Кулачок привода клапана
Использование: в механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: кривая второй производной от перемещения толкателя по углу поворота кулачка. Образующая его профиль, состоит из участка 1, 2 положительных и участка 3, 4 отрицательных значений. Участки выполнены в виде кусочно-линейных функций угла поворота кулачка, содержащих конечное число отрезков с наперед заданными начальными условиями в начале участка 1, 2 положительных значений и конце участка 3, 4 отрицательных значений. При этом значения второй производной в точках стыка смежных отрезков по модулю максимальны при выполнении ограничений на производные второго и более высоких порядков, а также ограничения на толщину масляной пленки h. Результатом является увеличение площади под кривой подъема толкателя при удовлетворении ограничения на гидродинамические условия смазки сопряжения кулачок - толкатель. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания.
Известен кулачок привода клапана (Корчемный Л.В. Механизм газораспределения автомобильного двигателя. М. Машиностроение, 1981, с. 171- 185), профиль которого определяется заданным законом движения толкателя. При этом неразрывная кривая второй производной перемещения толкателя по углу поворота кулачка состоит из одного или нескольких участков, каждый из которых описывается заданной аналитической зависимостью. Недостатком такого кулачка является фиксированная форма кривой второй производной или ее участков значительной протяженности, что препятствует совершенствованию процессов газообмена в двигателе при ограничениях на максимальное положительное значение второй производной и снижает эффективность кулачка, определяемую время-сечением клапана. Кроме того, разрывность кривой третьей производной от подъема толкателя по углу поворота кулачка в точках стыка участков отрицательно сказывается на динамических качествах клапанного привода. Известен также кулачок клапанного привода (авт.св. СССР N 335425, кл. F 01 L 1/08, 1972), имеющий поверхность подъема и поверхность опускания, каждая из которых образована кривой второй производной перемещения толкателя по углу поворота кулачка, состоящей из участка положительных и участка отрицательных значений. При этом кривая третьей производной непрерывна в пределах участка основного движения толкателя (не включающего сбег и участок верхнего выстоя). Кроме того, с целью увеличения площади под кривой подъема толкателя предусмотрен его верхний выстой. Недостатком известного кулачка привода клапана является следующее. На стыке участков движения и верхнего выстоя толкателя имеются разрывы третьей производной, что может привести к повышенным динамическим нагрузкам. Кроме того, участок положительных значений второй производной имеет жестко заданную форму, так как описывается полуволной синусоиды. Это ограничивает возможности совершенствования процессов газообмена, так как, например, увеличение время-сечения клапана при неизменных фазах газораспределения или сужение фаз при неизменном время-сечении может привести к значительному росту максимального значения второй производной и повышенным динамическим нагрузкам. Наиболее близким к изобретению техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является кулачок клапанного привода (авт.св. СССР 1740711, кл. F 01 L 1/08, 1992), содержащий поверхности подъема и опускания, образованные кривой второй производной перемещения толкателя по углу поворота кулачка и состояние из участка положительных и участка отрицательных значений. При этом с целью повышения эффективности и снижения динамических нагрузок участки выполнена в виде кусочно-линейных функций угла поворота кулачка, содержащих конечное число отрезков с наперед заданными начальными условиями в начале участка положительных значений и конце участка отрицательных значений, а значение второй производной в точках стыка смежных отрезков по модулю максимальны при выполнении ограничений на производные второго и более высоких порядков. Недостатком данного кулачка является невозможность учета ограничения на гидродинамические условия смазки сопряжения кулачок толкатель, определяемые толщиной масляной пленки h. Вследствие этого возможно получение кулачка, подверженного интенсивному изнашиванию из-за неблагоприятных гидродинамических условий смазки сопряжения кулачок толкатель, приводящих к преобладанию сухого или полусухого трения. Следует отметить, что выполнение ограничения на гидродинамические условия смазки может быть достигнуто у известного кулачка путем варьирования ограничений на производные от перемещения толкателя по углу поворота кулачка. Однако при этом возможно заметное снижение его эффективности, определяемой площадью под кривой подъема толкателя. Задачей изобретения является обеспечение эффективной и надежной работы кулачкового привода. Техническим результатом изобретения является увеличение площади под кривой подъема толкателя при удовлетворении ограничению на гидродинамические условия смазки сопряжения кулачок толкатель. Это достигается тем, что у кулачка привода клапана механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащего поверхности подъема и опускания, образование второй производной перемещения толкателя по углу поворота кулачка и состоящие из участка положительных и участка отрицательных значений, причем участки выполнены в виде кусочно-линейных функций угла поворота кулачка, содержащих конечное число отрезков с наперед заданными начальными условиями в начале участка положительных значений и конце участка отрицательных значений, а значения второй производной в точках стыка смежных отрезков по модулю максимальны при выполнении ограничений на производные второго и более высоких порядков, значения второй производной в точках стыка смежных отрезков по модулю максимальны также при выполнении ограничений на гидродинамические условия смазки сопряжения кулачок толкатель. Данный технический результат достигнут за счет введения дополнительного по сравнению с прототипом ограничения на гидродинамические условия смазки сопряжения кулачок толкатель при максимизации модулей значений второй производной. Это позволяет получить такой закон движения толкателя, при котором ограничение на гидродинамические условия смазки сопряжения кулачок толкатель является активным на участке профиля кулачка значительной протяженности (т. е. толщина масляной пленки h принимает здесь наименьшее допускаемое значение). В то же время у известного кулачка предельно допускаемое значение толщины масляной пленки h может быть достигнуто только в одной или нескольких точках за счет варьирования ограничений на высшие производные. Это приводит к тому, что предлагаемый кулачок обеспечивает более высокие по модулю уровни ускорения толкателя и, как следствие, большую площадь под кривой подъема толкателя при заданных требованиях к гидродинамическим условиям смазки. В качестве критерия для оценки гидродинамических условий смазки сопряжения кулачок толкатель наряду с толщиной масляной пленки h может использоваться оценочный гидродинамический параметр G или гидродинамически эффективная скорость V (Корчемный Л.В. Механизм газораспределения автомобильного двигателя. М. Машиностроение, 1981, с.7). Однако именно толщина масляной пленки h наиболее полно учитывает как кинематику механизма, так и действующие в нем силы. Проведенный анализ техники, включающий поиск по патентным и научным источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах изобретения, позволил установить, что не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам изобретения, а определение из перечня выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого по совокупности признаков аналога позволило выявить совокупность существенных по отношению к техническому результату отличительных признаков в заявленном объекте. Следовательно, изобретение соответствует требованию "Новизна". Для проверки соответствия изобретения требованию изобретательского уровня проведен дополнительный поиск известных решений с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками, результаты которого показывают, что изобретение не следует явным образом из известного уровня техники, поскольку не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками изобретения преобразований на достижение технического результата. Следовательно, изобретение соответствует требованию "Изобретательский уровень". На чертеже приведен пример реализации заявляемого технического решения кривая второй производной от перемещения толкателя по углу поворота кулачка, образующая профиль его участка подъема. Она состоит из участка 1, 2 положительных и участка 3, 4 отрицательных значений. Участки 1, 2, 3 и 4 выполнены в виде кусочно-линейных функций угла поворота кулачка, содержащих конечное число отрезков с наперед заданными начальными условиями в начале участка 1, 2 положительных значений и конце участка 3, 4 отрицательных значений. Значения второй производной в точках стыка смежных отрезков по модулю максимальны при выполнении ограничений на производные второго и более высоких порядков, которые определены соотношением S(ik)=









Q сила, действующая в контакте;
b ширина контакта. Величина







Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1