Дирижабль
Изобретение относится к воздухоплаванию, в частности к дирижаблестроению. Дирижабль содержит баллон 1 с несущим газом, баллонеты 2, вентилятор 3, теплообменник 4, двигательную установку 5, установленную в мотогондоле 6, и выпускные клапаны 7. Баллонеты 2 выполнены из термостойкого материала и размещены в баллоне 1 с несущим газом без контакта с его оболочкой. Объем баллонетов рассчитывается по формуле в зависимости от высотных и сезонных изменений параметров атмосферы. Изобретение позволяет рассчитать оптимальный объем баллонетов и улучшить летно-технические характеристики дирижабля. 1 ил.
Изобретение относится к воздухоплаванию, в частности к дирижаблестроению.
Известно, что для поддержания формы нежесткого дирижабля вне зависимости от высоты полета, параметров окружающей среды и других причин в дирижабле, кроме оболочки с несущим газом, имеется оболочка (баллонет), заполняемая подогреваемым воздухом. Роль баллонетов поддержание необходимого давления несущего газа, управление величиной подъемной силы дирижабля, управление балансировкой. Известны диржабли [1 и 2] содержащие баллоны с несущим газом, баллонеты с воздухом, устройство для генерации нагрева воздуха. Недостаток приблизительность выбранного объема баллонетов, что ухудшает летно-технические характеристики. Известен дирижабль "Скайшип 500", содержащий 2 воздушных баллонета, помещенных внутри гелиевых оболочек, клапана. Объем баллонетов выбран приблизительно 26% от общего объема газовых оболочек. Недостаток их в том, что приблизительность выбора объема баллонета ухудшает летно-технические характеристики дирижабля. Наиболее близким к предлагаемому является техническое решение [3] в котором описан дирижабль с регулируемой подъемной силой, содержащий наружную оболочку, заполненную несущим газом, внутреннюю оболочку, заполненную воздухом, теплообменник для подогрева воздуха, вентилятор и клапаны подачи-отвода воздуха. Внутренняя оболочка выполнена из термостойкого материала и размещена без контакта с наружной оболочкой. Однако в данном техническом решении также отсутствует механизм определения оптимального объема баллонет. В процессе эксплуатации дирижабля внешние факторы изменение температуры окружающей среды и барометрического давления оказывают существенное влияние на состояние несущего газа в оболочке изменяется давление, что может привести к разрушению оболочки или необходимости стравливать несущий газ, ухудшению летно-технических характеристик дирижабля. Поддержание постоянным давления несущего газа достигается подбором объема баллонета. Проблема состоит в выборе оптимального объема баллонета. Решение данной задачи достигается за счет того, что в дирижабле, содержащем баллоны несущего газа, мотогондолу, двигательную установку, теплообменник, вентилятор, клапаны и баллонеты, выполненные из термостойкого материала и размещенные в баллоне несущего газа без контакта с его оболочкой, объем баллонетов (Vбал) выбран по формуле Vбал=




B V


Р1 минимальное значение барометрического давления за сезон;
Ро максимальное значение баромерического давления за сезон;
C

mт масса израсходованного топлива.

