Способ испытаний по определению направления вектора усилия ускорителя с замкнутым дрейфом электронов
Использование: в системах коррекции космических аппаратов, а также в плазменной технологии для определения положения струи относительно обрабатываемой поверхности, в частности в способе испытаний по определению вектора усилия плазменных ускорителей с замкнутым дрейфом электронов. Сущность изобретения: способ предусматривает определение вектора усилия ускорителя по геометрическим характеристикам зоны эрозии. Плоскость, проходящую через границы участков с наибольшей и наименьшей величиной эрозии на наружной стенке разрядной камеры ускорителя в осевом направлении, принимают за плоскость, в которой расположена боковая составляющая вектора усилия. О направлении последнего и величине угла его отклонения от оси симметрии разрядной камеры ускорителя судят по соотношению между геометрическими размерами участков наружной стенки разрядной камеры с наибольшей и наименьшей величиной эрозии. Это уменьшает потребное приборное обеспечение испытаний, сокращает время последних и позволяет в процессе ресурсных испытаний ускорителей определить положение вектора усилия. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к наземным испытаниям плазменных ускорителей с замкнутым дрейфом электронов и протяженной зоной ускорения (УЗДП) и может быть использовано при определении направления вектора усилия ускорителей, предназначенных для использования в системах коррекции (СК) электрореактивных двигательных установок (ЭРДУ) космических аппаратов (КА), а также в плазменной технологии для определения положения струи относительно обрабатываемой поверхности.
Одним из требований, предъявляемых к исполнительным органам СК (двигателям коррекции), является требование по ограничению угла отклонения вектора усилия относительно заданного направления в определенных пределах. Это требование обусловлено тем, что при наличии отклонений вектора тяги от заданного направления при работе двигателя коррекции неизбежно появление боковых составляющих и, как следствие, паразитных вращающих моментов, воздействующих на КА в целом. Требования к величине углов отклонения вектора усилия довольно жесткие: значения допускаемых отклонений вектора усилия от заданного направления для двигателей не должны превышать одного градуса. В свою очередь, в плазменной технологии также необходимо знать направление действия струи потока ионов из УЗДП для координации положения обрабатываемых изделий относительно его геометрической оси. Известно большое количество способов определения усилия ускорителей. Но в основном они позволяют измерять лишь абсолютную величину осевой составляющей вектора усилия ускорителей или просто усилие [1] Известные способы не позволяют определить направление струи потоков ионов из УЗДП и соответственно отклонение вектора усилия от заданного. Известен способ определения величины и направления вектора усилия УЗДП, выбранный за прототип, состоящий в установке ускорителя на платформу весового устройства, уравновешивании системы измерения, определении реакций сил при работающем ускорителе, повороте платформы на определенный угол, повторении операций уравновешивания, определении реакций сил при работающем ускорителе и последующем определении величины вектора усилия и угла отклонения вектора усилия по разнице между реакциями сил в двух положениях [2] Указанный способ имеет ряд недостатков. При проведении испытаний необходимо дополнительные операции по установке и переустановке платформы весового устройства, что требует выполнения операций по уравновешиванию системы измерения. Необходимо выдерживать достаточно жесткие требования на величину погрешности измерения угла поворота платформы, т.е. необходимы специальные прецизионные устройства измерения углов поворота. Измерение требуется проводить по крайней мере два раза, что влечет за собой увеличение времени, потребного для данного вида испытаний. Кроме того, испытания по данному способу не позволяют определять стабильность положения вектора усилия в пространстве при испытаниях ускорителей на подтверждение требуемого ресурса, когда необходимо непрерывное измерение величины усилия ускорителя. В основу изобретения положена задача уменьшения потребного приборного обеспечения испытаний по определению положения вектора усилия, сокращения времени испытаний, а также создания возможности определения положения вектора усилия в процессе ресурсных испытаний. Поставленная задача решается тем, что