Роторный двигатель внутреннего сгорания
Использование: роторные двигатели внутреннего сгорания. Сущность изобретения: роторный двигатель внутреннего сгорания содержит корпус с цилиндрической рабочей полостью, разделенной диаметрально расположенными выступами на две камеры, ротор с двумя выступами, образующими рабочий и продувной поршни, и выемками в теле ротора для перепуска рабочей среды, боковые крышки и выходной вал. Двигатель снабжен второй рабочей полостью, развернутой относительно первой полости на 90°, выходной вал снабжен эксцентриком, общим для обеих полостей, на которых установлено промежуточное звено с двумя эксцентриками, взаимно развернутыми на 180°, на которых в каждой полости установлены корректирующие эксцентрики с возможностью возвратно-качательного движения в цилиндрических выемках торцов роторов, обращенных один к другому. Эксцентриситеты выходного вала и промежуточного звена равны между собой, эксцентриситет корректирующих эксцентриков равен величине смещения рабочих полостей относительно эксцентрика выходного вала. При вращении выходного вала двигателя промежуточное звено вращается в противоположном направлении с такой же угловой скоростью и этим обеспечивает возвратно-поступательное перемещение центров эксцентриков промежуточного звена и возвратно-вращательное движение рабочего и промежуточных поршней, необходимое для осуществления термодинамических процессов в двигателе. 3 ил.
Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для использования в транспортной технике.
Известен роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с цилиндрической рабочей полостью, которая разделяется на рабочую и продувочные камеры диаметрально расположенными выступами корпуса, в котором помещается ротор с двумя лопастями, к оси которого жестко прикреплен кривошип ротора, связанный шатуном с кривошипом коленчатого вала, установленного в опорах, выполненных на внешней поверхности корпуса. Такой двигатель имеет по меньшей мере две свечи зажигания (см. патент Австрии N 146755, кл. 46а, опубл. 1936). Однако известный двигатель имеет недостатки, из-за которых он не получил применения. У него низкая надежность из-за частой поломки лопастей ротора и кривошипа привода ротора вследствие появления в них большой концентрации сил от действия больших знакопеременных нагрузок. В таком двигателе размещение окон газораспределения не обеспечивает хорошую очистку камер сгорания, что снижает экономичность двигателя. Известен также роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с цилиндрической рабочей полостью, разделенной диаметрально расположенными выступами на две камеры: рабочую и продувочную, в котором соосно размещается ротор, имеющий два выступа, образующих рабочий и продувочный поршни, разделяющие рабочую и продувочную камеры соответственно на два рабочих и два продувочных отсека, и по торцам корпуса установлены торцовые крышки, через которые проходит выходной вал [1] Однако известный двигатель имеет недостаток из-за невысокой надежности кривошипно-шатунного механизма преобразования возвратно-вращательного движения ротора во вращательное движение выходного вала, применение которого вызывает увеличение габаритов двигателя. Целью изобретения является повышение надежности и уменьшение габаритов роторного двигателя внутреннего сгорания. Цель достигается тем, что двигатель снабжен второй рабочей полостью, развернутой относительно первой на 90о, а его выходной вал снабжен общим для обеих полостей эксцентриком, на котором установлено промежуточное звено с двумя эксцентриками, взаимно развернутыми на 180о, на которых в каждой полости установлены корректирующие эксцентрики, сидящие свободно в цилиндрических выемках торцов роторов, обращенных один к другому. На фиг. 1 показан двигатель, поперечный разрез по переднему корпусу; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 двигатель показан схематично с наложением на него схемы механизма синхронизации движения поршней ротора и вращения эксцентрикового вала. Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит два корпуса 1 и 2, имеющие цилиндрическую рабочую полость, разделенную диаметрально расположенными выступами 3 на две камеры: рабочую и продувочную. В корпусах 1 и 2 размещены соосно роторы 4 и 5, имеющие по два выступа, образующие рабочий 6 и продувочный 7 поршни, которые делят рабочую и продувочную камеры соответственно на два рабочих и два продувочных отсека. В теле роторов 4 и 5 имеются по две выемки 8 для перепуска рабочей среды. Корпуса 1 и 2 крепятся жестко к промежуточной перегородке 9 и с торцов закрыты боковыми крышками 10 и 11, имеющими центральные консоли 12, в которых со смещением на равные величины Н и Н'' соответственно относительно центра О1 переднего корпуса 1 и центра О1'' заднего корпуса 2 выполнены