Магнитопровод и способ его изготовления
Изобретение относится к электротехнике, в частности к технологии сборки пакетов магнитопроводов. Для повышения надежности магнитопровода и экономии ресурсов армирующие элементы приварены к пакету одношовной рельефной сваркой по всей соприкасаемой поверхности каждого элемента. Последние внедрены в тело пакета на глубину h либо примыкают к цилиндрической поверхности магнитопровода и выступают над ней на величину dусл.а.э-h, при этом величина h определяется из выражений h = (dусл.а.э/2)(1-cos
) при
= (0-
/2) и
= arcsin[(Pc
Sл)/(0,59[
]p
dусл.ф.э
L
na.э)], где dусл.а.э - условный диаметр сечения армирующего элемента, мм;
- половина угла сектора сопряжения поверхностей армирующего элемента и пакета магнитопровода; Pc - технологическое давление сжатия пакета, кг/мм2, Sл - площадь листов магнитопровода, мм2 ; [
]p - допустимое напряжение материала армирующего элемента, кг/мм2 ; nа.э - число армирующих элементов, скрепляющих пакет; L - длина пакета, мм. Процесс сварки армирующих элементов с пакетом осуществляют в твердой фазе при приложении к указанным элементам сварочного усилия N
L
dусл.а.э
sin
[
т], достаточного для внедрения армирующего элемента в тело пакета на глубину h или смятия его на эту же величину, где [
т] - предел текучести материала армирующих элементов при температуре сварки, кг/мм2. 2 с.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкции магнитопроводов и технологии сборки пакетов магнитопроводов, применяемых в статорах электродвигателей, сердечниках трансформаторов, электромагнитов.
Известна электрическая машина, в которой для скрепления листов сердечника статора используют две плиты, которые стягивают листы сердечника с помощью стержней, проходящих через отверстия в листах [1] Недостатком указанной конструкции является то, что используется дополнительный элемент плита, изготовление которой вызывает повышение трудоемкости изготовления статора, приводит к избыточному расходу металла. Кроме того, вводится дополнительная операция выштамповка отверстий в листах сердечника. Наиболее близким к изобретению является магнитопровод, состоящий из отдельных листов, имеющих на периферии специальную разделку, полученную при штамповке, и набранных в слоистый пакет. В таком магнитопроводе скрепление сердечника статора сваркой проводится в автоматическом цикле неплавящимися электродами в среде аргона. При этом сварной шов на сердечнике статора получают расплавлением основного металла в упомянутой разделке на периферии листа [2] Недостатком магнитопровода является введение дополнительной операции специальной разделки периферии листов, что ведет к повышению трудоемкости изготовления сердечника статора. При этом надежность скрепления сердечника остается невысокой вследствие случайных нарушений непрерывности сварного шва в местах попадания неметаллических включений. Кроме того, необходимость использования дефицитного газа аргона для создания защитной среды в зоне сварки влечет за собой усложнение конструкции сварочного оборудования. Эти недостатки устраняются конструкцией магнитопровода, который состоит из отдельных листов и/или непрерывной ленты, не требующих специальной разделки по периферии листа, набранных в слоистый пакет, и присоединенных к нему не менее двух дополнительных армирующих элементов. Слоистый пакет обжимают, помещают его в приспособлении между двумя электродами, один из которых неподвижный, а другой подвижный, и скрепляют параллельно продольной оси сварными швами посредством внедрения в тело пакета и сваривания с ним не менее двух дополнительных армирующих элементов одновременно по всей длине шва и всем поверхностям их взаимного соприкосновения за счет приложения сварочного усилия (N) через подвижный электрод, имеющий возможность перемещаться под воздействием силового механизма по оси внедрения, и импульсов тока, проходящих через пакет и армирующие элементы во время воздействия указанного усилия. По сравнению с наиболее близким аналогичным решением заявляемое техническое решение имеет следующие существенные признаки: в тело пакета внедряют не менее двух дополнительных армирующих элементов, дополнительные армирующие элементы внедряют и сваривают одношовной рельефной сваркой с пакетом одновременно по всей длине шва и всем поверхностях их взаимного соприкосновения, через электроды к пакету и дополнительным армирующим элементам одновременно прикладывают импульсы тока и сварочные усилия (N). При реализации изобретения существенно повышается надежность скрепления магнитопровода, поскольку каждый элемент пакета (листа) скрепляется сваркой с дополнительными армирующими элементами по всем поверхностям их взаимного соприкосновения в единое целое. Глубина внедрения или смятия армирующего элемента (h) определяется из условия прочности сварного шва на срез: h









Формула изобретения
1. МАГНИТОПРОВОД И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ, слои пакета которого скреплены сваркой, отличающийся тем, что он снабжен по меньшей мере двумя армирующими элементами, которые приварены в пакету магнитопровода одношовной рельефной сваркой по всей соприкасаемой поверхности, при этом каждый армирующий элемент либо внедрен в тело магнитопровода на величину h, либо примыкают к его цилиндрической поверхности и выступают над ней на величину dусл.а.э-h, при этом величину h определяют из выражений




Pс технологическое давление сжатия пакета, кг/мм2;
Sл площадь листов магнитопровода, мм2;
[

nа.э число армирующих элементов, скрепляющих пакет;
L длина пакета, мм;
2. Способ изготовления магнитопровода, согласно которому слои пакета получают путем сборки пластин на оправке или формируют их из непрерывной ленты, прессуют пакет и скрепляют сваркой, отличающийся тем, что скрепление пакета осуществляют с помощью армирующих элементов, которые приваривают к пакету одношовной рельефной сваркой при приложении импульсов тока и сварочного усилия N, обеспечивающего либо внедрение армирующих элементов в тело магнитопровода на глубину h, либо деформацию его на эту же величину при условии сопряжения поверхности армирующих элементов с цилиндрической поверхностью магнитопровода, при этом
N




где L длина пакета, мм;
dусл.а.э условный диаметр сечения армирующего элемента, мм;

[

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5