Пособие для обучения
Использование: в устройствах для облучения, обучающих игрушках. Сущность изобретения: пособие для обучения содержит по меньшей мере одно основание 1 с нанесенными на него символами 2 - 7, например, печатных, прописных или строчных букв. Символы выполнены в виде желоба с размещенными по его длине выступами и/или углублениями. 7 з.п. ф-лы, 17 ил.
Изобретение относится к пособиям для обучения детей, например, письму, рисованию и повышения интереса к изучению иностранного языка, географии и математики.
Известно устройство для упражнений в каллиграфии (см. заявку Франции N 2258678, кл. G 09 B 11/04, 1975), представляющее собой пластину, по крайней мере на одной из сторон которой выполнены пазы, имеющие формы каллиграфических знаков. Пазы расположены таким образом, что кончик пишущего инструмента в руках обучаемого легко перемещается в них. Недостатками описанного аналога являются низкая эффективность обучения пропорциональности воспроизведения ширины и высоты каллиграфического знака, длин характерных его элементов, а также невозможность обеспечения последовательности перемещения в пазе кончика пишущего инструмента. Известен также аппарат для обучения письму (см. патент США N 3740872, кл. G 09 B 11/04, 1973), снабженный отдельными сменными жетонами с отверстиями, имеющими форму букв алфавита. Над плоской верхней поверхностью можно поместить несколько таких жетонов, а под жетонами на эту поверхность - бумагу. Ученик помещает в отверстие жетона кончик карандаша и, перемещая его в отверстии, пишет на бумаге соответствующие буквы. Недостатком приведенного аналога является низкая занимательность, обусловленная быстрым утомлением детей при поиске соответствующего сменного жетона. Функциональные же недостатки совпадают с недостатками первого аналога. Кроме того, известно обучающее устройство, формирующее легкие для понимания символы (см. патент США N 3869813, кл. G 09 B 11/04, 1975). Устройство содержит плоскую карту, на которой имеется визуальный символ, образованный по крайней мере одним строчным элементом, и несколько расположенных под разными углами подвижных элементов, перемещаемых пальцем руки. Основная часть поверхности подвижных элементов выступает над поверхностью карты и располагается вдоль заданной строки, причем конфигурация расположения обусловливает движение пальца руки в заданном направлении вдоль строчного элемента. Существенными недостатками этого аналога являются ограниченность использования устройства на плоских картах и трудности в формировании навыков пропорционального воспроизведения длин характерных участков строчного элемента. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является выбранное в качестве прототипа устройство для обучения письму (1), содержащее пластину с направляющей, выполненной в виде фигурного желоба, повторяющей форму символа (буквы, цифры, рисунки) с возможностью перемещения по ней указателя. К недостаткам прототипа можно отнести низкую эффективность обучения пропорциональности воспроизведения параметров символа и возможность произвольного вне заданной программы перемещения упомянутого указателя вдоль направляющей. Указанные недостатки обусловлены отсутствием взаимосвязи направленности перемещения указателя с длиной характерного участка символа. Целью изобретения является повышение качества обучения c одновременным раcширением игровых возможноcтей. Для доcтижения указанных целей поcобие для обучения содержит основание, нанесенный на него по меньшей мере один символ в виде фигурного желоба, а по длине его полости выполнены выступы и/или углубления. Последние размещены друг от друга на одинаковом расстоянии, уменьшающемся или равномерно уменьшающемся расстоянии между соседними выступами и/или углублениями. Конструкция выступов и углублений обеспечивает одностороннее перемещение по желобу. Кроме того, игровые возможности существенно расширяются при выполнении фигурных желобов с возможностью сообщения своих полостей при стыковке оснований. Модель снабжена игровым элементом (в дальнейшем указателем), выполненным с возможностью его установки в желобе и перемещения вдоль него. Выполнение по длине желоба выступов и/или углублений направлено на обеспечение периодических перемещений указателя в плоскости, перпендикулярной основанию при пересечении первым упомянутых выступов и/или углублений. Функция периодических перемещений указателя - снижение длительной зрительной нагрузки и статических мышечных напряжений у детей при увеличении нагрузки на сенсорные, моторные и интеллектуальные компоненты их деятельности. В конечном счете это означает включение такого мощного резерва как тактильная память, позволяющая существенно увеличить эффективность обучения пропорционального воспроизведения символа. Выполнение выступов и/или углублений