Устройство для регулирования подачи топлива в двс
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к аппаратуре автоматического регулирования подачи топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Техническая сущность изобретения состоит в том, что устройство, содержащее в едином корпусе подпружиненную мембрану, взаимодействующую с регулирующим органом в виде односедельного затвора со штоком, имеет цилиндропоршневую пару и упругодеформируемую тонкостенную втулку, взаимодействующую с пружиной мембраны с ее внутренней стороны, обуславливая возникновение сил трения в месте контакта втулки с витками пружины. Эти силы трения являются дополнительными средствами для регулирования подачи топлива в цилиндры ДВС наряду с силами упругости мембранной пружины. 4 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к технике автоматического регулирования подачи топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания.
Известно регулирующее устройство, содержащее датчик, связанный с управляющим элементом, выполненным в виде коромысла, одно плечо которого связано с регулирующим органом, а другое - с задатчиком, выполненным в виде пружины с регулировочным элементом, связанной с опорной шайбой [1]. Пружина расположена на коромысле через качающуюся опору, выполненную в виде тарелки со сферическими углублениями, опирающейся на сферический наконечник. Недостатком известного устройства является то, что при посадке пружины непосредственно на коромысло увеличивается приведенная к оси датчика жесткость пружины. При посадке пружины на тарельчатую опору со сферическим углублением вследствие неперпендикулярности торцов пружины и эксцентриситета силы пружина устанавливается относительно оси опоры с некоторым перекосом. При перекосе несколько изменяется момент силы от пружины на коромысле за счет изменения направления силы. Поскольку не известно, в какую сторону произойдет перекос опоры пружины и проворот ее вокруг оси при работе, изменение момента силы пружины будет неопределенным и приведет к перестройке регулирующего устройства. Кроме того, качающиеся опоры можно применить в случаях установки регулировочного винта внутри опоры. Известно также устройство для регулирования режима работы путем дозирования определенного количества рабочей жидкости. Это устройство устанавливает необходимое проходное сечение между клапаном и седлом регулирующего органа и содержит датчик, соединенный с управляющим элементом, выполненным в виде коромысла, установленного на оси, одно плечо которого связано через клапан с седлом регулирующего органа, а другое плечо связано с задатчиком, выполненным в виде пружины, и регулировочный элемент [2]. Особенность известного устройства в том, что коромысло имеет двухточечный контакт через опорную шайбу с пружиной сжатия. Введение передаточных элементов ухудшает быстродействие исполнительных устройств за счет возрастания инерционности, а также снижает их надежность из-за увеличения количества деталей, каждая из которых может быть источником отказа. В известной конструкции устройства для регулирования используется пружина с заданной жесткостью, которая в процессе эксплуатации изменяется по величине за счет "старения", т.е. материал пружины изменяет свою структуру от многоцикловой деформационной нагрузки. Широко известно и устройство для регулирования расхода рабочей среды, устанавливаемое на трубопроводе и выполненное в виде регулирующего двухседельного клапана с мембрано-пружинным исполнительным механизмом. Командный сигнал с помощью мембраны и возвратной пружины преобразуется в перемещение штока с затвором, который изменяет проходное сечение, а следовательно и пропускную способность регулирующего клапана [3]. Регулирующий клапан содержит регулирующий орган и пневматический исполнительный механизм. Конструкция клапана имеет мембрану, возвратную пружину, шток, корпуса регулирующего органа и исполнительного механизма, трубопровод для подвода сжатого газа в мембранную полость, затвор, седло, входную и выходную полости в корпусе регулирующего органа для рабочей среды. В корпусе исполнительного механизма имеется надмембранная полость для сжатого газа и полость для размещения возвратной пружины. Недостатком известного устройства является использование дополнительной материальной среды - сжатого газа для воздействия на мембрану исполнительного механизма, что усложняет устройство и снижает надежность регулирования подачи топлива в ДВС. Цель изобретения - повышение надежности и устойчивости процесса регулирования как за счет оптимизации процесса регулирования, так и за счет моделирования процесса "старения" - изменения характеристик объекта регулирования при эксплуатации. Разработано устройство