Обмотка статора
Сущность изобретения: обмотка статора, содержащая верхний и нижний стержни, состоящие из элементарных проводников 3, изолированных друг от друга собственной изоляцией 4 и в головках 13 лобовых частей, соединенных с помощью паяных электрических соединений 18, выполненных с помощью перемычек 16, изолированных диэлектриком 17 и изолированных друг от друга диэлектрическими втулками 19. Благодаря тому, что электрические соединения 18 с помощью перемычек 16 выполнены с нулевым фазовым сдвигом в головках 13 между элементарными проводниками 3 верхнего и нижнего стержней, обмотка статора имеет пониженные добавочные потери в головках и стержнях от циркуляционных и вихревых токов. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам, в частности к узлам электрических машин переменного тока обмоткам статоров.
Известна стержневая обмотка статора крупной электрической машины переменного тока, содержащая проводящую электрический ток часть - стержень из элементарных проводников, изолированных друг от друга собственной изоляцией, причем проводники собраны в один столбик по ширине паза и покрыты витковой или корпусной изоляцией, создающей диэлектрический барьер от магнитопровода статора, в пазах которого закреплена обмотка статора. В лобовых частях обмотка статора по схеме соединена в головках пайкой элементарных проводников один к другому соответственно конструкции стержней, проводник внутреннего радиуса верхнего стержня припаивается к внешнему проводнику нижнего стержня. К недостаткам рассмотренной конструкции обмотки относятся следующие: Из-за одностолбиковой конструкции стержня стержень выполняется не транспортированным по длине и поэтому вытеснение тока сказывается на добавочных потерях в большей степени, что несколько ухудшает КПД электрической машины. Из-за нетранспонированной и одностолбиковой конструкции стержня при головках лобовых частей с короткозамкнутыми элементарными проводниками из-за их неизолированности в местах спаек по стержням обмотки протекают значительные циркуляционные токи, обусловленные разнопотенциальностью вдоль длины стержней и практически нулевым потенциалом в месте короткого замыкания в головках. Короткозамкнутый массив в головках лобовых частей в местах спайки элементарных проводников создает высокие добавочные потери в обмотке статора на вытеснение тока, практически равные добавочным потерям в сплошной шине, равного сечения, а также способствуют возникновению добавочных потерь от циркуляционных токов в стержнях обмотки статора, что повышает нагревы лобовых частей обмотки статора, особенно в головках и ухудшает КПД электрической машины. Рассмотренная конструкция обмотки статора является прототипом изобретения. Целью изобретения являются следующие конструкторские решения. Снижение циркуляционных потерь в обмотке статора, обусловленных притеканием к головке лобовых частей токов, путем изолирования друг от друга мест соединения элементарных проводников верхнего и нижнего стержней в головках лобовых частей с помощью диэлектрических втулок, одеваемых через одну пару соединенных элементарных проводников, что снижает температуру нагрева пазовых и лобовых частей обмотки и их головок, а также уменьшает циркуляционные добавочные потери в стержнях обмотки и потери на вытеснение тока в головках лобовых частей, что в целом повышает КПД электрической машины. Повышение КПД электрической машины путем уменьшения потерь на вытеснение в обмотке с одностолбиковой конструкцией стержня и циркуляционных потерь от разнопотенциальности пазовых и лобовых частей стержней за счет выполнения электрических соединений стержней друг с другом с помощью перемычек, которые осуществляют соединение элементарных проводников с фазовым сдвигом, позволяющим частично компенсировать циркуляционные токи и вытеснение токов. На фиг.1 представлена конструкция обмотки статора 1, состоящей из проводящего стержня 2, собранного из элементарных проводников 3 в собственной изоляции 4 в один столбик 5, который покрыт корпусной изоляцией 6, причем стержень 2 закреплен в пазу 7 магнитопровода 8 с помощью клина 9. На фиг.2 представлена лобовая часть 10 обмотки статора 1, состоящая из лобовой части верхнего стержня 11 и лобовой части нижнего стержня 12, соединяемых в головке 13, причем каждый элементарный проводник 3, зачищенный от собственной изоляции 4 на участке длиной А выполнен с пазом 14, в который вставлен наконечник 15 перемычки 16, впаянной в наконечник 15, а перемычка 16 изолирована диэлектриком 17, а место электрического соединения 18 изолировано диэлектрической втулкой 19, одеваемой через один элемент соединений 18. На фиг.3 представлена схема электрических соединений элементарных проводников 3а, 3б, 3в, 3г, 3д верхнего стержня 2а с соответствующими элементарными проводниками 3е, 3ж, 3з, 3и, 3к нижнего стержня 2б, причем соединение осуществляется перемычками 16 с фазовым сдвигом, равным: P=


Формула изобретения
1. ОБМОТКА СТАТОРА, содержащая проводники, выполненные из элементарных проводников, уложенных по ширине паза в один столбик, причем элементарные проводники изолированы друг от друга на всем протяжении проводника, а проводник изолирован от магнитопровода внешней изоляцией и в головках лобовых частей выполнены разъемные паяные межпроводниковые соединения, отличающаяся тем, что межпроводниковые электрические соединения выполнены с помощью изолированных по внешней поверхности перемычек, припаянных в местах электрических соединений к проводникам верхнего и нижнего стержней, причем места электрических соединений проводников с перемычками изолированы диэлектрическими втулками, надетыми по высоте головки через одно электрическое соединение. 2. Обмотка по п.1, отличающаяся тем, что перемычками соединены элементарные проводники внешнего слоя верхнего стержня с элементарными проводниками внутреннего слоя нижнего стержня с последующим переходом к соединению элементарных проводников внутреннего слоя верхнего стержня с элементарными проводниками внешнего слоя нижнего стержня с обеспечением фазового сдвига между элементарными проводниками верхнего и нижнего стержней, близким к нулю.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3