по способу, включающему зажигание разряда в разрядной камере ускорителя при рабочих параметрах и определение угла отклонения вектора усилия относительно оси симметрии разрядной камеры, в процессе испытаний контролируют образование зоны эрозии на наружной стенке канала разрядной камеры вблизи ее выходного среза и определяют участки с наибольшим и наименьшим размерами зоны эрозии, при этом плоскость продольного сечения разрядной камеры, проходящую через границы выбранных участков, принимают за плоскость, в которой расположена боковая составляющая вектора усилия, а по соотношению между геометрическими размерами выбранных участков судят о направлении и величине угла отклонения вектора усилия относительно оси симметрии разрядной камеры. Направление боковой составляющей вектора усилия определяют по направлению от участка с наибольшим размером зоны эрозии на наружной стенке разрядной камеры в осевом направлении к участку с наименьшим размером зоны эрозии на наружной стенке канала разрядной камеры в осевом направлении. Величину угла Ао отклонения вектора усилия от оси симметрии разрядной камеры ускорителя определяют по формуле Ао dL/Dpк, где Ао угол отклонения вектора усилия от оси ускорителя, рад; dL разница между наибольшей и наименьшей длиной участков эрозии на наружной стенке канала разрядной камеры в осевом направлении, мм; Dpк диаметр наружной стенки канала разрядной камеры, мм. Направление боковой составляющей вектора усилия определяют по направлению от участка с наименьшим размером зоны эрозии на наружной стенке канала разрядной камеры в радиальном направлении на срезе канала разрядной камеры к участку с наибольшим размером зоны эрозии в радиальном направлении на срезе канала разрядной камеры. Положение плоскости продольного сечения разрядной камеры, проходящей через границы выбранных участков, определяют в течение длительности испытаний не менее двух раз и по изменению ее пространственного расположения судят о стабильности направления вектора усилия. На фиг.1 схематически изображена разрядная камера с зонами эрозии, соответствующими начальному периоду времени работы ускорителя непосредственно после его изготовления, где 1 разрядная камера ускорителя, 2 ускоряющий слой,






Формула изобретения
1. СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРА УСИЛИЯ УСКОРИТЕЛЯ С ЗАМКНУТЫМ ДРЕЙФОМ ЭЛЕКТРОНОВ, включающий зажигание разряда в разрядной камере ускорителя при рабочих разрядных параметрах и определение угла отклонения вектора усилия относительно оси симметрии разрядной камеры, отличающийся тем, что в процессе испытаний контролируют образование зоны эрозии на наружной стенке канала разрядной камеры вблизи ее выходного среза и определяют участки с наибольшими и наименьшими размерами зоны эрозии, при этом плоскость продольного сечения разрядной камеры, проходящую через границы выбранных участков, принимают за плоскость, в которой расположена боковая составляющая вектора усилия, а по соотношению геометрических размеров выбранных участков судят о направлении и величине угла отклонения вектора усилия относительно оси симметрии разрядной камеры. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что направление боковой составляющей вектора усилия определяют по направлению от участка с наибольшим размером зоны эрозии на наружной стенке канала разрядной камеры в осевом направлении к участку с наименьшим размером зоны эрозии на наружной стенке канала разрядной камеры в осевом направлении. 3. Способ по п.2, отличающийся тем, что величину угла Aо отклонения вектора усилия от оси симметрии разрядной камеры ускорителя определяют по формуле Aо d L/Dр.к, где d L разность наибольшей и наименьшей длин участков эрозии на наружной стенке канала разрядной камеры в осевом направлении; Dр.к диаметр наружной стенки канала разрядной камеры. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что направление боковой составляющей вектора усилия определяют по направлению от участка с наименьшим размером зоны эрозии в радиальном направлении на срезе канала разрядной камеры к участку с наибольшим размером зоны эрозии в радиальном направлении на срезе канала. 5. Способ по п.1, отличающийся тем, что положение плоскости продольного сечения разрядной камеры, проходящей через границы выбранных участков, определяют в течение длительности испытаний не менее двух раз и по изменению ее пространственного положения судят о стабильности направления вектора усилия.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2