для регулирования подачи топлива в ДВС, содержащее подпружиненную мембрану в корпусе исполнительного механизма, регулирующий орган в виде односедельного затвора со штоком, взаимодействующего с мембраной, полость для размещения возвратной пружины мембраны в корпусе исполнительного механизма и полость для материальной среды, воздействующей на мембрану, а также входную и выходную полости для рабочей среды, разделенные затвором с седлом в корпусе регулирующего органа, и трубопровод для подвода материальной среды к полости мембраны. Особенности устройства состоят в том, что оно снабжено цилиндропоршневой парой и упругодеформируемой тонкостенной втулкой с несколькими продольными надрезами в средней ее части; втулка размещена в корпусе исполнительного механизма с соосным расположением возвратной пружины мембраны и с возможностью контактирования с витками пружины с внутренней стороны при радиальном упругом деформировании втулки и оперта одним торцом на поршневой элемент цилиндропоршневой пары, а другим торцом - на неподвижную площадку в виде кольца внутри возвратной пружины. Устройство имеет общий разветвленный трубопровод для подачи топлива, одно ответвление которого имеет вход в полость мембраны через регулируемый дроссель, другое ответвление - вход в полость цилиндропоршневой пары, а третье основное ответвление - во входную полость корпуса регулирующего органа. Трубопровод для подвода материальной среды к полости мембраны имеет постоянный дроссель и сообщает полость мембраны и выходную полость регулирующего органа. Существенной особенностью разработанного устройства является введение дополнительного физического параметра регулирования в виде автоматического изменения величины жесткости мембранной пружины за счет действия сил упругости цилиндрической винтовой пружины при ее осевом сжатии и сил трения, возникающих при контакте витков пружины с внешней поверхностью упругодеформируемой в диаметральном направлении цилиндрической втулки с надрезами в средней ее части. На фиг.1 показана схема устройства регулирования подачи топлива в ДВС; на фиг.2 - втулка с надрезами в средней ее части в состоянии упругого деформирования в диаметральном направлении; на фиг.3 - схема процесса контактирования мембранной пружины и втулки с надрезами; на фиг.4 - графическое изображение изменения характеристики мембранной пружины. Устройство регулирования подачи топлива в ДВС содержит корпус 1 регулируемого органа и корпус 2 исполнительного механизма, при этом в корпусе регулируемого органа размещен затвор 3 со штоком 4, а также образованы входная и выходная полости, разделенные затвором 3 с посадкой в седло. В корпусе 2 исполнительного механизма установлена мембрана 5 с возвратной пружиной 6, а также выполнена цилиндрическая пара, поршневой элемент 7 которой воздействует на втулку 8, имеющую надрезы в средней ее части и расположенную соосно пружине 6 с возможностью контактирования с витками пружины при диаметральном деформировании, втулка опирается на кольцевую неподвижную площадку 9. Устройство регулирования подачи топлива в ДВС имеет разветвленный топливопровод, одно ответвление которого через регулируемый дроссель 10 имеет вход в подмембранную полость, другое ответвление - вход в полость цилиндропоршневой пары, третье ответвление, основное - вход в полость корпуса регулируемого органа. Выход топлива из подмембранной полости через постоянный дроссель 11 по трубопроводу направлен в выходную полость корпуса регулируемого органа (фиг.1). Цилиндрическая тонкостенная втулка 8 имеет несколько надрезов в ее средней части с образованием упругого деформирования стенки в диаметральном направлении при воздействии на ее торцы силы сжатия (фиг.2). При диаметральном деформировании втулка 8 приобретает форму "бочки", и витки пружины 6 соприкасаются с внешней поверхностью втулки (фиг.3). Изменение характеристики мембранной пружины представлено кривой линией 12 от начала координат в точке 0 до точки А, соответствующей положению максимальной силы нагружения на пружину 6, т.е. действию силы Рmax. При отсутствии сил трения в месте соприкосновения втулки 8 и витков пружины 6 характеристика пружины имеет вид прямой штрихпунктирной линии 13 при действии сил нагружения, представленных на графике (фиг.4) в виде прямой линии, т.е. нагрузки от Рmin = 0 до Pmax (линия ОА) при осевом перемещении пружины на величину
















Fв - площадь сечения втулки;
Fн - площадь сечения витка пружины. Достоинство устройства для регулирования подачи топлива в ДВС состоит в том, что процесс регулирования осуществляется при использовании энергии топлива, подаваемого под давлением в цилиндры двигателя.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4