Система совмещенного управления приводами по двум независимым координатам
Использование: для автоматического комбинированного управления рулевыми, тормозными и другими устройствами приводов транспортных средств, а также для широкого круга других устройств, где необходимо совмещенное управление одновременно поворотным и осевым перемещением исполнительных органов приводов. Сущность: кольцевая полость корпуса ротора дополнена числом n1 равномерно расположенных по окружности сегментообразных полостей. Размещенный в этой полости ротор выполнен в виде цельного кольца и имеет число 4 n2 каналов сообщения с гидролиниями нагнетания и слива и число n2 симметрично расположенных по окружности радиальных пазов для размещения подвижных в радиальном направлении лопастей, взаимодействующих с сегментообразным профилем корпуса. При этом число n1 не менее чем на единицу больше числа n2. Золотник размещен во втулке и разделен на число внутренних попарносообщающихся глухих камер с сообщающимися перекрестными каналами с радиальными и осевыми окнами на цилиндрической поверхности, сообщающими при его осевом и вращательном перемещениях гидролинии нагнетания и слива с рабочими полостями поршня-ротора через аналогичные окна во втулке, нормально закрытыми в статическом состоянии и обеспечивающими неограниченные по углу поворота комбинированные осевращательные следящие движения поршня-ротора в динамике с заданным коэффициентом усиления по мощности и рассогласования. Поршень связан с кольцевым ротором шлицевым соединением со скользящей посадкой, шлицы которого расположены на осях симметрии лопастей ротора. В теле ротора выполнены каналы для прижима лопастей ротора к сегментообразному профилю корпуса. Золотник (гильза золотника) и втулка поршня-ротора выполнены с числом 4 n2 осевых рабочих каналов и числом 4 n2 радиальных рабочих каналов, суммирующих и одновременно регулирующих подачу рабочей жидкости через гидролинии нагнетания и слива в подпоршневые и подлопастные полости поршня-ротора. 1 з.п. ф-лы, 11 ил.
Изобретение относится к системам автоматического комбинированного управления рулевыми, тормозными и другими устройствами транспортных средств, а также для широкого круга других устройств, где необходимо совмещенное управление одновременно поворотным и осевым перемещением.
Известные системы управления одновременно двумя объектами имеют самостоятельные каналы для управления двумя двигателями независимым поршневым исполнительным механизмом, осуществляющим осевое перемещение и поворотным исполнительным двигателем, осуществляющим вращение (Свешников В.К. Усов А.А. Станочные гидроприводы, М. Машиностроение, 1988, с.249; Хохлов В.А. Электрогидравлические следящие системы. М. Машиностроение, 1971, с.143). Известные системы управления имеют самостоятельные двигатели и самостоятельные каналы управления объектами. Это либо исполнительный механизм поршневого типа, либо гидродвигатель поворотного типа. Эти системы управления, как правило, содержат каналы управления, включающие последовательно соединенные задающие элементы, делитель входного сигнала, сумматор, электронный усилитель, подключенный к управляющему входу электродинамического преобразователя. Наличие двух систем управления и двух независимых исполнительных механизмов при необходимости управления объектами по двум независимым координатам приводит к значительной сложности конструкции, а также к значительным габаритам и массам при ограниченных функциях: обеспечиваются либо только осевые, либо только поворотные движения исполнительных органов. Известен и выбран за прототип гидравлический следящий двигатель, который может обеспечивать перемещения исполнительного вала по двум независимым координатам. Он содержит электродинамический преобразователь, управляемый каналом управления, двигатель осевого и вращательного перемещения, включающий золотник и поршень-ротор, объект управления, двухканальный электродинамический преобразователь, выполненный в виде управляемого двумя взаимосвязанными электродинамическими системами поворотного и осевого перемещения выходного вала, жестко связанного с гильзой золотника, которая размещена в отверстии поршня и выполнена с глухими осевыми каналами, разделенными перегородкой и радиальными окнами, сообщающими гидролинии нагнетания и слива с рабочими полостями поршня-ротора, который содержит указанный поршень и ротор, размещенный в кольцевой полости корпуса. Ротор и поршень установлены с возможностью поворота и осевого перемещения исполнительного вала. Исполнительный вал известного двигателя имеет возможность осуществлять только неполноповоротные движения, поскольку его ротор размещен в кольцевой полости корпуса и выполнен в виде подвижных и неподвижных лопастей. В устройстве-прототипе не предусмотрены средства, обеспечивающие равномерную передачу крутящего момента. Это