Способ работы двигателя внутреннего сгорания
Сущность изобретения: по способу работы двигателя внутреннего сгорания путем впуска в цилиндр рабочего заряда, подачи охлаждающего заряда в полость, нагреваемую теплом продуктов сгорания рабочего заряда, сжатия в цилиндре рабочего заряда, сжатия и нагрева в полости охлаждающего заряда, воспламенения рабочего заряда, его сгорания, расширения продуктов сгорания в цилиндре с совершением механической работы, выпуска отработавших газов из цилиндра и выпуска нагретого охлаждающего заряда из полости, для повышения КПД двигателя при сжатии охлаждающего заряда его тепло частично аккумулируют в полости, а перед выпуском из последней нагретый охлаждающий заряд расширяют, продолжая нагревать теплом продуктов сгорания и передавая ему аккумулированное в полости тепло, с совершением дополнительной механической работы. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к способам работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), утилизирующих тепло, не используемое в рабочем процессе.
Известен способ работы ДВС путем впуска в цилиндр рабочего заряда, подачи охлаждающего заряда в полость, окружающую цилиндр, сжатия в цилиндре рабочего заряда с одновременным вытеснением нагретого охлаждающего заряда из полости, воспламенения рабочего заряда, его сгорания и расширения продуктов сгорания в цилиндре с совершением механической работы и одновременным впуском свежего охлаждающего заряда в полость, выпуска отработавших газов из цилиндра [1]. Однако в известном способе не предусмотрено использование энергии, полученной охлаждающим зарядом в нагретой полости, для совершения полезной работы и повышения КПД. Известен способ работы ДВС путем впуска в цилиндр рабочего заряда, подачи охлаждающего заряда в полость, нагреваемую теплом продуктов сгорания рабочего заряда, сжатия в цилиндре рабочего заряда, воспламенения рабочего заряда, его сгорания, расширения продуктов сгорания в цилиндре с совершением механической работы, выпуска отработавших газов из цилиндра и продувки цилиндра нагретым охлаждающим зарядом [2]. Однако в этом способе также не используется энергия нагретого охлаждающего заряда для совершения дополнительной механической работы. Цель изобретения - повышение КПД. Цель достигается тем, что по способу работы ДВС путем впуска в цилиндр рабочего заряда, подачи охлаждающего заряда в полость, нагреваемую теплом продуктов сгорания рабочего заряда, сжатия в цилиндре рабочего заряда, сжатия и нагрева в полости охлаждающего заряда, воспламенения рабочего заряда, его сгорания, расширения продуктов сгорания в цилиндре с совершением механической работы, выпуска отработавших газов из цилиндра и выпуска нагретого охлаждающего заряда из полости, при сжатии охлаждающего заряда его тепло частично аккумулируют в полости, а перед выпуском из последней нагретый охлаждающий заряд расширяют, продолжая нагревать теплом продуктов сгорания и передавая ему саккумулированное в полости тепло, с совершением дополнительной механической работы. В частном случае расширение нагреваемого охлаждающего заряда осуществляют одновременно с расширением продуктов сгорания в цилиндре. Таким образом, сущность заявляемого способа заключается в использовании охлаждающего заряда в качестве дополнительного рабочего тела, а также в аккумулировании тепла сжимаемого охлаждающего заряда с последующим возвратом саккумулированного тепла в расширяющийся заряд с совершением дополнительной механической работы. Такая временная аккумуляция тепла может быть осуществлена с помощью размещенного в полости наполнителя-регенератора. В результате аккумулирования регенератором тепла на такте сжатия снижаются потери на сжатие охлаждающего заряда, в полости запасается большая, чем в чисто воздушном заряде тепловая энергия, увеличивается теплообмен (тепловой поток) между горячими стенками цилиндра и охлаждающим зарядом. Возврат саккумулированного регенератором тепла в расширяющийся охлаждающий заряд наряду с продолжающимся подогревом последнего от горячих стенок цилиндра способствует совершению дополнительной полезной механической работы. Таким образом, достигается положительный эффект - повышение КПД ДВС при улучшении охлаждения цилиндра. Предлагаемый способ может быть реализован как в двух-, так и четырехтактных двигателях, однако в нагреваемой полости процесс в любом случае идет по двухтактному циклу. Если в работающем по заявляемому способу двигателе процессы газообмена в цилиндре и в нагреваемой полости идут независимо, т.е. без смешения и непосредственного контакта рабочего и охлаждающего зарядов, то в качестве охлаждающего заряда могут использоваться различные газообразные вещества. Если после расширения в полости с совершением работы нагретый охлаждающий заряд используется для продувки цилиндра, то этот заряд должен быть воздушным. На фиг. 1 и 2 изображен цилиндр при положении поршня в верхней (ВМТ) и нижней (НМТ) мертвых точках соответственно продольный разрез; на фиг. 3 дано сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 и 5 приведены расчетные зависимости, иллюстрирующие увеличение эффективного КПД ДВС




Формула изобретения
1. СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ путем впуска в цилиндр рабочего заряда, подачи охлаждающего заряда в полость, нагреваемую теплом продуктов сгорания рабочего заряда, сжатия в цилиндре рабочего заряда, сжатия и нагрева в полости охлаждающего заряда, воспламенения рабочего заряда, его сгорания, расширения продуктов сгорания в цилиндре с совершением механической работы, выпуска отработавших газов из цилиндра и нагретого охлаждающего заряда из полости, отличающийся тем, что при сжатии охлаждающего заряда его тепло частично аккумулируют в полости, а перед выпуском из последней нагретый охлаждающий заряд расширяют, продолжая нагревать теплом продуктов сгорания и передавая ему аккумулированное в полости тепло, с совершением дополнительной механической работы. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что расширение нагретого охлаждающего заряда осуществляют одновременно с расширением продуктов сгорания в цилиндре.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5