с возможностью одностороннего перемещения указателя по желобу предупреждает ошибки в последовательности написания символа или его характерного участка. Сообщение полостей желобов при стыковке оснований с нанесенными символами позволят из кассы символов комбинировать заданное сочетание (слова, предложения, рисунки), образуемое непрерывным желобом. Для осуществления перемещения указателя по желобу с преодолением выступов и/или углублений конструкция последних должна обеспечить непрерывность этого движения. При этом высота или глубина соответствующих препятствий на пути перемещения указателя должна быть осязаемой и идентифицируемой с искомыми выступами или углублениями. Обеспечение одностороннего перемещения указателя по желобу осуществимо при условии несимметричности впадины или углубления в поперечном сечении в плоскости, перпендикулярной основанию и совпадающей с направлением перемещения указателя. Для образования заданного сочетания символов, образованного непрерывным желобом, необходимо обеспечить точную стыковку примыкающих друг к другу оснований и идентичность расположения на всех основаниях на одном уровне начала (входа) желоба и окончания (выхода желоба), связанных элементов символа. Невыполнение условия расположения на направляющей выступов и/или углублений резко снижает возможности задействования тактильной памяти ребенка. В результате, как это наблюдается у аналогов, основная нагрузка ложится на зрительную деятельность, характеризующуюся более быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью. Игнорирование требования о равномерной удаленности друг от друга выступов и/или углублений и уменьшении расстояния между ними практически приводит к хаотическому восприятию параметров символа (его высота, ширина, длины прямолинейных и криволинейных участков, места стыковки характерных участков). В этом случае наблюдается эффект запоминания символа как визуально воспринимаемой смысловой единицы при одновременном отсутствии формирования навыков пропорционального воспроизведения символа или его характерных участков. В результате поставленная цель не достигается. Несоблюдение условий одностороннего перемещения указателя по желобу при превалировании сенсорно-моторной деятельности ребенка неизбежно приведет к усилению негативного эффекта от многовариантности движения указателя. Это обусловлено наличием жесткой связи направления перемещения указателя с числом выступов и/или углублений. В этом случае эффективность обучения последова- тельности написания символа значительно снижается. Невозможность стыковки между собой оснований с нанесенными на них символами снижает эффективность формирования автоматических навыков воспроизведения заданных сочетаний. Анализ известных решений свидетельствует об отсутствии в них признаков, сходных с признаками, отличающими заявляемое техническое решение от прототипа и заключающимися в расположении в фигурном желобе равномерно или с уменьшением удаленных друг от друга выступов и/или впадин, выполненных с возможностью одностороннего перемещения указателя по желобу, стыковки полостей желобов соседних символов, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "Существенные отличия". На фиг. 1-3 изображены варианты нанесенных на плоское основание визуальных символов; на фиг. 4 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 6-7 - продольное и поперечное сечения фигурного желоба, полость которого расположена ниже плоскости основания, а по его длине выполнены углубления; на фиг. 8 и 9 - варианты нанесения визуальных символов на объемные модели; на фиг. 10 и 11 - варианты реализации одностороннего перемещения указателя; на фиг. 12 - вариант сообщения полостей желобов при стыковке оснований; на фиг. 13 - варианты соединений оснований; на фиг. 14 - вариант кассы символов; на фиг. 15 - вариант составной карты; на фиг. 16 и 17 - субтесты и тест для оценки эффективности пособия. Пособие для обучения в качестве основания содержит плоскую (фиг. 1-3) или криволинейную (фиг. 8-9) поверхности. На фиг. 1 показан вариант исполнения пособия для обучения письму на русском и иностранном языках. На плоское основание 1 нанесены символы, отображающие печатный шрифт 2 и 3, прописные 4 и 5, строчные 6 и 7 буквы. На фиг. 2 представлен вариант модели для обучения написанию математических символов (геометрических фигур и тригонометрических функций) по критерию соотношения (пропорциональности) воспроизведения длин характерных участков. Обучение рисованию на плоскости достигается нанесением соответствующего символа или их набора на основание (фиг. 3). Собственно символы конструктивно выполняются или в виде фигурного желоба 8 (фиг. 4), выступающего над плоскостью основания, или в виде фигурного желоба 9 (фиг. 6), полость которого расположена ниже плоскости основания. В конечном счете выбор вида фигурного желоба детерминирован выбором типа указателя, техническими возможностями изготовления и требованиями дидактики. При обучении письму крупными буквами или цифрами предпочтение отдают модели с символом, выполненным в виде фигурного желоба, выступающего над плоскостью основания. При формировании навыков письма тонких и небольших по размеру символов (строчные буквы, рисунки) желательно полости фигурных желобов располагать ниже плоскости основания. На желобе 8 (фиг. 4) каждый выступ 10 и/или углубление размещены от соседних выступов и/или углублений на одинаковом расстоянии а. Очевидно, что параметры указателей 11 и 12 обусловливают высоту