огpаничивает функциональные возможности устройства и в случае необходимости получения сложного осевращательного перемещения исполнительного вала с неограниченным углом поворота приводит к необходимости использования двух независимых систем управления с самостоятельными двигателями, что неоправданно дорого и сложно. Цель изобретения расширение функциональных возможностей при одновременном обеспечении равномерности передачи крутящего момента, исключения холостых ходов при реверсировании вращательного и осевого перемещения поршня-ротора, упрощение устройства с одновременным уменьшением рассогласования при слежении исполнительного вала за входным сигналом как при его вращении, так и при его поступательном перемещении при любом законе управления. Поставленная цель достигается тем, что кольцевая полость корпуса ротора дополнена n1 равномерно расположенными по окружности сегментообразными полостями. Размещенный в этой полости ротор выполнен в виде цельного кольца и имеет 4 n2 каналов сообщения с гидролиниями нагнетания и слива и n2 симметрично расположенных по окружности радиальных пазов для размещения подвижных в радиальном направлении лопастей, взаимодействующих с сегментообразным профилем корпуса с числом n1 выемок, при этом n1 не меньше чем на единицу больше n2. Золотник размещен во втулке и разделен на 4 n2 попарно сообщающиеся камеры с перекрестно-перекрытыми каналами и радиальными и осевыми окнами, сообщающими при его вращательном и осевом перемещениях гидролинии нагнетания и слива с рабочими полостями поршня-ротора через аналогичные окна во втулке, нормально закрытыми в статическом состоянии и обеспечивающими комбинированные вращательные следящие движения поршня-ротора в динамике с заданным коэффициентом усиления по мощности и рассогласования, при любом законе управления. Поршень связан с кольцевым ротором шлицевым соединением со скользящей посадкой, шлицы которого расположены на осях симметрии лопастей ротора. В теле ротора выполнены каналы для прижима лопастей ротора к сегментообразному профилю корпуса. Сущность предложенного технического решения состоит в том, что это устройство обеспечивает комбинированные осевращательные следящие движения исполнительного вала, с заданным коэффициентом усиления по мощности, что дает возможность управления по двум независимым координатам от единого управляющего вала. На фиг. 1 приведена блок-схема канала управления; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 6; на фиг. 3 и 5 разрез Г-Г на фиг. 2; на фиг. 4 и 7 разрез Е-Е на фиг. 2; на фиг. 6 вид Б на фиг. 2; на фиг. 8 разрез И-И на фиг. 2; на фиг. 9 разрез Ж-Ж на фиг. 2; на фиг. 10 разрез К-К на фиг. 2; на фиг. 11 разрез Л-Л на фиг. 2. Канал управления содержит задающие элементы 1 и 1', которые предназначены для задания программы управления объектом. Программа сформирована в виде электрического сигнала. На выходе задающих элементов 1 и 1' установлены делители 2 и 2' входного сигнала, предназначенные для разделения сигнала с задающих элементов 1 и 1' на равные части: одна половина сигналов с делителей 2 и 2' поступает в цепь обратной связи 49, а другая через сумматоры 50 и 50' на входы электронных усилителей 3 и 3'. Выходы электронных усилителей 3 и 3' подключены ко входу двухканального функционального электродинамического преобразователя 4, предназначенного для преобразования электрических сигналов, поступающих с электронных усилителей 3 и 3' в совмещенные механические перемещения золотника по двум независимым координатам. Вал 5 двухканального функционального электродинамического преобразователя 4 жестко связан с золотником 6 двигателя 7. Золотник 6 выполнен в виде гильзы 8, размещенной во втулке 9, запрессованной в осевом отверстии поршня 20. Гильза 8 золотника 6 выполнена с n2 глухими осевыми попарно сообщающимися камерами 10, 10', 10'' и 10''', образованными телом гильзы с осевыми и радиальными перегородками. Эти глухие осевые камеры служат для сообщения через них с гидролиниями нагнетания 12 (Рн) и слива 13 (Рс) и регулирования подачи рабочей жидкости. Для этих целей в гильзе 8 золотника 6 выполнено несколько радиальных окон 14 и 14'' регулирующих совместно с радиальными окнами 15 и 15'' втулки 9 подачу рабочей жидкости через каналы 16 и 17 в поднапорные полости 18 и 19 поршня 20. Для аналогичных целей в гильзе 8 золотника 6 выполнено несколько радиальных окон 14' и 14''' регулирующих совместно с радиальными окнами 15' и 15''' втулки 9 подачу рабочей среды через каналы 16' и 17' из поднапорных полостей 18, 19 в гидролинию слива 13. В гильзе 8 золотника 6 выполнены 4n2 осевых окон 21 и 21', а во втулке 9 4n2 осевых окон 22 и 22', регулирующих подачу рабочей среды гидролиний нагнетания 12 и слива 13 в радиальные каналы 23, 23, 24, 24' а поршне 20 и далее в радиальные каналы 33, 33', 34, 34' в роторе 28. Эти каналы