Способ получения моторных топлив из газового конденсата
Использование: в нефтехимии, в частности в производстве моторных топлив. Сущность изобретения: получение моторного топлива ведут фракционированием газового конденсата с выделением пропанбутановой, прямогонных бензиновой, дизельной и остаточных фракций. Прямогонную бензиновую фракцию контактируют при 300-480°С и 0,2-4 МПа с цеолитсодержащим катализатором. Полученные продукты фракционируют с выделением газообразных и жидких продуктов. Последние ректифицируют с выделением высокооктановой и остаточной фракцией. Выделенную пропанбутановую фракцию или ее смесь с газообразными продуктами контактирования подвергают пиролизу с последующим смешиванием последних с прямогонной бензиновой фракцией и подачей смеси на контактирование с катализатором. Полученные продукты фракционируют с выделением пироконденсата и пирогаза с последующими смешиванием пирогаза с прямогонной бензиновой фракцией и их совместным контактированием с катализатором. Жидкие продукты контактирования компаундируют с пироконденсатом. Полученную фракцию подвергают ректификации с выделением целевого бензина и остаточной фракции. В качестве катализатора используют системы, приготовленные на основе цеолитов со структурами ZSM-5 или ZSM-11, в том числе модифицированные элементами 1, 2, 3, 5, 6, и 8 групп периодической системы элементов. 3 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.
Изобретение относится к способам получения моторных топлив - дизельных и неэтилированных высокооктановых бензинов - из газового конденсата.
Известен способ получения высокооктановых бензинов путем риформинга бензиновых фракций газовых конденсатов [1]. Согласно данному способу предварительно выделенные из газового конденсата фракции 62-180 или 85-180оС первоначально подвергают глубокой каталитической гидроочистке, осушке адсорбеном, а затем риформингу. Процесс риформинга проводят на алюмоплатиновом катализаторе АП-64 при температурах 480-510оС, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1 и циркуляции водородсодержащего газа. Данным способом возможно получение высокооктановых бензиновых фракций с ОЧ до 79-89 ММ и выходом 79-89% на сырье риформинга. Основными недостатками данного способа являются сложная технология подготовки сырья для процесса и применение водородсодержащего газа. Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемому эффекту является способ получения моторных топлив из фракций газового конденсата [2] . Согласно прототипу неэтилированные высокооктановые бензины производят процессом "цеоформинг" из прямогонных бензиновых фракций (ПБФ), выделяемых из газовых конденсатов наряду с газообразными, прямогонными дизельной и остаточной фракциями. Процесс цеоформинга осуществляют следующим образом [2] : ПБФ разделяют с выделением фракций НК-58оС и >58оС, фракцию >58оС подвергают контактированию при повышенных температурах (до 460оС) и избыточном давлении (до 5 МПа) с цеолитсодержащим катализатором, продукты реакции фракционируют с выделением углеводородных газов, остаточной фракции >185оС и высокооктановой фракции 195оС, которую компаундируют с фракцией НК-58оС для получения целевого бензина. Основными недостатками данного способа являются относительно низкие выходы и октановые числа получаемых бензинов. Целью изобретения является увеличение выхода и октанового числа бензина. Сущность изобретения заключается в следующем (см. фиг.1 и 2). Нестабильный газовый конденсат (1) фракционируют с выделением углеводородов С1-С2 (2), пропанбутановой фракции (3), прямогонных бензиновой (4), дизельной (дизельного топлива - 5) и тяжелой остаточной (6) фракций. Пропан-бутановую фракцию (3) или ее смесь с газообразными продуктами контактирования (13) подвергают пиролизу при 550-900оС. Далее способ осуществляют по одному из двух вариантов: или (фиг.1) продукты пиролиза (7) смешивают с прямогонной бензиновой фракцией (4) и подвергают совместному контактированию в реакторе с цеолитсодержащим катализатором; полученные продукты контактирования (10) фракционируют с выделением углеводородных газов С1-С4 (12), высокооктанового бензина (14) и остаточной фракции (15); или (фиг.2) продукты пиролиза (7) разделяют с выделением газообразной - пирогаза (9) и жидкой - пироконденсата (8) фракций; пирогаз (9) смешивают с прямогонной бензиновой фракцией (4) и подвергают совместному контактированию в реакторе с цеолитсодержащим катализатором; продукты контактирования (10) разделяют с выделением углеводородных газов (12) и бензиновой фракции (11), которую компаундируют с пироконденсатом (8) и подвергают ректификации для выделения целевого высокооктанового бензина (14) и остаточной фракции (15). В качестве катализаторов используют системы, приготовленные на основе цеолитов со структурой типа ZSМ-5, ZSМ-11, в т.ч. модифицированные элементами I, II, III, V, VI и VIII групп, приготовленные известными способами. Каталитическое превращение сырья проводят в интервале температур 300-480оС и давлений 0,2-4,0 МПа. Выбор фракционного состава дизельных топлив определяется двумя основными факторами: составом и свойствами исходного сырья и желаемым соотношением объемов получаемых бензинов и дизельных топлив. Для повышения выхода (на конденсат) бензина следует повышать температуру конца кипения прямогонной бензиновой фракции; соответственно будет повышаться температура начала кипения дизельной фракции и выход ее будет падать. Для увеличения выхода дизельного топлива следует расширять интервалы выкипания дизельных фракций. П р и м е р 1. Нестабильный газовый конденсат состава, мас.%: С1 13,7; С2 8,5; С3 8,2; С4 7,5; С5 7,6; С6 10,6; С7 10,7; С8 9,1; С9 7,1; С10 5,2; С11 3,4; С12 2,6; С13 1,8; С14 1,2; С15 0,8; С16 1,5; СО2 0,4; N2 0,1 фракционируют с выделением углеводородов С1-С2, СО2, N2 (22,7 мас.%), пропанбутановой фракции (15,7% ) и стабильного газового конденсата (61,6%). Стабильный газовый конденсат (СГК) подвергают ректификации с выделением (в мас.% на СГК): 56,8% прямогонной бензиновой фракции (ПБФ) НК - 165оС с октановым числом ОЧ= 65 М, 3,34% дизельной фракции 165-300оС (дизельное топливо) и 9,8% тяжелой остаточной фракции 300-345оС. Пропанбутановую фракцию направляют на узел пиролиза, который осуществляют при Тп=780оС, Рп=0,15 МПа и времени контакта





Формула изобретения
1. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ИЗ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА включающий его фракционирование на фракции, в том числе пропан-бутановую, прямогонные бензиновую, дизельную и остаточную фракции, контактирование прямогонной бензиновой фракции при повышенных температурах и избыточном давлении с цеолитсодержащим катализатором, фракционирование продуктов контактирования с выделением газообразных и жидких продуктов и последующую ректификацию жидких продуктов контактирования с выделением высокооктановой бензиновой и остаточной фракций, отличающийся тем, что выделенную пропан-бутановую фракцию или ее смесь с газообразными продуктами контактирования подвергают пиролизу с последующим смешиванием продуктов пиролиза с прямогонной бензиновой фракцией и подачей смеси на контактирование с катализатором. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что продукты пиролиза фракционируют с выделением пироконденсата и пирогаза с последующим смешиванием пирогаза с прямогонной бензиновой фракцией и их совместным контактированием с катализатором, жидкие продукты контактирования компаундируют с пироконденсатом и полученную фракцию подвергают ректификации с выделением целевого бензина и остаточной фракции. 3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют системы, приготовленные на основе цеолитов со структурой ZS м-5 или ZSM-11, в том числе молифицированные элементами I, II, III, Y, YI и YIII групп Периодической системы элементов. 4. Способ по пп.1 - 3, отличающийся тем, что контактирование с катализатором осуществляют при температуре 300 - 480oС и давлении 0,2 - 4 МПа.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Номер и год публикации бюллетеня: 8-2004
Извещение опубликовано: 20.03.2004
MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 17.04.2004
Извещение опубликовано: 20.05.2008 БИ: 14/2008