Формула изобретения
1. ПОСОБИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, содержащее основание с по меньшей мере одним символом, выполненным в виде фигурного желоба, отличающееся тем, что, с целью расширения игровых возможностей и повышения качества обучения, в желобе по его длине выполнены выступы и/или углубления. 2. Пособие по п.1, отличающееся тем, что каждый выступ и/или углубление размещены от соседних выступов и/или углублений на одинаковом расстоянии. 3. Пособие по п.1, отличающееся тем, что расстояние между соседними выступами и/или углублениями по длине желоба уменьшается. 4. Пособие по п.3, отличающееся тем, что расстояние между соседними выступами и/или углублениями по длине желоба уменьшается равномерно. 5. Пособие по пп. 1- 4, отличающееся тем, что выступы и/или углубления выполнены с возможностью одностороннего перемещения по желобу. 6. Пособие по пп. 1 - 4, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено игровым элементом, выполненным с возможностью его установки в желобе и перемещения вдоль него. 7. Пособие по пп.1 - 6, отличающееся тем, что оно содержит по меньшей мере одно дополнительное основание, а фигурные желобы на основаниях выполнены с возможностью сообщения своих полостей при стыковке оснований. 8. Пособие по п.7, отличающееся тем, что основания имеют средства для их соединения друг с другом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18
Похожие патенты:
Изобретение относится к обучению и контролю навыков графического письма
Учебный прибор по черчению // 1735888
Изобретение относится к учебным,пособиям по черчению и позволяет повысить удобства в пользовании
Изобретение относится к учебным устройствам , в частности к устройствам для наглядной демонстрации материала, подлежащего изучению, например при обучении черчению
Изобретение относится к наглядным учебным пособиям, может быть использовано при обучении инженерной графике и начертательной геометрии и позволяет расширить дидактические возможности путем приближения процесса обучения к реальным условия работы на чертежном приборе
Учебный прибор по проекционному черчению // 1223267
Учебный прибор по проекционному черчению // 696523
Занимательная игра // 2027460
Катапульта для запуска летающих игрушек // 2022604
Изобретение относится к летающим игрушкам, точнее к катапульте для их запуска
Устройство для пускания мыльных пузырей // 2019244
Изобретение относится к производству игрушек и позволяет расширить технологические возможности с одновременным повышением занимательности игрушки
Устройство для формирования объемного тела // 2018351
Изобретение относится к предметам культурно-бытового назначения, в частности к декоративным предметам, складным изделиям, игрушечным наборам, демонстрационным стендам, подставкам, а также может быть использовано в качестве игрушки и головоломки
Устройство для формирования объемного тела // 2018350
Изобретение относится к предметам культурно-бытового назначения, в частности к декоративным предметам, складным изделиям, игрушечным наборам, демонстрационным стендам, подставкам, а также может быть использовано в качестве игрушки и головоломки
Устройство для формирования объемного тела // 2018349
Изобретение относится к предметам культурно-бытового назначения, в частности к декоративным предметам, складным изделиям, игрушечным наборам, демонстрационным стендам, подставкам, а также может быть использовано в качестве игрушки и головоломки
Устройство для формирования объемного тела // 2018348
Изобретение относится к предметам культурно-бытового назначения, в частности к декоративным предметам, складным изделиям, игрушечным наборам, демонстрационным стендам, подставкам, и может быть использовано в качестве игрушки и головоломки
Устройство для формирования объемного тела // 2018347
Изобретение относится к предметам культурно-бытового назначения, в частности к декоративным предметам, складным изделиям, игрушечным наборам, демонстрационным стендам, подставкам, а также может быть использовано в качестве игрушки и головоломки
Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей