Направляющий штифт
Использование: в оптоэлектронике, волоконно-оптических устройствах, а также в устройствах точной механики. Сущность изобретения: направляющий штифт состоит из цилиндрического стержня 1 со средствами 2 крепления и амортизации и эластичного покрытия 3, установленного на закрепляемой части стержня. На боковой поверхности стержня на его стыковочной части выполнен по крайней мере один продольный паз 4, в котором установлена эластичная вставка 5. Для облегчения стыковки и исключения повреждения стыковочных поверхностей боковая поверхность у стыковочного торца выполнена конусной. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к оптоэлектронике и точной механике и может быть использовано в стыковочных узлах, например в световодных системах, в частности в оптических разъемах.
Известен оптический разъем [1] реализованный на основе плоских пластин, на взаимодействующих сторонах которых выполнены V-канавки с уложенными в них оптическими волокнами. Стыковка разъема основана на точном соответствии направляющих канавок и направляющих штифтов, имеющих фаски на торцах. Основным недостатком этого устройства является относительно невысокая точность и надежность стыковки. Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности является стыковочный узел оптического соединителя [2] содержащий цилиндрический стержень с конусообразным концом на стыковочной стороне, закрепляемая часть которого имеет эластичное покрытие и содержит на поверхности средства крепления и амортизации. Основным недостатком этого устройства является невысокая точность и надежность стыковки при многократных стыковках (расстыковках). Техническим результатом изобретения является повышение точности и надежности при многократных стыковках (расстыковках). Для этого в направляющем штифте, содержащем цилиндрический стержень, включающий стыковочную часть, выполненную с конусообразным концом, и закрепляемую часть, на которой размещено эластичное покрытие, при этом на поверхности закрепляемой части выполнены средства крепления и амортизации, на стыковочной стороне выполнен по крайней мере один продольный паз, в котором размещена эластичная вставка. Средства крепления и амортизации могут быть выполнены в виде цилиндрических выступов. Средства крепления и амортизации могут быть выполнены в виде цилиндрических канавок. Технических решений с совокупностью признаков, сходной с совокупностью отличительных признаков объекта изобретения, не имеется. Данная совокупность существенных признаков и связей между ними позволяет получить устройство, обладающее в сотни тысяч раз большим количеством возможных стыковок (расстыковок), а также большей надежностью и точностью и меньшей стоимостью по сравнению с известными устройствами и прототипом при необходимости осуществления стыковок с микронной и субмикронной точностью. Таким образом, предложенное устройство обладает свойствами, не присущими известным устройствам. Это объясняется новой совокупностью существенных признаков и новыми связями. Ввиду того, что предложенное техническое решение по сравнению с известными может использоваться в узлах стыковки в различных областях техники, в частности в оптических разъемах, могут быть повышены технические параметры различных устройств техники, их надежность и компактность. На фиг. 1 показан направляющий штифт; на фиг.2 и 3 разрез А-А и Б-Б на фиг.1 соответственно. Направляющий штифт состоит из стержня 1 со средствами 2 крепления и амортизации, эластичного покрытия 3 и имеет продольные пазы 4, содержащие эластичные вставки 5. Кроме того, направляющий штифт имеет конусообразный конец 6. Стержень 1 служит основой направляющего штифта и может быть выполнен, например, из металла. Средства 2 крепления и амортизации предназначены для закрепления и амортизации направляющего штифта в стыковочном узле и могут быть выполнены в виде цилиндрических канавок на стержне 1 с эластичным покрытием или без него. Эластичное покрытие 3 служит для коррекции положения закрепленной части направляющего штифта в стыковочном узле и может быть выполнено, например, в виде резиновой пленки. Продольный паз 4 служит для выборки зазора при стыковке в соответствующем направляющем отверстии. Эластичные вставки 5 служат для увеличения надежности, упругости и долговечности стыковочного конца стержня 1. Конусный конец 6 предназначен для автоматического предварительного захвата направляющего штифта направляющим отверстием, облегчения стыковки и исключения повреждения стыковочных поверхностей и может быть выполнен на стыковочной стороне стержня 1. Закрепляемая часть направляющего штифта, имеющая эластичное покрытие, фиксируется в первом стыковочном узле при помощи средств 2 крепления и амортизации, число которых n
Формула изобретения
1. НАПРАВЛЯЮЩИЙ ШТИФТ, содержащий цилиндрический стержень, включающий стыковочную часть, выполненную с конусообразным концом, и закрепляемую часть, на которой размещено эластичное покрытие, при этом на поверхности закрепляемой части выполнены средства крепления и амортизации, отличающийся тем, что на стыковочной части выполнен по крайней мере один продольный паз, в котором размещена эластичная вставка. 2. Штифт по п.1, отличающийся тем, что средства крепления и амортизации выполнены в виде цилиндрических выступов. 3. Штифт по п.1, отличающийся тем, что средства крепления и амортизации выполнены в виде цилиндрических канавок.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3