Регулируемый электропривод переменного тока
Использование: в электроприводах, при создании механизмов, работающих в длительном режиме с вентиляторной характеристикой статического момента. Сущность изобретения: приводной механизм 1, например гидравлический насос, соединен с валом асинхронного двигателя 2 с фазным ротором. Фазные обмотки ротора асинхронного двигателя 2 через обмотки 3 частотнозависимых сопротивлений соединены в звезду. Электродвигатель снабжен обмоткой 4 подмагничивания, которая уложена в пазы статора и обечайки из немагнитного материала, напрессованной на железо статора. Обмотка подмагничивания подсоединена к выходу источника 6 постоянного тока, входом подключенного к выходу задатчика 7 частоты вращения. Обмотки статора асинхронного двигателя 2 подсоединены к питающей сети переменного тока через статический преобразователь 5 источника напряжения в источник тока. Поскольку в цепях питания обмотки статора отсутствуют нелинейные элементы, форма кривой напряжения на зажимах обмотки статора и на входных зажимах статического преобразователя 5 синусоидальна, что обеспечивает хорошие энергетические характеристики предложенной структуры регулируемого электропривода. 2 ил.
Изобретение может быть использовано преимущественно при создании механизмов, работающих в длительном режиме с вентиляторной характеристикой статического момента, например насосов, воздуходувок, гребных электрических установок.
Известны электроприводы переменного тока с параметрическим регулированием частоты вращения, у которых напряжение на зажимах обмотки статора асинхронного электродвигателя с фазным ротором изменяется с помощью полупроводникового, например, тиристорного или транзисторного регулятора. У таких электроприводов (см. например, Чиликин М.Г. Сандлер А.С. Общий курс электропривода. М. Энергоиздат, 1981, с.142-156) потери скольжения в цепи ротора при вентиляторном моменте на валу достигают при скольжении S 0,33 S ном., максимальной величины, значительно превышающей величину потерь при номинальном скольжении Sном. Длительный режим работы такого электропривода (без значительного завышения мощности двигателя) возможен, если потери скольжения выводятся через контактные кольца асинхронного двигателя на внешние активные сопротивления. К недостаткам электропривода можно отнести наличие щеточного контакта, что приводит к снижению надежности устройства, плохим энергетическим и виброакустическим характеристикам из-за большого количества гармоник значительной амплитуды, генерируемых полупроводниковым преобразователем напряжения в питающую сеть и нагрузку. Кроме того, негативные последствия, вызванные наличием этих гармоник, проявляются в виде дополнительного нагрева электродвигателя и в плохой электромагнитной совместимости с силовым и слаботочным электро- и радиооборудованием, подключенным к общей питающей сети. Известен электропривод переменного тока, принятый в качестве прототипа, в котором для исключения щеточного контакта обмотки ротора трехфазного асинхронного двигателя подключены к частотно-зависимым сопротивлениям, выполненным в виде катушек, размещенных в полостях трех стальных дисков, закрепленных неподвижно на валу электродвигателя (см. Розов Ю.М. Новый тип ротора для асинхронного двигателя, используемого в схеме дроссельного привода. Энергетика и электротехническая промышленность, 1960, N 4, с.30). Однако и в таком электроприводе главным остается недостаток, заключающийся в значительном негативном влиянии статического преобразователя на питающую сеть и в ухудшении энергетических и виброакустических характеристик электропривода. Для исключения этого недостатка в пазы статора, охватывая спинку статора, равномерно уложена кольцевая тороидальная обмотка подмагничивания, которая подсоединена к выходу источника постоянного тока, а к его входу подключен задатчик частоты вращения электропривода, при этом обмотка статора подсоединена к трехфазной сети через статический преобразователь источника напряжения в источник тока, например, индуктивно-емкостный. На фиг.1 приведена принципиальная схема предлагаемого электропривода. Приводной механизм 1, например гидравлический насос центробежного типа, соединен с валом асинхронного двигателя 2 с фазным ротором. Фазные обмотки ротора асинхронного двигателя 2 через обмотки 3 частотнозависимых сопротивлений соединены в звезду. Электродвигатель 2 снабжен обмоткой 4 подмагничивания, которая уложена в пазы статора и обечайки из немагнитного материала, напрессованной на железо статора. Тороидальная обмотка подмагничивания укладывается равномеpно во все пазы и используется для подмагничивания спинки статоpа. Возможно исключение обечайки, если выpубить дополнительные пазы на спинке статора. Обмотки статора асинхронного двигателя 2 подсоединены к питающей сети переменного тока через преобразователь 5 источника напряжения в источник тока. В качестве такого преобразователя может быть применен параметрический источник тока с использованием L,C-элементов. Такие преобразователи получили название индуктивно-емкостных (ИЕП) и широко описаны в литературе (см. например, Милях А.Н. Кубышкин В.Е. Волков И.В. Индуктивно-емкостные преобразователи источников напряжения в источники тока. Киев: Наукова думка, 1964. Схемы ИЕП имеют высокий КПД (порядка 92-05%) и коэффициент мощности, примерно равный единице. Обмотка 4 подмагничивания подключена к выходу регулируемого источника 6 постоянного тока, вход которого подключен к задатчику 7 частоты вращения. В качестве источника постоянного тока может быть использован обычный управляемый тиристорный мостовой выпрямитель, угол запаздывания которого


Формула изобретения
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащий асинхронный электродвигатель с трехфазной обмоткой на роторе, которая подключена к частотно-зависимым сопротивлениям, выполненным в виде катушек, размещенных в полостях трех стальных дисков, закрепленных неподвижно на валу электродвигателя, механически соединенного с приводным механизмом, отличающийся тем, что в пазы статора, охватывая его спинку, равномерно уложена кольцевая тороидальная обмотка подмагничивания, которая подсоединена к выходу источника постоянного тока, а к его входу подключен задатчик частоты вращения электропривода, при этом обмотка статора подсоединена к трехфазной сети через статический преобразователь источника напряжения в источник тока, например, индуктивно-емкостный.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2