Резервуар для транспортировки и хранения природных трудносжижаемых газов
Авторы патента:
Сущность изобретения: резервуар для транспортировки и хранения природных трудносжижаемых газов, например метана, выполнен в виде коаксиально вложенных друг в друга замкнутых емкостей, установленных с зазорами для размещения газа между стенками этих емкостей, причем каждая последующая емкость сообщена трубопроводом через компрессор с постоянной степенью сжатия, равной двум, с предыдущей емкостью и снабжена клапаном аварийного стравливания давления при уменьшении давления в предыдущей емкости ниже номинального 1 ил. 1 табл.
Изобретение относится к добыче и транспортировке газообразных продуктов и касается технических средств, предназначенных для перевозки и хранения трудносжижаемых газов, например метана.
Однако при хранении и транспортировке трудносжижаемых газов, в том числе природных газов, от районов добычи к районам переработки и потребления для заполнения таких емкостей требуется специальное оборудование, обеспечивающее предварительную подготовку газа, в частности его сепарацию, очистку от посторонних примесей, осушение и сжижение при низких температурах, составляющих для природного газа величину порядка -160оС. Этот температурный режим требуется поддерживать и в процессе хранения или транспортировки. В связи с этим большой объем, в том числе на судах-газовозах, занимает изоляция резервуаров со сжиженным газом, имеющая низкий удельный вес. Наряду с этим при традиционно применяемой сферической форме резервуаров образуются большие объемы неиспользуемого прост- ранства. Эти обстоятельства приводят к тому, что грузоподъемность транспортных средств, особенно судов-газовозов, используется не полностью. Кроме того, особую трудность вызывает наличие испарения сжиженного газа в процессе хранения или транспортировки, исключить которое полностью не представляется возможным. В связи с этим существует задача повторного сжижения газов в специальных агрегатах, устанавливаемых на транспортном средстве или хранилище, либо утилизации продуктов испарения, например, путем исполь- зования в качестве топлива для энергоустановки транспортного средства. Ввиду изложенного транспортные средства и хранилища для сжиженных газов отличаются высокой стоимостью и повышенной опасностью в эксплуатации. Последнее обстоятельство предъявляет дополнительные требования к оборудованию пунктов разгрузки и превращения сжиженного газа в газообразное состояние, размещаемых, как правило, в отдаленных, безлюдных местностях. Задачей заявляемого изобретения является получение технического результата, заключающегося в упрощении и удешевлении процесса подготовки трудносжижаемых газов, например метана, для транспортировки и хранения, уменьшении объема резервуара для хранения заданного количества газа по сравнению с объемом хранилища традиционного типа, рассчитанного на хранение газа при номинальном давлении, и удешевлении его конструкции, повышении надежности и безопасности транспортировки и хранения газа, в том числе экологической. Для этого резервуар для транспортировки и хранения природных трудносжижаемых газов, например метана, выполнен в виде коаксиально вложенных друг в друга замкнутых емкостей, установленных с зазорами для размещения газа между стенками этих емкостей, причем каждая последующая емкость сообщена трубопроводом через компрессор с постоянной степенью сжатия, равной двум, с предыдущей емкостью и снабжена клапаном аварийного стравливания давления при уменьшении давления в предыдущей емкости ниже номинального. Выполнение резервуара в виде коаксиально вложенных друг в друга емкостей с зазором между стенками позволяет разгрузить конструкцию стенки от действия сил давления со стороны заполненного в емкость газа. Сообщение каждой емкости с предыдущей и с последующей через компрессоры с постоянной степенью сжатия обеспечивает выполнение емкостей с равнопрочными стенками, поскольку при закачивании газа с помощью компрессоров со степенью сжатия, равной двум, давление в каждой наружной емкости по отношению к давлению в ближайшей (первой) внутренней емкости отличается (меньше) ровно в 2 раза, и наоборот. Как известно, с уменьшением поперечных размеров емкости она выдерживает большее давление, чем емкость с большими поперечными размерами, то есть прочность сосуда повышается. Следовательно, в каждую внутреннюю емкость можно закачивать газ под большим давлением и большей массы, чем при меньшем давлении. В случае аварийной ситуации, сопровождающейся уменьшением давления в любой внешней емкости, для сохранения целостности внутренней емкости предусмотрен клапан аварийного стравливания давления из этой емкости. На чертеже представлен резервуар для газа. Он выполнен в виде коаксиально вложенных друг в друга емкостей 1, представляющих собой, например, форму цилиндра и сообщенных друг с другом (снаружи и внутри) трубопроводом 2 через компрессор сжатия 3 с постоянной степенью сжатия, равной двум. Каждая емкость 1 снабжена клапаном аварийного стравливания давления 4, срабатывающим при уменьшении давления в соседней наружной емкости. Указанные конструктивные особенности обеспечивают упрощение конструкции транспортного средства либо хранилища благодаря возможности транспортировки и хранения газа без предварительной подготовки природного газа, получаемого непосредственно из скважины, и исключения технологических процессов, связанных с необходимостью сжижения газа и обеспечения его хранения в жидком состоянии. В данном случае оказывается возможным в качестве способа подготовки газа к транспортировке использовать известный способ сухой сепарации пыли, газа и воды, основанный на охлаждении газа, поступающего из скважины с температурой порядка 50-55оС, до температуры окружающей среды