D



mкан mстар mт "сухая" масса дирижабля;
mстар масса дирижабля с полной заправкой. На чертеже показана схема устройства. Дирижабль содержит баллон 1 несущего газа, баллонеты 2, вентилятор 3, нагреватель 4, двигатель 5, установленный в мотогондоле 6. Баллонеты 2 выполнены из термостойкого материала и для улучшения конвентивного теплообмена размещены внутри баллона 1 без контакта с его оболочкой. На баллонете 2 размещен выпускной клапан 7. Устройство работает следующим образом. Перед полетом дирижабль имеет избыток массы, т. е. аэростатическая подъемная сила несколько меньше его стартовой массы. Включается нагреватель 4 и вентилятор 3 гонит горячий воздух в баллонеты 2. При открытом клапане 7 в баллонетах 2 происходит смена холодного воздуха на горячий. Через оболочку баллонета 2 нагревается несущий газ, который при этом расширяется, вытесняя воздух из баллонетов 2. Аэростатическая подъемная сила дирижабля повышается, и когда она достигает величины, превышающей стартовую массу дирижабля, дирижабль начинает подниматься. С подъемом в высоту барометрическое давление падает, но при этом понижается и температура атмосферного воздуха. С подъемом в высоту на 1 м несущий газ увеличивается в объеме на 0,6 м3, а это приводит к увеличению аэростатической подъемной силы при сохранении постоянства перепада давления на оболочке дирижабля. При подъеме дирижабля на высоту переключается двигатель 5 и дирижабль начинает горизонтальный полет. Нагреватель 4 при этом может быть выключен. Снижение дирижабля происходит следующим образом. В баллонеты 2 с помощью вентилятора 3 закачивается холодный воздух, взятый из-за борта. Несущий газ, контактирующий с баллонетами 2, охлаждается. Аэростатическая подъемная сила дирижабля падает. При этом клапан 7 сначала открыт, а затем по достижении необходимого значения подъемной силы закрыт. Эффективность предлагаемого решения показана на примере. Определяют объем баллонетов изменения барометрического давления, связанного с поднятием дирижабля на высоту полета, равную 1000 м. A V








Б V




Б1 674 м3, Б2 712 м3 Объем В, соответствующий сезонному измерению барометрического давления
B V




C


D



Vбал=


Vбал=

Vбал=

F (Vг + Vбал)





Vбал объем баллонетов, Vбал 1320 м3;






F 5000


1320

F 5000


1320


Формула изобретения

где

V1 расчетный объем оболочки;
T значение абсолютной температуры воздуха места старта;
Th значение абсолютной температуры воздуха на высоте полета;
Ph барометрическое давление воздуха на высоте полета;
P барометрическое давление воздуха места старта;

T0 наименьшее значение абсолютной температуры воздуха за сезон;
T1 наибольшее значение абсолютной температуры воздуха за сезон;

P1 минимальное значение барометрического давления за сезон;
P0 максимальное значение барометрического давления за сезон;

mт масса израсходованного топлива;
R газовая постоянная воздуха;


часть объема баллонетов, компенсирующая расход балласта;


mкон mстар mт - "сухая" масса дирижабля;
Mстар масса дирижабля с полной заправкой.
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Дирижабль // 2034744
Изобретение относится к дирижаблестроению и может быть использовано при создании безбалластного дирижабля с изменяемым объемом оболочки
Пневмодирижабль // 2034743
Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха и может быть использовано при проектировании и постройке дирижаблей
Дирижабль // 2030326
Изобретение относится к воздухоплавательной технике, в частности к дирижаблям с безбалластным управлением аэростатической подъемной силой
Дирижабль // 2028962
Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха, а именно к дирижаблям
Теплогенератор // 2023627
Изобретение относится к области воздухоплавания, может быть использовано при оборудовании монгольфьера и позволяет повысить экономичность и уменьшить загрязнение окружающей среды
Изобретение относится к области воздухоплавательной техники, в частности к способам и устройствам для заправки оболочки дирижабля подъемным газом
Теплогенератор // 1759727
Изобретение относится к воздухоплаванию , а именно к оборудованию монгольфьера
Изобретение относится к космической и авиационной технике, в частности к конструкциям космических взлетных систем и кораблей, и может быть использовано для доставки на орбиту и с орбиты на Землю грузов
"тепловой дирижабль "сахалин" // 1735117
Изобретение относится к аэростатическим летательным аппаратам, а именно к тепловым дирижаблям жесткой схемы
Планирующий аэростат // 2104214
Изобретение относится к воздухоплаванию, а именно к летательным аппаратам легче воздуха
Изобретение относится к воздухоплаванию (аэронавтике), конкретно - к технике создания оболочек аэростатических летательных аппаратов (АЛА) - аэростатов, а также дирижаблей, у которых динамические методы управления высотой не играют существенной роли
Изобретение относится к летательным аппаратам легче воздуха