Устройство для управления работой главного судового двигателя и гребного винта регулируемого шага
Использование: при управлении комплексом главный двигатель - винт регулируемого шага, преимущественно для крупнотоннажных судов. Сущность: устройство содержит задатчик оборотов, компараторы оборотов для нижней и верхней границ зоны критических оборотов, блок управления шагом винта и коммутатор, переключающий сигналы задатчика оборотов и блока уставки оборотов на вход блока регулятора оборотов главного двигателя. Дополнительно устройство содержит задатчик шага винта, вырабатываемого согласно комбинаторной характеристике, и задатчик альтернативного шага для зоны критических оборотов, а также датчик оборотов винта и компаратор сравнения этих оборотов с задаваемыми. Когда проход зоны критических оборотов необходим и возможен, коммутатор переключает сигналы, подводимые к блоку управления шагом винта от задатчиков шага, осуществляя переход шага с комбинаторного значения на альтернативное. Поскольку альтернативное значение шага винта выбирают существенно меньше комбинаторного, момент сопротивления винта при прохождении зоны снижается и она проходится ускоренно. При этом соответственно ограничивается и развитие крутильных колебаний. Положительный эффект: повышение эксплуатационной надежности винтомоторного комплекса. 1 з. п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Изобретение относится к автоматизации главных двигателей (ГД) крупнотоннажных судов и судов ледового класса с винтом регулируемого шага (ВРШ).
Известно устройство, исключающее статическую работу ГД в зоне критических оборотов и обеспечивающее автоматическое прохождение зоны аналогично [1] или применяемое фирмой "Kamewa" (Швеция) на большинстве судов с ВРШ, обеспечивающее прохождение зоны при фиксированном шаге винта. Известно также устройство для управления работой судового двигателя и гребного винта регулируемого шага [2] содержащее блок задания оборотов, следящую систему их задания, выполненное с компараторами, блоком нелинейности, формирующим сигнал с заданной мощности двигателя по сигналу заданных оборотов, коммутатором, блоком деления, блоками уставок оборотов, соединенными между собой и с регулятором скорости ГД, а также с регулятором мощности (шага винта). Устройство позволяет проходить зону критических оборотов при изменении шага винта в ограниченных пределах, соответствующих поддержанию мощности двигателя, равной среднему значению ее в зоне согласно заданию комбинаторной характеристики. Недостаток устройства состоит в том, что оно не позволяет сколько-нибудь существенно регулировать скорость прохождения зоны, так как эта скорость находится в обратной зависимости от крутящего момента сопротивления винта, величина которого при таком прохождении зоны предопределяется по необходимости большим шагом винта и соответственно соизмерима с номинальным крутящим моментом двигателя. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей по регулированию скорости прохождения зоны критических оборотов в направлении увеличения ее путем задания альтернативного, пониженного относительно задания по комбинаторной характеристике шага винта при прохождении зоны. Указанная цель достигается тем, что устройство для управления работой главного судового двигателя и гребного винта регулируемого шага, содержащее задатчик оборотов, первый, второй и третий компараторы оборотов, первый и второй блоки уставки оборотов соответственно для нижней и верхней границ зоны критических оборотов, коммутатор, блок регулятора оборотов главного двигателя и блок управления шагом винта, причем выход задатчика оборотов соединен с первыми входами первого и второго компараторов, вторые входы которых соединены соответственно с выходами первого и второго блоков уставки оборотов, а выходы всех компараторов, выход задатчика оборотов и выход первого блока уставки оборотов соединены с входами коммутатора, первый выход которого соединен с входом блока регулятора оборотов, содержит также два задатчика шага винта, первый задатчик шага Нк винта по комбинаторной характеристике и второй задатчик альтернативного шага На винта для зоны критических оборотов, блок уставки шага винта для нижней границы зоны критических оборотов и датчик оборотов винта, при этом выходы обоих задатчиков шага винта и блока уставки шага винта соединены с входами коммутатора, выход датчика оборотов винта соединен с одним из входов третьего компаратора, к другому входу которого подключен выход второго блока уставки оборотов, а коммутатор соединен своим вторым выходом с входом блока управления шагом винта. Благодаря наличию задатчика альтернативного шага винта для зоны критических оборотов и третьего компаратора, сравнивающего задаваемые обороты с действительными, устройство отслеживает ситуацию, когда проход зоны критических обороты выше оборотов верхней границы зоны, а действительные обороты ниже оборотов этой границы) и осуществляет посредством коммутатора автоматическое переключение задания шага винта с комбинаторного значения (т.е. задаваемого по комбинаторной характеристике) на альтернативное значение (выбираемое для критических оборотов), как только по мере возрастания действительных оборотов их значение превысит обороты нижней границы зоны. Обратное изменение шага с альтернативного значения на комбинаторное автоматически осуществляется как только действительные обороты станут выше оборотов верхней границы зоны. Поскольку альтернативное значение шага На винта выбирают существенно меньше комбинаторного значения Нк, момент сопротивления винта при прохождении зоны также существенно снижается и поэтому опасная зона проходится значительно быстрее и при меньших напряжениях в деталях валопровода. В частном случае задатчик альтернативного шага винта может быть образован блоком деления и датчиком скорости судна, выход которого соединен с первым входом блока деления, по второму входу которого подсоединен выход датчика оборотов винта. В этом случае делитель, а, следовательно, и задатчик альтернативного шага На винта вырабатывает сигнал шага винта, изменяющийся по закону На А


Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ГЛАВНОГО СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГРЕБНОГО ВИНТА РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА, содержащее задатчик оборотов, первый, второй и третий компараторы, первый и второй блоки уставки оборотов соответственно для нижней и верхней границ зоны критических оборотов, коммутатор, блок регулятора оборотов главного двигателя и блок управления шагом винта, причем выход задатчика оборотов соединен с первыми входами первого и второго компараторов, вторые входы которых соединены соответственно с выходами первого и второго блоков уставки оборотов, а выходы компараторов, выход задатчика оборотов и выход первого блока уставки оборотов соединены с соответствующими входами коммутатора, первый выход которого соединен с входом блока регулятора оборотов главного двигателя, отличающееся тем, что оно содержит задатчик шага винта по комбинаторной характеристике, задатчик альтернативного шага винта для зоны критических оборотов, блок уставки шага винта для нижней границы зоны критических оборотов и датчик оборотов, при этом выходы обоих задатчиков шага винта и блока уставки шага винта для нижней границы зоны критических оборотов соединены с соответствующими входами коммутатора, выход датчика оборотов соединен с одним из входов третьего компаратора, к другому входу которого подключен выход второго блока уставки оборотов, а коммутатор соединен своим вторым выходом с входом блока управления шагом винта. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что задатчик альтернативного шага винта содержит блок деления и датчик скорости судна, выход которого соединен с первым входом блока деления, к второму входу которого подсоединен выход датчика оборотов.РИСУНКИ
Рисунок 1