предназначены для осуществления реверсивного вращения ротора 28. Ротор 28 двигателя 7 выполнен в виде цельного кольца и размещен в кольцевой полости 29 в корпусе 30. Кольцевая полость соответствует параметрам ротора 28, но дополнена числом n1 равномерно расположенными по окружности кольцевой полости 29 корпуса 30 выемками в виде сегментообразных полостей 31. В теле ротора 28 выполнены каналы 33, 33', 34, 34', сообщающиеся через каналы 23, 23', 24, 24' в теле поршня 20, с каналами через осевые окна 22, 22' втулки 9, через осевые окна 21, 21' в гильзе 8 золотника 6, камерам 10, 10', 10'', 10''' в золотнике 6 с напорной 12 и сливной 13 линиями. В теле ротора 28 выполнены каналы 32, 32', сообщающиеся с каналами 34, 34' для постоянного поджима торцов лопастей 35 к сегментообразному профилю 29 корпуса 30. Постоянный поджим лопастей 35 к сегментообразному профилю 29 корпуса 30 необходим для обеспечения герметизации сегментообразных полостей правой 31' и левой 31'' частей каждой работающей камеры в полости 31 корпуса 30. В теле ротора 28 выполнено число n2 радиальных направляющих пазов для помещения внутри них подвижных в радиальном направлении числа n2, лопастей 35, взаимодействующих своими внешними торцами с сегментообразным профилем 29 корпуса 30. Лопасти 35 симметрично расположены по окружности. Для равномерности передачи крутящего момента и исключения холостых ходов установлено, что необходимо выдержать следующее соотношение n1
Формула изобретения
1. СИСТЕМА СОВМЕЩЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ ПО ДВУМ НЕЗАВИСИМЫМ КООРДИНАТАМ, содержащая последовательно соединенные задающие элементы, делитель входного сигнала, сумматор, электронный усилитель, электродинамический преобразователь, двигатель вращательного и осевого перемещений, включающий в себя золотник и поршень-ротор, объекты управления, блок обратной связи с электронным усилителем, блок сравнения, выходы которого подключены к входам сумматоров, при этом электродинамический преобразователь выполнен в виде управляемого двумя взаимосвязанными электродинамическими системами поворотного и осевого перемещения выходного вала, жестко связанного с гильзой золотника, которая выполнена с n2 глухими осевыми каналами, разделенными поперечными перегородками, и размещена в осевом отверстии поршня, при этом гильза золотника выполнена с радиальными окнами, сообщающими гидролинии нагнетания и слива с рабочими полостями поршня-ротора, который содержит указанный поршень и ротор, размещенный в кольцевой полости корпуса, при этом ротор и поршень установлены с возможностью поворота на любой угол и осевого перемещения исполнительного вала, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей при одновременном обеспечении равномерности передачи крутящего момента, исключения холостых ходов, упрощения системы кольцевая полость корпуса дополнена равномерно расположенными по окружности n1 сегментообразными полостями, размещенный в кольцевой полости ротор выполнен в виде цельного кольца и имеет 4 n2 каналов сообщения с гидролиниями нагнетания и слива и симметрично расположенных по окружности n2 радиальных пазов для размещения подвижных в радиальном направлении лопастей, взаимодействующих с сегментообразным профилем корпуса, при этом n1 > n2 не менее чем на единицу, золотник размещен во втулке и разделен на 4 n2 внутренних попарно сообщающихся глухих камер с сообщающимися перекрестными каналами и радиальными и осевыми окнами на цилиндрической поверхности, сообщающими при его осевом и вращательном перемещениях гидролинии нагнетания и слива с рабочими полостями поршня-ротора через аналогичные окна во втулке, нормально закрытыми в статическом состоянии и обеспечивающими не ограниченные по углу комбинированные осевращательные следящие движения поршня-ротора в динамике с заданным коэффициентом усиления по мощности и рассогласованию, поршень связан с кольцевым ротором шлицевым соединением со скользящей посадкой, шлицы которого расположены на осях симметрии лопастей ротора, в теле ротора выполнены каналы для прижима лопастей ротора к сегментообразному профилю корпуса при помощи давления рабочей жидкости, поступающей из гидролинии нагнетания. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что, с с целью уменьшения рассогласования при слежении исполнительного вала поршня-ротора за входными сигналами золотника как при его вращениях, так и при его осевых перемещениях при любом законе управления с заданным коэффициентом усиления по мощности, золотник, гильза золотника и втулка поршня-ротора выполнены с 4n2 осевыми рабочими каналами и 4 n2 радиальными рабочими каналами, суммирующими и одновременно регулирующими подачу рабочей жидкости через гидролинии нагнетания и слива в подпоршневые полости поршня и подлопастные полости ротора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11