Способ ультразвукового контроля цилиндрических изделий
Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для ультразвукового контроля цилиндрических изделий, например железнодорожных колес, бандажей, а также барабанов, шкивов и других объектов. Цель - повышение чувствительности и достоверности контроля. Прозвучивание цилиндрического изделия осуществляют импульсами поверхностных волн в направлении, перпендикулярном образующей поверхности, устанавливая приемоизлучающий ультразвуковой преобразователь на цилиндрическую поверхность. Регистрируют сигналы, обегающие изделие, и это-сигналы от дефектов во временных интервалах между зондирующим и однократно, двухкратно и трехкратно обежавшими сигналами. Измеряют амплитуды это-сигналов и двукратно обежавшего сигнала и, выбрав максимальную из амплитуд это-сигналов, рассчитывают отношение этой амплитуды к амплитуде двукратно обежавшего сигнала. Решение о наличии дефекта принимают, если рассчитанное отношение амплитуд превышает пороговое значение, установленное предварительно для данного типа объектов контроля.
Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для ультразвукового контроля цилиндрических изделий, например железнодорожных колес, бандажей, а также барабанов, шкивов и других изделий.
Известен способ ультразвукового контроля цилиндрических железнодорожных колес, заключающийся в том, что осуществляют прозвучивание контролируемого изделия ультразвуковыми сдвиговыми волнами, вводимыми с боковой поверхности обода (бандажа), регистрируют эхо-сигналы и принимают решение о наличии несплошностей при регистрации эхо-сигнала достаточной амплитуды [1]. Недостатками этого способа являются низкая производительность контроля, обусловленная необходимостью сканирования всего изделия с боковой поверхности, а также низкая достоверность контроля, вызванная невозможностью слежения за качеством акустического контакта и, следовательно, за чувствительностью в процессе контроля. Известен также способ ультразвукового контроля колес поверхностными волнами, обегающими обод (бандаж) вдоль поверхности катания [2]. Настоящий способ позволяет выполнять контроль изделия путем установки преобразователя в одной точке на поверхности катания и прозвучивания импульсами поверхностных волн в направлении, перпендикулярном образующей, вследствие чего существенно повышается производительность контроля. Недостатками этого способа являются низкая чувствительность к подповерхностным дефектам, а также малая достоверность вследствие влияния нестабильности акустического контакта на результаты контроля всего изделия. Цель изобретения - повышение чувствительности за счет использования максимального из зарегистрированных эхо-сиг- налов и достоверности за счет исключения влияния параметров преобразователей и нестабильности качества акустического контакта преобразователя с изделием. Цель достигается тем, что устанавливая ультразвуковой приемоизлучающий преобразователь на поверхность объекта контроля, осуществляют прозвучивание импульсами поверхностных волн в направлении, перпендикулярном образующей цилиндрической поверхности, и регистрируют сигналы, обежавшие изделие (циркулирующие), и эхо-сигналы от дефектов, измеряют амплитуду (U02) двукратно обежавшего сигнала и амплитуды эхо-сигналов, зарегистрированных во временных интервалах между зондирующим и однократно обежавшим, однократно и двукратно обежавшими, двукратно и трехкратно обежавшими сигналами, выбирают максимальную (Um) из амплитуд эхо-сигналов, рассчитывают отношение амплитуд Кд = Um/U02, сравнивают его со значением, установленным предварительно на основании теоретических или экспериментальных исследований для данного типа объектов контроля, и при выполнении соотношения Кд > Ко принимают решение об обнаружении дефекта. При поверхностном прозвучивании цилиндрического изделия перпендикулярно образующей в интервалах между импульсами циркуляции формируется последовательность эхо-сигналов от одного дефекта, в которой второй и следующие эхо-сигналы обусловлены взаимодействием импульсов, отраженных от дефекта и прошедших дефект на пути до приемника. Амплитуды регистрируемых сигналов определяются выражениями U1=BR/



Формула изобретения
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ, например железнодорожных колес, заключающийся в том, что изделие прозвучивают поверхностными волнами поперек его цилиндрической поверхности и принимают их и эхо-сигналы от дефектов, отличающийся тем, что измеряют амплитуду сигнала, дважды прошедшего по поверхности изделия, и максимального из эхо-сигналов, измеряют амплитуду максимального из эхо-сигналов и амплитуду сигнала, дважды прошедшего по поверхности изделия, а о дефектности изделия судят по отношению измеренных величин.