и однократного уменьшения давления газа до номинального и затем его последовательного двухкратного повышения при закачивании в каждую из последующих емкостей. Использование предлагаемых конструктивных решений позволяет также существенно (в зависимости от числа коаксиально вложенных друг в друга оболочек) уменьшить объем резервуара для хранения заданного количества газа по сравнению с объемом хранилища традиционного типа, рассчитанного на хранение газа при номинальном давлении при сохранении равенства суммарного веса оболочек резервуаров обоих типов. Возможность и целесообразность использования резервуара предлагаемого типа для хранения и транспортировки трудносжижаемых газов, в частности природного, базируется на фундаментальном эффекте независимости массы оболочки, изготовленной из материала с определенной удельной прочностью и содержащей заданное количество газа от рабочего давления газа в ней. Справедливость вышеизложенного иллюстрируется рядом известных расчетных зависимостей, для простоты и наглядности примененных к конструкции резервуара в виде четырех вложенных друг в друга цилиндров. В каждый из цилиндров принимается газ под давлением, соответствующим закону: Рi=2iРо, (1) где i 0, 1, 2, 3 (номер цилиндра, начиная с наружного); Ро давление, под которым находится газ в наружном цилиндре. Давление за пределами резервуара примем равным атмосферному. Тогда, согласно расчетной схеме, представленной на чертеже, получим, что суммарный объем газа, находящегося в резервуаре V (м3), равен: V













Физический объем резервуара традиционного типа (состоящего из одной оболочки), в котором хранится равное количество газа под давлением Ро, составляет величину:
Vтрез=


Тогда, условно задавшись количеством (две пять) и геометрическими характеристиками оболочек резервуара предлагаемого типа (см. расчет, приведенный в таблице), получим уменьшение объема резервуара по сравнению с традиционным в 1,7-4,5 раза. Данное предложение дает возможность принимать непосредственно из добычной скважины без использования специального оборудования для подготовки природного газа и обеспечить транспортировку значительного количества газа (до нескольких млрд.м3) без его предварительного сжижения при приемлемых габаритах транспортного резервуара. Использование данного предложения при освоении газовых месторождений в труднодоступных районах, в частности на шельфе арктических морей, позволит существенно упростить конструкцию добычного комплекса, сократить срок получения потребителем первого промышленного газа при уменьшении капитальных вложений за счет обеспечения возможности приема и последующей транспортировки природного газа непосредственно после завершения строительства первой добычной скважины, а также отказа от сооружения станций первичной подготовки газа и его сжижения на промысле и обратного превращения в газообразное состояние в районе потребления.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Цистерна для сжиженных газов // 2032848
Изобретение относится к средствам для перевозки сжиженных газов, в частности к конструкции крепления сосуда в оболочке цистерны
Баллон для чистого сжатого газа // 2032846
Изобретение относится к баллонам для перевозки, хранения и использования чистых сжатых газов и может быть использовано в химической, газовой, электронной и других отраслях промышленности, а также в научных исследованиях, связанных с применением чистых газов
Баллон высокого давления // 2029907
Хранилище для низкокипящих жидкостей // 2027944
Изобретение относится к способу изготовления двухкамерной напорной набивки с наружным корпусом, охватывающим полость, которая может нагружаться давлением, и имеющим отверстие, через которое вводится внутренний корпус из образующего складки или мнущегося материала
Изобретение относится к производству сосудов высокого давления, может быть применено в сосудах для хранения и перевозки сжатых, сжиженных и растворенных газов и может быть использовано в производстве баллонов высокого давления, устанавливаемых в порошковых огнетушителях для аэрирования и вытеснения порошковых составов
Криогенный сосуд // 2021555
Изобретение относится к криогенной технике, преимущественно к криогенным сосудам для сверхпроводящих магнитов (СПМ)
Изобретение относится к резервуару для какого-либо текучего агента типа газа под давлением порядка 10-500 бар (10-500х105Па) или летучей горючей жидкости, или же еще рабочей жидкости
Сосуд давления // 2019775
Сосуд для хранения криогенной жидкости // 2105235
Изобретение относится к области криогенной техники и предназначено для хранения криогенных жидкостей в условиях пониженной гравитации
Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к изготовлению емкостей и сосудов высокого давления, и может быть использовано при проектировании и изготовлении емкостного оборудования, камер сгорания ракетных двигателей на твердом топливе, химических реакторов и других объектов техники
Изобретение относится к технологии предохранения емкостей замкнутого или незамкнутого объема от разрушения при замерзании находящейся в них жидкости, например, при хранении жидких продуктов в стеклянной таре при температуре ниже 0oC
Топливный криобак транспортного средства // 2108242
Сосуд давления // 2109203
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в отраслях техники, где применяются сосуды, работающие под давлением
Изобретение относится к производству, транспортированию и использованию баллонного ацетилена и может быть использовано при производстве ацетиленовых баллонов
Автоцистерна-полуприцеп для криопродуктов // 2112178
Сосуд давления // 2117853
Изобретение относится к машиностроению и наиболее эффективно может быть использовано при изготовлении сосудов высокого давления и большого объема