сквозные цилиндрические отверстия, в которые установлены подшипники 13, на которые опирается выходной вал 14 с центром О2, изготовленный за одно целое с эксцентриком 15, общим для обеих полостей, который имеет центр О3 и выполнен с эксцентриситетом Е1 и на котором установлено промежуточное звено 16 с двумя эксцентриками 17 и 18 соответственно с центрами О4 и О4'', имеющими эксцентриситеты Е2 и Е2'', равные по величине эксцентриситету Е1 эксцентрика 15 выходного вала 14 (значения с двумя штрихами относятся к деталям задней рабочей полости). Эксцентрики 17 и 18 взаимно развернуты на 180о, и на них установлены в каждой полости корректирующие эксцентрики 19 и 20 соответственно с центрами О5 и О5'' с возможностью возвратно-качательного движения в цилиндрических выемках 21 и 22, выполненных в торцах роторов, обращенных один к другому, и при этом эксцентриситеты Э и Э'' корректирующих эксцентриков в целях однообразности размеров приняты равными величинам смещений Н и Н'' выходного вала 14 относительно корпусов 1 и 2, а цилиндрические выемки на торцах роторов выполнены с эксцентриситетами смещения И и И'' от центра последнего, равного сумме величины смещения Н выходного вала 14 относительно корпусов и величины эксцентриситета Э корректирующих эксцентриков, что равно радиусу хода R выемки роторов. В роторах 4 и 5 выполнены полости 23 для уменьшения массы. В корпусах 1 и 2 имеются впускные окна 24 и выпускные окна 25 и выполнены камеры 26 сгорания, в которые заходят форсунки 27, установленные в выемках 28 корпусов 1 и 2, к которым подсоединены топливопроводы 29, а корпуса имеют плиты 30 крепления и крепятся к промежуточной перегородке 9 с помощью шпилек 31 и 32. К выходному валу 14 крепится маховик 33 с шестерней маховика 34. Движение рабочей среды показано разными стрелками: впуск воздуха в двигатель стрелками 35, движение продувочного воздуха стрелками 36, а выпуск отработанных газов стрелками 37. Двигатель работает следующим образом. Когда рабочий 6 и продувочный 7 поршни ротора 4 в переднем корпусе 1 займут крайнее положение, соответствующее показанному на фиг. 1, то находящийся в нижней части чертежа рабочий поршень 6 будет отклонен вправо до предела, а сжатый им воздух будет находиться в камере 26 сгорания и в него форсункой 27 впрыскивается топливо, при сгорании которого образуются газы высокого давления, которые при расширении заставляют отклоняться влево рабочий поршень 6, который передает усилие газов через корректирующий эксцентрик 19 и эксцентрик 17 промежуточного звена 16 на эксцентрик 15 выходного вала 14, вынуждая последний вращаться в принятом направлении, и при этом эксцентрик 15 выходного вала 14 и эксцентрик 17 промежуточного звена 16 будут вращаться в противоположных направлениях с одинаковыми угловыми скоростями, а корректирующий эксцентрик будет совершать возвратно-качательное движение на эксцентрике 17 промежуточного звена 16. Из фиг. 1 видно, что с левой стороны рабочего поршня 6 закончилось расширение газов и происходит выпуск отработанных газов 37 через выпускное окно 25 и совершается продувка другого рабочего отсека продувочным воздухом 36, который подается в него по выемке 8 из вышерасположенного отсека продувочным поршнем 7, с другой стороны которого в это время происходит впуск воздуха 35 через выпускное окно 24 во второй продувочный отсек. В дальнейшем при повороте ротора 4 по часовой стрелке продувочный поршень 7 и рабочий поршень 6 перекроют соответственно впускное 24 и выпускное 25 окна и тогда они начнут сжимать воздух соответственно в других продувочном и рабочем отсеках, что будет продолжаться до поворота этих поршней на угол





Формула изобретения
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий корпус с цилиндрической рабочей полостью, разделенной диаметрально расположенными выступами на две камеры, ротор с двумя выступами, образующими рабочий и продувочный поршни, и выемками в теле ротора для перепуска рабочей среды, боковые крышки и выходной вал, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности при одновременном снижении габаритов, двигатель снабжен второй рабочей полостью, развернутой относительно первой полости на 90o, выходной вал снабжен эксцентриком, общим для обеих полостей, на котором установлено промежуточное звено с двумя эксцентриками, взаимно развернутыми на 180o, на которых в каждой полости установлены корректирующие эксцентрики с возможностью возвратно-качательного движения в цилиндрических выемках торцов роторов, обращенных один к другому, причем эксцентриситеты эксцентрика выходного вала и экспентриков промежуточного звена равны между собой, а эксцентриситет корректирующих эксцентриков равен величине смещения рабочих полостей относительно эксцентрика выходного вала.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3