах. Сущность изобретения: консольные части радиального уплотнительного элемента опираются на цапфы шестерен внешнего зацепления. Торцевые уплотнительные элементы примыкают к шестерням. В цилиндрических расточках подшипникового блока размещены антифрикционные вкладыши, в которых установлены цапфы. Торцы вкладышей и консольных частей элемента, находящиеся на внешних относительно полюса зацепления сторонах цапф, сопряжены между собой по всей площади торцевых кромок вкладышей, перекрытой консольными частями. Между другими концами вкладышей и торцевыми уплотнительными элементами образован зазор. Опора консольных частей на цапфы выполнена по поверхности цапф в пределах оставшейся их длины, начиная от тыльной поверхности элементов. Угол охвата цапф вкладышами выполнен в пределах от 115 до 120°. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к шестеренным гидромашинам, применяемым в гидравлических системах тракторов как общего, так и промышленного назначения, экскаваторов, сельскохозяйственных, дорожно-строительных и других машин.
Известна шестеренная гидромашина, в корпусе которой размещен радиальный уплотнительный элемент с консольными частями, опирающимися на участки цапф, удаленные от торцев шестерен. Цапфы шестерен размещены в антифрикционных вкладышах подшипникового блока. Стопорение вкладышей от проворота осуществляется посредством упора их концов в торцевые уплотнительные элементы, примыкающие к шестерням. Однако в процессе эксплуатации из-за циклического характера нагружения гидромашины в период кратковременного снятия нагрузок цапфы шестерен в смазочном слое входят в режим автоколебаний, которые в виде ударных нагрузок посредством сил трения передаются через вкладыши на торцевые уплотнительные элементы. Так как эти нагрузки передаются ограниченной поверхностью кромок вкладышей, то в месте контакта возникают высокие удельные нагрузки, что приводит к разрушению вкладышей и торцевых уплотнительных элементов, снижению надежности и долговечности работы гидромашины. В основу изобретения положена задача создания шестеренной гидромашины, в которой стопорение от проворота антифрикционных вкладышей осуществляется упором вкладышей в стопорящую деталь по всей площади торцевых кромок вкладышей при одновременном увеличении площади опорных участков консольных частей радиального уплотнительного элемента, что снижает удельные нагрузки в сопряжениях и повышает надежность и долговечность работы гидромашины. Эта задача решается тем, что в шестеренной гидромашине, содержащей шестерни внешнего зацепления с цапфами, радиальный уплотнительный элемент с консольными частями, опирающимися на цапфы шестерен, торцевые уплотнительные элементы, примыкающие к шестерням, подшипниковый блок, в цилиндрических расточках которого размещены антифрикционные вкладыши, в которых установлены цапфы шестерен, согласно изобретению концы вкладышей и консольных частей радиального уплотнительного элемента, находящиеся на внешних относительно полюса зацепления сторонах цапф шестерен, сопряжены между собой по всей площади торцевых кромок вкладышей, перекрытой консольными частями, а между другими концами вкладышей и торцевыми уплотнительными элементами образован зазор, при этом опора консольных частей на цапфы шестерен выполнена по поверхности цапф в пределах оставшейся их длины, начиная от тыльной поверхности торцевых уплотнительных элементов. Таким образом, осуществив стопорение от проворота антифрикционных вкладышей консольными частями радиального уплотнительного элемента, имеется возможность исключить кольцевые выточки в консольных частях, опереть их на цапфы по всей ширине консольных частей, увеличить опорную поверхность как консольных частей, так и поверхность в сопряжении с торцевыми кромками вкладышей, снизить удельные нагрузки в этих сопряжениях и повысить надежность работы гидромашины. Кроме того, образованный зазор между кромками других концов вкладышей и торцевыми уплотнительными элементами дает возможность самоустанавливаться вкладышам. При этом желательно, чтобы угол охвата антифрикционными вкладышами цапф шестерен был выполнен в пределах от 115 до 120о, так как, с одной стороны, уменьшается опорная поверхность подшипников скольжения для цапф ниже требуемой, а с другой стороны, увеличение угла охвата уменьшает полость перед входной кромкой и отрицательно сказывается на охлаждении и поступлении смазки в подшипники. На фиг. 1 показан продольный разрез гидромашины по осям шестерен; на фиг. 2 разpез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1. Шестеренная гидромашина содержит шестерни 1 и 2 с цапфами 3 и 4, установленными в антифрикционных вкладышах 5, расположенных в цилиндрических расточках 6 подшипникового блока 7. Поверхность вершин зубьев шестерен 1 и 2 уплотнена радиальным уплотнительным элементом 8, который консольными частями 9 опирается на цапфы 3 и 4 шестерен. Между консольными частями 9 радиального уплотнительного элемента 8 и торцами шестерен 1 и 2 размещены торцевые уплотнительные элементы 10 и 11. Концы вкладышей 5 и консольных частей 9 радиального уплотнительного элемента 8, находящиеся на внешних относительно полюса зацепления сторонах цапф 3 и 4 шестерен 1 и 2, сопряжены между собой по всей площади торцевых кромок 12 вкладышей 5, перекрытой консольными частями 9, а между другими концами вкладышей 5 и торцевыми уплотнительными элементами 10 и 11 образован зазор 13. При этом опора консольных частей 9 радиального уплотнительного элемента 8 на цапфы 3 и 4 шестерен 1 и 2 выполнена по поверхности цапф в пределах оставшейся их длины, начиная от тыльной поверхности 14 торцевых уплотнительных элементов 10 и 11 (фиг. 3). Угол
Формула изобретения
1. ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА, содержащая шестерни внешнего зацепления с цапфами, радиальный уплотнительный элемент с консольными частями, опирающимися на цапфы шестерен, торцевые уплотнительные элементы, примыкающие к шестерням, подшипниковый блок, в цилиндрических расточках которого размещены антифрикционные вкладыши, в которых установлены цапфы шестерен, отличающаяся тем, что концы вкладышей и консольных частей радиального уплотнительного элемента, находящиеся на внешних относительно полюса зацепления сторонах цапф шестерен, сопряжены между собой по всей площади торцевых кромок вкладышей, перекрытой консольными частями, а между другими концами вкладышей и торцевыми уплотнительными элементами образован зазор, при этом опора консольных частей на цапфы шестерен выполнена по поверхности цапф в пределах оставшейся их длины, начиная от тыльной поверхности торцевых уплотнительных элементов. 2. Гидромашина по п.1, отличающаяся тем, что угол охвата цапф шестерен антифрикционными вкладышами выполнен в пределах 115 120o.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3